Меню Рубрики

Головной мозг человека при стрессах

Каждый из нас хоть раз в жизни оказывался в стрессовой ситуации. Вