Меню Рубрики

Арт терапия в работе со стрессами

Арт-терапия – одна из форм психотерапии, основанная на творчестве и самовыражении. Подход используется как средство для снятия стресса, повышения самооценки и осознанности, а также для посттравматического восстановления. Большинство других форм терапии использует вербальный язык для выражения чувств и преодоления личных преград. В отличие от них, арт-терапия допускает более абстрактные формы общения. Эта тактика подразумевает выражение элементов подсознания, для озвучивания которых, возможно, пока нет готовности либо способности.

Вам не нужно быть художником, чтобы воспользоваться арт-терапией. На самом деле, большинство упражнений опирается не на конечный результат, который вы создадите, а на терапевтический эффект от самого ритуала творческого процесса. Если вас заинтриговала возможность релаксации через художественное воображение, то этот комплект методов для вас.

Мы предлагаем рассмотреть 10 простых способов, которые помогут вам исследовать своё внутреннее «Я». Не все они могут оказаться пригодными конкретно для вас, но хотя бы один из этих методов по своей полезности станет художественным эквивалентом продолжительно приёма тёплой, ароматной ванны.

Если вы испытываете чувства к кому-либо, в которых не готовы признаться, если вы сердитесь, но знаете, что лучше сдержаться от гневных высказываний, попробуйте в подробностях это расписать. Само написание текста несёт терапевтический эффект, а проектирование открытки его усиливает и активирует различные участки мозга. Когда закончите, запечатайте письмо, подпишите и отправьте в мусорную корзину (или задвиньте в дальний ящик стола), если вы его найдёте, послание потеряет часть своей силы.

Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа. Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое. Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни.

Вдохновитесь народным творчеством и создайте алтарь в честь отношений между вами и другим человеком, жив он или нет. Украсьте святыню фотографиями, письмами и реликвиями, напоминающими о временах, проведённых вместе, а также новыми арт-объектами, созданными вами в честь этих отношений. Используйте всё, что может стать художественным материалом, от подарков до конфетных обёрток, если вы знаете, что это ЕГО любимые конфеты. Сооружение такого алтаря другому лицу пробуждает воспоминания и служит физическим проявлением отношений, что может обеспечить душевный комфорт в сложные времена.

Большая часть напряжения, от которого мы страдаем, занимаясь творчеством, прибывает из критики и суждений, кажущихся неизбежными на каждом шагу. Попытайтесь создать произведение искусства в полной темноте, чтобы освободиться от того внутреннего критикана-искусствоведа, который обитает в вашей голове. (Представьте себе это как слепой контурный рисунок.) Вы вдруг освобождаетесь для создания линий, фигур и узоров. Включив свет, скорее всего, изображение вас удивит.

Лягте и закрой глаза. Представьте своё тело, как вы дышите. Попробуйте представить себе цвет воздуха, который вы вдыхаете и тот, что выдыхаете. Что вы видите? Нарисуйте контур своего тела на большом листе бумаги и закрасьте его акварелью, основываясь на физическом состоянии. Подумайте о том, что эти цвета значат для вас, где они сконцентрированы больше и где меньше. Это ваш самый релаксирующий автопортрет.

Зентангл (дзен-тэнгл, дзен-тангл, дзен-тэнглинг, дзен-танглинг) – это метод рисования придуманный Риком Робертсом и Марией Томас. Его разработали, чтобы сделать рисунок медитативным и доступным для всех. Технике можно обучиться у знающего специалиста либо освоить самостоятельно. Для этого вам потребуется лист бумаги, в оригинале квадрат со стороной 9 см, по краям которого вы карандашом от руки нарисуете границу, можно неровную. Внутри получившейся области рисуют линии, так называемые «строки».

Теперь переключитесь на ручку и начинайте выводить серию паттернов или повторяющихся узоров вокруг «строки». Вот вы и нарисовали зентангл. Процесс предназначен для стимулирования ритуала творения и оставляет место для человеческих ошибок – стирать ничего нельзя, таковы правила. Традиционно зентангл чёрно-белого цвета, но многие одобряют и эксперименты с цветностью. Весь процесс должен занять не более 15 минут, его можно повторять всякий раз, когда вам того захочется. Держите под рукой 9-сантиметровые квадратики, чтобы при вдохновении вы могли их заполнить абстрактными рисунками.

Подумайте о социальном и самоналоженном давлении, которое вы испытываете изо дня в день, о личных чертах характера, которые считаете недостатками, о промахах, в которых вы видите свои ошибки. Выберите одну из таких вещей и в декоративных деталях позвольте её себе. Если обернуть неудачу в достижение, можно свести к минимуму чувство нелюбви к себе, что способствует достижению более важных целей. Помните, что это художественный проект, поэтому сделайте его красивым.

Не считаете себя поэтом? Тогда пусть кто-то другой сделает самое сложное, напишет слова, а вы подберёте себе материал из старых книг, журналов, газет или даже писем. Вырежьте слова, которые выскакивают перед вами или вдохновляют вас. Складывайте их в композиции, как если бы вы составляли визуальный коллаж. У вас с самого начала может быть задумана тема или сюжет. Либо просто начните работать и увидите, куда приведёт вас такой словесный коллаж.

Вместо того, чтобы долго рисовать картины, почему бы не сосредоточиться на разработке альтернативной самодельной кисти? Вы можете изготовить оставляющий отметины инструмент, практически из чего угодно: будь то ряд зубочисток, приклеенных к картонной основе, или самодельная кисть из помпонов и пряжи. Когда вы, наконец, сделаете себе новый прибор для рисования, то частично откажитесь от контроля над художеством, которое, конечно, само по себе также является произведением искусства.

Если есть такой человек – включая самого себя, – к которому вы больше не хотите питать негативных эмоций, попробуйте сделать для него коробку прощения. Украсьте её успокаивающими изображениями и словами, которые могут характеризовать человека либо соответствовать желаемому внутреннему состоянию. Вы можете написать на листке бумаги, как его зовут, и положить в эту коробку, при необходимости, имя можно удалить либо заменить. Акт создания коробки будет содействовать приятным воспоминаниям о том, для кого она предназначена.

источник

Стресс не только окружает нас постоянно, но еще накапливается, если мы не умеем его правильно преодолевать. В результате могут развиваться различные физические, даже психические расстройства, причину которых мы не сразу можем найти. Арт-терапия — это увлекательный, полезный, а главное — простой способ борьбы с негативом.

Великие основоположники психоанализа Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг исследовали бессознательное, они заложили основу для развития арт-терапии как одного из способов психотерапии. Когда мы занимаемся каким-то искусством не на заказ, а для себя, мы выражаем свои чувства, эмоции, проецируем свое состояние на холст, глину, музыку. А значит, используя эту особенность, можно избавиться от накопленного негатива.

Прислушавшись к собственным внутренним ощущениям, можно перенести их на объект искусства, который будет выражать «собственное я». Само понятие арт-терапии ввел художник Адриан Хилл, который обратил внимание на позитивное влияние творчества на больных туберкулезом. Важный аспект такой практики — дальнейший разбор вашего произведения вместе со специалистом. Он поможет выявить глубинные проблемы, а также понять, что означают те или иные образы. Кроме того, арт терапия относится к профилактическим мерам, чтобы стресс не успевал накапливаться, а негатив своевременно трансформировался во что-то внешнее.

Что дает такая терапия? Помимо стабилизации эмоционального состояния, она развивает творческое мышление. Но мы рассмотрим основные психологические аспекты, на которые она благоприятно влияет:

  • повышает самооценку и уверенность в себе за счет наблюдения сиюминутного результата собственной деятельности;
  • снижает уровень стресса за счет концентрации внимания на ярких красках, мелких деталях, необычных формах, монотонной деятельности;
  • помогает бороться с депрессивными состояниями за счет анализа собственных проблем, нахождения путей их решения;
  • позволяет оценить со стороны межличностные конфликты для их наилучшего разрешения;
  • способствует глубокой рефлексии для анализа мотивов собственных поступков, определения ценностей.

Каждый выбирает для себя то направление творчества, которое ему проще выполнить, ведь многие из нас имеют нетворческие хобби или не увлекаются искусством вовсе. Однако существует несколько распространенных направлений, которые выполняют конкретную функцию.

  1. Фотография. Фотографирование является способом передачи изображений, максимально приближенным к реальности. Поэтому запечатление ярких моментов, дальнейшее составление коллажей или композиций из этих фотографий позволяет выявить акценты, на которых человек заостряет свое внимание. Анализ такой деятельности позволяет понять, какие подсознательные проблемы тревожат человека. После этого при помощи той же фотографии можно начать решать проблему — снимать позитивные картины, визуализировать свои цели.
  2. Музыка. Музыку можно как слушать, так и исполнять, даже сочинять. Стоит обращать внимание на выбор жанра в зависимости от настроения, преобладание мажорных или минорных тональностей. Выявив такие закономерности, можно использовать их для коррекции собственного состояния.
  3. Рисунок. Любой вид изобразительного искусства с применением технологий, инструментов, материалов будет полезен в качестве терапии. Можно копировать другие произведения или создавать собственные, главное — сконцентрироваться на самом процессе.
  4. Кино. Кинотерапия проводится обычно совместно со специалистом, потому что важным элементом здесь является обсуждение сюжета, поступков героев, их взаимодействия. Так выявляются ценности, на которых концентрируется человек.
  5. Сказки. Такой вид применим ко всем, в том числе к детям. Чтобы выявить проблему, понять свое отношение к ней, решить ее, рассматривается какой-то сюжет. В данном случае это может быть сказка, легенда или любая книга.

Конечно, это не универсальное средство преодоления стресса. Мы слишком заняты, чтобы подбирать удобный нам вид арт-терапии, не хотим тратить дополнительное время на отдельные занятия творчеством. Кто-то находит хобби в спорте или общении с друзьями. Чтобы избавиться от накопленного негатива, можно использовать специальные техники релаксации, которые не занимают много времени. Кроме того, их можно применять перед сном, что благотворно сказывается на его качестве. Викиум разработал курс «Детоксикация мозга», который основан на авторских методиках такой релаксации. Он состоит из видеоматериалов и аудиопрактик, которые за 10 уроков научат контролировать свое эмоциональное состояние. Научитесь бороться со стрессом вместе с Викиум!

источник

Стресс с английского переводится как: «напряжение», «давление». Это всё то, что заставляет нас чувствовать себя «не в своей тарелке».

Стресс считают болезнью современности, проявляющуюся как защитная реакция на какое-либо событие извне. Не нужно далеко ходить, стоит включить телевизор и понимаешь, что спокойная жизнь – это что-то из области фантастики.

Что считать за стресс – это индивидуальный вопрос, а скорее – решение. Для кого-то это безнадёжно испорченное на вечеринке любимое платье, для кого-то увольнение или переезд в другой город. И дело здесь не в интенсивности воздействия, а в том, как человек на него реагирует.

Читайте также:  Как избавится от стресса и панических атак

Жизнь – это череда удачных и не удачных событий, при этом одни люди идут по ней смеясь, уверенной свободной походкой, а другие напряженно сжавшись, идут хмуро глядя под ноги.

• депрессия, вспыльчивость, раздражительность;
• снижение концентрации внимания, забывчивость;
• проблемы с засыпанием, бессонница, поверхностный, недолгий сон;
• отсутствие аппетита или, наоборот, повышенное поглощение пищи на фоне переживаний;
• апатия, безразличие к ярким событиям в жизни.

Сильный или затяжной стресс может привести к психосоматическим заболеваниям различных систем и органов, таким как заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, проблемы с давлением и др.

В управлении стрессом арт-терапия занимает, пожалуй, одну из ведущих ролей. Техники для работы со стрессом можно разбить на две группы:

1. Ресурсные техники, в процессе которых вы выражаете себя творчески и расслабляетесь.
2. Техники по работе с негативными эмоциями, в процессе которых негатив выходит на бумагу, пластилин, глину, а затем идёт работа с ним на преобразование и переработку.

Материалы для работы, что в первой, что во второй группе могут быть одними и теми же это краски, глина, песок, бумага, а дальше всё зависит от выбранной техники и контекста.

В отличие от просто занятий танцами, рисованием или лепкой из глины арт-терапия в тех же направлениях – это процесс творчества под наблюдением психолога и здесь важен и процесс и конечный результат.

Всё, что происходит с человеком во время творческой практики, может послужить материалом для дальнейшей работы, подсказкой о том, где он сейчас находится, с какой проблемой пришел и какие ресурсы ему необходимы.

Арт-терапия помогает понять и принять свой внутренний мир, свои способности и особенности, склонности, желания и интересы. Творчество дарит состояние гармонии с самим собой, а если мир внутри, то будет и снаружи.

Это то, что волнует каждого человека: кто я, что я, куда я иду – вечные вопросы, актуальные для разных возрастов. Рано или поздно возникает вопрос: «а в чём же моё предназначение?» Быть нужным, востребованным, реализоваться в творчестве – одна из базовых потребностей человека. Арт-терапия помогает заглянуть в себя поглубже и понять истинные желания.

Творчество способствует выходу из «зоны комфорта», расширяет границы и даёт возможность посмотреть на себя и мир с другой стороны. Арт-терапия не требует наличия специальных навыков и умений и доступно человеку в любом возрасте и с любыми возможностями.

Творчество позволяет выразить широкий спектр эмоциональных переживаний. Многое из того, что не хочется говорить можно выразить в движении, в цвете, в звуке. После того как буря эмоций хаотично расположилась на листе бумаги, а затем чудесным образом преобразовалась во что-то прекрасное на душе становится легче и светлее. Арт-терапия учит выражать эмоции, принимать их переходить из одного состояния в другое.

Завышенные требования к себе, нехватка положительных эмоций способствуют возникновению стрессовых состояний.

Творение чего-то нового и прекрасного дарит состояние радости и вдохновения, а позитивный настрой позволяет смотреть на мир с улыбкой и проблемы сразу же уменьшаются в размерах.

Арт-терапевтических техник в интернете можно найти очень много для специалистов и не для специалистов. Мы, основываясь на результатах арт-терапевтической практики, отобрали те, что действительно работают. Если Вам интересна арт-терапия как инструмент работы с собой и помощи другим, будем рады поделится знаниями и опытом с вами на курсах по арт терапии.

источник

Елена Бурнышева
Исследовательская работа ученицы 6 класса «Арт-терапия, рисунки анти-стресс в борьбе со стрессом»

Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №11 среднего общего образования» ОАО «РЖД»

рисунки анти- стресс

в борьбе со стрессом

Работу выполнила:

ученица 6 класса

Бурнышева Елена Александровна, педагог-психолог

I Глава. Теоретические аспекты …5

1.1. Сущность стресса, его причины и проявления…. 5

1.2. Физиологические признаки стрессового состояния….6

1.3. Эмоциональные признаки стрессового состояния…. 8

1.4. Психологическая защита от стресса – арт-терапия….….8

2. Применение рисунков анти- стресс для стабилизации эмоционального фона и снятия стресса учащихся школы – интерната №11 ОАО «РЖД»…. 11

2.1. Работа по созданию авторского тематического альбома анти- стресс…. 11

Проблема преодоления личностью стрессовых и критических ситуаций исследуется учеными в различных областях знания и в настоящее время остается одной из актуальных тем. Существует ряд стрессогенных специальностей, к ним относятся и специальности работников железнодорожного транспорта, профессия учителя, врача, продавца.

Необходимость исследования механизмов преодоления стресса; отбора наиболее эффективных методов для снятия стресса у учеников нашей школы. Именно это явилось проблемой, поднятой в работе.

Рисовать или раскашивать любят многие. Рисование участвует в согласованной работе полушарий, активизируется образное мышление, связанное, с работой правого полушария; и логическое, за которое отвечает левое полушарие. Рисование связывает зрительную, двигательную функцию, речь и мышление. Поэтому для своей исследовательской деятельности я выбрала тему «Арт-терапия, рисунки анти- стресс, в борьбе со стрессом».

Цель: создание авторского тематического альбома раскрасок анти- стресс «Животные», направленного на снятие психического напряжения.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить и проанализировать литературу по исследованию стресса, влиянию арт-терапии на эмоциональное состояние человека;

2. создать авторский тематический альбом с рисунками анти- стресс на снятие стресса;

3 применить собранные рисунки в занятиях с учащимися 6 класса.

Гипотеза: авторские рисунки анти- стресс способствуют формированию приемов преодоления стресса.

Новизна моей работы заключается в том, что в ней я, взаимодействуя с психологом, используя литературу, создала и применила на практике авторский тематический альбом с рисунками анти- стресс по преодолению стресса у одноклассников.

Ожидаемый результат: снижение стрессового состояния учащихся после применения изо-терапии.

Источники информации: научно-популярная литература, книга М. В. Киселевой «Арт-терапия в работе с детьми», СМИ (периодическая печать, тематические телевизионные передачи, Интернет ресурсы.

Этапы работы: планирование деятельности, подбор материалов, библиотеки, беседы с педагогом-психологом школы-интерната, применение рисунков анти- стресс на занятиях с психологом школы-интерната, написание реферата.

I Глава. Теоретические аспекты

1.1. Сущность стресса, его причины и проявления

Стресс в переводе с английского – это давление, нажим, напряжение. Понятие «стресс» было введено канадским физиологом Гансом Селье (1936). Появившись как защитная реакция бегства, стресс тысячелетиями отлично выполнял свои функции. Встреча с опасностью требовала немедленных активных действий. Для этого все системы организма приводились в «боевую готовность». В кровь выбрасывались большие количества гормонов стресса — адреналина и норадреналина, вызывающие повышение давления, ускорение сердцебиения, расширение зрачков, напряжение мышц.

В современных условиях жизнь стала несравнимо безопаснее, и необходимость в немедленном бегстве возникает крайне редко. А вот реакция организма ничуть не поменялась. И в ответ на выговор родителей, замечания учителя у нас выделяются тот же адреналин, что и при встрече с хищником миллионы лет назад. Увы, естественная реакция бегства при этом невозможна. При повторных стрессовых ситуациях изменения, вызванные адреналином, накапливаются. Именно они вызывают характерные проявления стресса.

В психологии стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Что такое эмоциональный стресс? Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т. е. стать стрессором. Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы: микробы и вирусы, различные яды, высокая или низкая температура окружающей среды, травма и т. д. Но такими же стрессорами могут быть и любые факторы, влияющие на эмоциональную сферу человека. Это все, что может нас взволновать, несчастье, грубое слово, незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или стремлениям. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы. Дистресс – это разрушительный процесс, который действует на весь организм, такое перенапряжение является продолжительным стрессом. Часто подобная реакция организма переходит в психические болезни: психоз, невроз.

1.2. Физиологические признаки стрессового состояния

Проблеме стресса посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.

Стрессовое состояние можно диагностировать по ряду признаков.

Учащенное сердцебиение, аритмия, инфарктное, инсультное состояние. Сердцебиение и нарушения сердечного ритма, иногда настолько выраженные, что человек ощущает их без специальных исследований. Перебои в работе сердца — одна из наиболее частых причин обращения к врачу у людей с хроническим стрессом. Одним из проявлений повышенного давления и сосудистой патологии может быть шум в ушах.

Со стороны пищеварительной системы. Самые распространённые симптомы стресса — снижение или полное отсутствие аппетита. Человек в состоянии стресса резко теряет вес. Гораздо реже встречается обратная ситуация — повышение аппетита при стрессе. Кроме этого, проявлениями стресса могут быть и выраженные боли в животе. Возникают различные диспептические явления — изжога, отрыжка, тошнота и рвота, чувство тяжести в желудке, нарушения стула.

Нарушения в дыхательной системе проявляются ощущением нехватки воздуха, невозможностью сделать глубокий вдох, одышкой, изредка — приступами удушья. Учащаются простудные заболевания.

В опорно-двигательной системе под действием адреналина учащаются мышечные спазмы, возможны судороги, мышцы постоянно находятся в тонусе. Часто возникают боли в спине.

На коже появляются различного рода сыпи, вплоть до очень выраженных. Даже при отсутствии аллергических проявлений в прошлом, возникают аллергические реакции, особенно кожные. Усиливается потоотделение, беспокоят постоянно влажные ладони.

Вовлечение нервной системы в стресс проявляется психическими и интеллектуальными симптомами. Из физических проявлений возможны головные боли.

Температура при стрессе часто понижена, но возможны эпизоды её повышения (37-37,5). Кратковременные её повышения до более высоких цифр не сопровождаются воспалительными изменениями.

Интеллектуальные симптомы стресса особенно заметны у учеников и студентов в период повышенных нагрузок. К ним относятся:

• Рассеянность, затруднённая концентрация внимания, неорганизованность, опоздания, нет удовлетворения от работы, частое возникновение чувства усталости.

• Навязчивые мысли, особенно с негативной окраской.

• Неспособность принять решение.

Можно выделить еще целый ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса. Об этом свидетельствуют:

• увеличение количества выкуриваемых сигарет;

• пристрастие к алкогольным напиткам;

• постоянное ощущение недоедания;

Конечно, у человека, находящегося в состоянии стресса, не должны наблюдаться все эти симптомы, всего нескольких из них достаточно, чтобы заподозрить достаточно серьезные проблемы. Не всегда человек в состоянии стресса уделяет достаточное внимание своему здоровью.

Читайте также:  Как избавиться от стресса и депрессии в домашних условиях взрослому

1.3. Эмоциональные признаки стрессового состояния

Эмоциональные симптомы, в отличие от предыдущих групп симптомов, в некоторой степени могут регулироваться человеком. При ярко выраженном стрессе могут наблюдаться следующие изменения в эмоциональной сфере.

• Беспокойство, тревожность, ощущение надвигающейся беды. Возникают панические приступы без выраженных причин.

• Раздражительность, капризность, также без видимых причин.

• Постоянно сниженный эмоциональный фон. Частые приступы тоски, печали, вплоть до депрессивного состояния и суицидальной склонности. Для женщин особенно характерна слезливость.

• Низкая самооценка в сочетании с завышенными требованиями к себе.

• Пассивность и исчезновение интересов в жизни.

• Постоянное напряжение, человеку в состоянии стресса крайне тяжело расслабиться.

Диагностика стресса значительно облегчается благодаря знанию основных внешних проявлений этого состояния.

1.4. Психологическая защита от стресса – арт-терапия

У жителей города высока потребность в снижении уровня стресса и устранения его последствий — то есть восстановления энергетического потенциала, снятия мышечного напряжения; а также с целью способствовать развитию личностных ресурсов и самосовершенствованию людей.

На 51 сессии ВОЗ были объявлено: депрессия уже вышла на первое место в мире среди причин неявки на работу, на второе — среди болезней, приводящих к потере трудоспособности. Если не будет принято соответствующих мер, то к 2020 году депрессия парализует экономическую жизнь как развитых, так и развивающихся стран. Люди без погружения в состояние расслабления после сильных переживаний рискуют впасть в депрессию. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сравнивает депрессию с эпидемией, охватившей все человечество.

Польза от систематических сеансов релаксации признана в современной психотерапии. В состоянии релаксации мы ощущаем приятную лёгкость, нами овладевают положительные эмоции, психоэмоциональное напряжение снижается или пропадает. Под релаксацией понимают состояние человека, сопровождающееся полным расслаблением как физического тела (мышечный тонус, так и сознания (психическое напряжение). Одним из действенных механизмов борьбы со стрессом является арт-терапия.

Арт-терапия, буквально: лечение искусством (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве.

Термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д., в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Существует несколько видов арт-терапии: арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве; библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапия; драматерапия; танцевальная терапия; куклотерапия.

Задачи арт-терапии:

• дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам;

• сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах;

• развить творческие способности и повысить самооценку.

В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

2. Применение рисунков анти- стресс для стабилизации эмоционального фона и снятия стресса учащихся школы – интерната №11 ОАО «РЖД»

2.1. Работа по созданию тематического авторского альбома рисунков анти- стресс «Животные»

Под руководством педагога-психолога школы – интерната №11 ОАО «РЖД» Бурнышевой Е. А. я в 2015-2016 учебном году создала тематические альбомы раскрасок анти- стресс (Приложение 1, позволяющих влиять на стресс.

В 2016-2017 учебном году я решила продолжить работу по борьбе со стрессовыми состояниями и создать собственные рисунки анти- стресс. Рисование развивает двигательную координацию, участвует в согласовании межполушарных взаимодействий, т. к. в процессе рисования активизируется образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и логическое, за которое ответственно левое полушарие. Рисование связывает зрительную, двигательную функцию, речь и мышление. Изо — терапия помогает изучить и понять чувства, проанализировать события, развить умение общаться, укрепить самооценку и уверенность в себе. Я выбрала направление «Животные», потому что животные помогают человеку приспособиться в жизни или изменить судьбу в лучшую сторону. Иногда люди за счет животных находят себе друзей и исключают факт одиночества.

Все созданные раскраски активно используются в занятиях педагога – психолога, мои одноклассники с удовольствием раскрашивают созданные мной тематические картинки – антистресс.

Диагностика стресса не разработана в полной мере. Стрессовые сдвиги проявляются во всех сферах психики. В эмоциональной сфере важнейшие феномены – это чувство тревоги, поэтому педагогом — психологом школы было проведено исследование тревожности учащихся средних классов по методике Филлипс. Я наблюдала за проведением диагностики, помогала производить математические подсчеты, обрабатывать результаты, училась анализировать, делать выводы. Все данные заносились в таблицу и потом строился график. В конце работы мы сравнили результаты прошлого года с нынешними результатами.

Тест школьной тревожности (Филипс) (Приложение 2)

Цель диагностики: исследование школьной тревожности.

Респонденты: учащиеся 6 класса в количестве 15 человек.

Выявить детей с повышенной тревожностью, включая факторы:

2) переживание социального стресса;

4) страх ситуации проверки знаний;

5) страх несоответствовать ожиданиям окружающих;

6) низкая стрессоустойчивость.

Исследования показали, что у 3 учащихся повышенная общая тревожность, у 5 переживание социального стресса, страх самовыражения наблюдается у 10 учеников, страх ситуации проверки знаний у 11 ребят; страх несоответствовать ожиданиям окружающих у 10 человек; низкая стрессоустойчивость у 2 человек.

После проведения занятий с применением рисунков из сборника, была проведена итоговая диагностика, которая показала изменения: у 2 учащихся повышенная общая тревожность, у 2 переживание социального стресса, страх самовыражения наблюдается у 8 учеников, страх ситуации проверки знаний у 10 ребят; страх несоответствовать ожиданиям окружающих у 7 человек; низкая стрессоустойчивость у 2 человек.

В сравнении с 20151-16 годом результаты изменились:

Тревожность снизилась по всем показателям, кроме физиологической стрессоустойчивости, которая и так была мала. Ребята стали более позитивными, научились азам снятия стрессового состояния.

Работа по созданию альбомов раскрасок анти- стресс продолжится. Я хочу начать сама создавать такие рисунки. Предложить активно использовать их в занятиях по психологии с учениками нашей школы. Провести мониторинг: подвержены ли мои одноклассники стрессу, есть ли у них школьная тревожность, как раскраски анти- стресс влияют на эмоциональное самочувствие учеников моего класса. В будущем я хочу познакомиться с психологом санатория – профилактория «Егоршинский» Галушко Татьяной Эриксоновной, чтобы больше узнать о профессии психолога, т. к. в будущем хочу выбрать профессию психолога.

Можно ли жить без стресса? Нет, без стресса жить невозможно и даже вредно. Поэтому важно решить проблему: «Как жить в условиях стресса?». В этой ситуации человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные испытания. Эти способности можно воспитать в себе и совершенствовать с помощью различных упражнений, которые существует огромное множество. Не стоит бояться стресса и каждый раз его избегать. Нужно научиться регулировать стресс и использовать его полезные функции.

В начале работы была выдвинута гипотеза о том, что игровая деятельность способствует формированию приемов преодоления стресса, которая подтвердилась. После проведенного исследования, можно сделать вывод о положительном влиянии игры на эмоциональное состояние учащихся старших классов. Задачи, поставленные вначале работы выполнены: проанализировав научно-популярную литературу, написан реферат, подобраны игры на снятие стресса, составлена игротека. Игры проведены со старшеклассниками, проходящими практику на СДЖД, проведен мониторинг влияния игры на стресс. Поставленная цель достигнута.

Хотелось бы, чтобы с ребятами, которые будут проходить практику на Свердловской Детской железной дороге работал психолог и в своей работе использовал игротеку, собранную мной.

М. В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми».С-П. ,2014.-160с.

М. Шеченко «Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых». М., изд-тво АСТ. 2016-117с.

Арт-терапия в работе с дошкольниками Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного.

Арт-терапия Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и.

Арт-терапия для воспитателей Арт-терапия для воспитатей МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, р. Бурятия Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно.

Арт-терапия — лечение искусством «Истоки высших человеческих эмоций Лежат в переживаниях раннего детства» А. В. Запорожец Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе.

Арт-терапия в работе с дошкольниками Арт — терапия в работе с дошкольниками» Тренинг для педагогов Тема: Арт – терапия в работе с дошкольниками» Целевая группа: воспитатели.

Фотоотчет. Арт-терапия Фотоотчет. Воспитатель Поплевина Лариса. г. Улан-Удэ. МДОУ № 87 «Улыбка». С чего все началось. В группе появился чемоданчик. Его принесла.

Исследовательская работа ученика 4 класса «Моя родословная» Меня зовут. Денис. Я ученик 4 класса. Тема моей исследовательской работы: «Моя родословная» Я живу в д.. , где очень много родственников.

Проект ученика 3 класса. Исследовательская работа «Мёд и его качество» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с. Грабово Исследовательская работа по теме: «Мёд и его.

Проектная работа ученицы 1 класса «Необычные музеи России» «Необычные музеи России» Проектная работа ученицы 1 класса А Киселевой Екатерины. 1 место в школьном, окружном и городском турах конкурса.

Проектная работа ученицы 4 класса «Познаем Россию в игре» Пректная работа ученицы 4 класса А Матвеевой Полины. 1 место в школьном, окружном и городском турах конкурсов «Открытие» и «Горизонты».

источник

О стрессе уже писали много. И все же эта тема остается актуальной. То, что называется стрессом, подкарауливает нас на каждом шагу, разрушая наше физическое и психическое здоровье. Я не хочу сегодня говорить об острых стрессовых ситуациях. Большинство образованных людей могут с ней справляться более или менее. И знает множество приемов, чтобы избежать стресса в такой обстановке.

Тут все ясно и понятно. Накричал начальник – представь его себе голым. Принес ребенок двойку из школы – прежде чем реагировать, сосчитай до десяти. Не нравится поведение соседки – переверни свои мысли с ног на голову.

А вот что делать, если с утра тебя будит будильник, потом оказывается, что ребенок забыл сказать, что вчера у его пальто оторвалась пуговица. Кое-как умывшись и натянув на себя одежду, ты оказываешься в транспорте. В личном или общественном практически не имеет никакого значения. Пробки и ругань. Ты вбегаешь в офис, чуть облегченно вздохнув, потому что минута в минуту и тут же окунаешься в рабочие проблемы. Проблемы… проблемы.. проблемы… И задерживаешься на работе, и выслушиваешь в связи с этим претензии второй половины. Ложишься спать и видишь все те же стрессовые сны. А завтра с утра тебя опять будит будильник…

Читайте также:  Как избавиться от стресса и нервов мужчине

От такой круговерти, кажется, нет спасения. И все это выливается в злость на весь мир, потом в депрессию, потом в хождение по больницам в связи с многочисленными заболеваниями. И заканчиивается подсчетом лет: сколько тебе там осталось мучится.

Давайте остановимся. И попробуем что-то с этим сделать.

В этой статье я бы хотела поговорить о таком немаловажном направлении, в котором управление стрессом занимает ведущую роль – об арт-терапии. Она бывает двух направленностей:

  1. Вы расслабляетесь и забываете обо всем, выражая себя и свою личность в творчестве.
  2. Вы выплескиваете все свои негативные эмоции в творческом порыве, потом уничтожаете этот негатив, оставив в себе только позитивные эмоции, которые заполняют в вашей душе все освободившееся место.

К первым можно отнести различные творческие занятия. Это может быть горчарное мастерство, мыловарение, создание кукол своими руками, бисероплетение, создание оригами и множество других направлений искусства. В момент творчества человек расслабляется, весь накопившийся негатив отодвигается на задний план и постепенно теряет свою актуальность.

Те, кто посещает такие занятия, отмечают эмоциональный подъем и некую отрешенность от мелких ежедневных стрессовых ситуаций. В процессе создания красоты своими руками происходит перенаправление мысленного процесса из области рациональной в область творчества и самовыражения. При этом у человека происходит переосмысление ценностей и повышение самооценки. Этот же метод психологи советуют в случаях, когда возникает стресс у детей.

Ко вторым можно отнести изотерапию или песочную терапию. Суть метода заключается в том, чтобы вынести все негативные эмоции из своего внутреннего мира во внешний, визуализовав их.

  • Например, Александр Шевченко (практикующий психолог и арт-терапевт) предлагает авторский метод «Отрезаю проблему».
  1. Разделите лист на две части
  2. Справа нарисуйте свои проблемы и негативные эмоции в виде запутанного клубка так, как в данный момент хочется это сделать.
  3. Слева нарисуйте себя как сможете или как видите.
  4. Теперь отстранитесь от своих проблем и отрежьте правую часть листа с нарисованным клубком
  5. Уничтожьте отрезанную часть листа.

Этим вы как будто дадите себе сигнал о том, что проблемы ушли и можно обратить внимание на более интересные для вас вещи.

  • Барбара Ганим – директор Института изобразительных искусств (США) в своей книге «Исцеление через искусство» предлагает нарисовать свой негатив в технике экспрессивное искусство.

То есть, вы рисуете на листе бумаги некие образы (которые могут быть кляксами, пятнами, полосами и так далее), в которые выливаются ваши негативные эмоции. Теперь они все выражены на бумаге и вы можете уничтожить их, выбросить из своей жизни.

Те, кто сталкивался с таким видом арт-терапии, отмечают некое душевное опустошение, которое хочется заполнить положительными эмоциями. То есть человек «освобождает место» для позитива и готов смотреть с оптимизмом в будущее.

Каким бы методом арт-терапии вы не прервали этот бесконечный бег навстречу стрессу – это важный шаг навстречу принятия себя, уважения к себе. И главное, что избавившись от негатива вы сможете направить все свои силы не на борьбу с ним, а на созидание и творческое отношение к самой своей жизни.

источник

Арт-терапия – явление в психологической практике достаточно молодое, но уже очень популярное. Все больше и больше людей выбирают занятия различными видами искусства как метод положительного воздействия на собственное эмоциональное состояние, будь то, например, изотерапия, песочная терапия или фототерапия. Что такое арт-терапия, как она воздействует на человека и какие виды арт-терапии существуют – читайте далее.

Буквально арт-терапия означает «лечение искусством». Она заключается в том, что человек получает возможность самовыражения с помощью творчества. Причем успешность арт-терапии не зависит от того, на каком уровне находятся его творческие способности.

  • снять стресс и напряжение;
  • избавиться от негативных переживаний;
  • справиться с различными страхами;
  • познать себя и повысить свою самооценку;
  • обрести душевное равновесие.

К арт-терапии обращаются люди самых разных возрастов, страдающие от депрессии, возрастного кризиса, различного рода зависимостей и психологических травм. Нередко арт-терапевты работают с больными в реабилитационный период, людьми с ограниченными возможностями или умственной отсталостью.

Хороший эффект арт-терапия имеет при групповых занятиях, поэтому к ней прибегают молодые пары, семьи, коллеги по работе и т. д.

Выделяют следующие виды арт-терапии:

  • Изотерапия – арт-терапия, связанная с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью и т. д.
  • Музыкотерапия – арт-терапия с помощью музыки. Включает в себя прослушивание песен и инструментальной музыки, игру на музыкальных инструментах, пение.
  • Кинезитерапия – лечение танцем и движением. Сюда входят занятия танцами, подвижные игры, сеансы массажа и лечебная физкультура.
  • Библиотерапия – арт-терапия посредством чтения или написания собственных произведений. Литература может быть самая разнообразная, и по форме, и по содержанию. В библиотерапии выделяют сказкотерапию – лечение сказками.
  • Песочная терапия – арт-терапия, главным инструментом которой является песок. Песочная терапия включает в себя пересыпание песка, песочную анимацию, возведение песочных скульптур и замков.
  • Имаготерапия – арт-терапия на основе драматического искусства, которая предполагает постановку театральных сценок.
  • Фототерапия – в нее могут входить проведение фотосессий и фоторепортажей, слайд-терапия, фотопрогулка и т. д.

Некоторые специалисты выделяют так называемую арт-синтезтерапию, включающую в себя разные виды арт-терапии, например, и рисование, и прослушивание музыки, и создание фотографий.

Очень популярной среди остальных видов в последнее время стала песочная терапия, особенно с песочной анимацией: кроме того, что работа с песком сама по себе очень успокаивает, это еще и очень необычное и интересное занятие.

Но чаще всего под арт-терапией подразумевают именно изотерапию – она является и эффективной, и наиболее доступной, и интересной для всех. Многие люди после занятий продолжают развивать свои творческие способности и находят новое хобби.

Рассмотрим одни из самых интересных техник, которые применяются специалистами на личных и групповых сеансах арт-терапии.

  • Автопортрет: посредством рисунка нужно изобразить свою личность, интересы, стремления и образ жизни, показать свой собственный мир.
  • Изображение эмоционального состояния: всего за несколько минут каждый участник арт-терапевтического сеанса рисует свое внутреннее состояние, используя различные линии, формы и штрихи. Рисунок должен быть просто символическим, пусть творческие способности вас не волнуют.
  • «Как ребенок»: с помощью пассивной, нерабочей руки нужно нарисовать то, чем вы больше всего любили заниматься в детстве. Задание может вызвать яркие детские образы и сильные переживания.
  • Глиняный амулет: попробуйте поработать с глиной и создать свой собственный оберег. Хорошенько подумайте над тем, какую форму и текстуру ему придать, так как он должен символизировать что-то особенное.
  • Работа с бумагой. Хороший вариант для группового сеанса – коллективное создание бумажной скульптуры или оригами. Нужно передавать бумажный лист от одного участника к другому, и каждый должен вносить в фигурку свои изменения. Также участники могут создать разные фигурки и подумать, как объединить их в общую композицию.
  • Рисуем каракули: еще одна техника для работы с группой – первый участник рисует на бумаге произвольные линии и закорючки, не имеющие смысла, а следующий участник должен выделить среди них какой-то образ и при необходимости его дополнить.

Арт-терапевт помогает своему клиенту подобрать наиболее подходящую технику, определиться с тем направлением, в котором ему нужно двигаться, подтолкнуть человека к пониманию своего «Я», собственных ресурсов и возможностей.

Мы выяснили, что проведением арт-терапии занимается квалифицированный специалист, но как быть тем, у кого нет возможности посещать арт-терапевта? Давайте рассмотрим несколько интересных идей домашнего творчества, которые частично заменят профессиональную арт-терапию и помогут вам отвлечься от негативных эмоций.

Составление коллажа – любимый способ борьбы со стрессом для многих людей; стоит только попробовать, и эта затея с головой вас увлечет. Для коллажа вам понадобятся: ватман размера А3, различные журналы и/или распечатанные фото и картинки, цветные карандаши, ручки или фломастеры, ножницы и клей.

Подумайте о том, что вам нравится больше всего, что вызывает у вас положительные эмоции, чего вы желаете добиться в жизни, чем хотите обладать или что увидеть. Набор образов, который у вас при этом возникнет, вам и нужно воплотить на бумаге.

Вы можете вырезать целые изображения или их фрагменты, фразы и отдельные слова. Схему коллажа можно заранее сделать в фотошопе, но лучше работать экспромтом, полагаясь лишь на свое воображение и полностью отдаваясь процессу. Коллажирование не только поможет вам снять стресс, но и почувствовать себя творцом новой реальности, стать увереннее в себе и своих стремлениях. А главное, творческие способности не имеют никакого значения – коллаж просто не получится сделать неправильным.

Популярными в последнее время стали такие техники медитативного рисования, как дудлинг, зентанглинг и зендудлинг.

Дудлингом называют процесс рисования произвольных узоров – когда человек, почти не задумываясь, автоматически рисует на бумаге то, что приходит ему в голову.

Зентанглинг, наоборот, требует повышенной концентрации. Чтобы нарисовать зентангл, расслабьтесь, вспомните о чем-нибудь приятном. Затем нарисуйте на бумаге четыре точки, примерно образующие квадрат. В полученных границах проведите несколько линий-струн, которые произвольным образом поделят ваш зентангл на секции. Начинайте рисовать в каждой секции узор, который приходит вам в голову.

Каждому элементу уделяйте особенное внимание, тщательно прорисовывайте все детали и не выходите за линии границ. Подробнее смотрите в видео:

Еще более популярной является техника зендудлинг. Как и зентангл, зендудл – это продуманный узор, но, подобно дудлам, он не нуждается в четких границах. В этой технике сейчас рисуют целые картины.

Терапевтический эффект от зентанглинга и зендудлинга заключается в том, что человек полностью сосредотачивается на создании рисунка, расслабляется, забывая про время, не торопясь и не боясь ошибиться. Результат в данном случае имеет меньшее значение, чем сам процесс.

Совсем недавно в Интернете и на прилавках магазинов стали появляться специальные раскраски-антистресс для взрослых, выполненные в технике зендудлинг. Соответственно, все узоры-зендудлы в них уже нарисованы, остается только добавить к ним яркие цвета, поэтому от вас требуются лишь цветные карандаши и наличие свободного времени.

Терапевтический эффект, который дают раскраски-антистресс для взрослых, похож на эффект от рисования зендудлов: способствует релаксации, снимает напряжение и даже головную боль.

Как выглядят раскраски-антистресс для взрослых и как их разукрашивать, смотрите в следующем видео:

источник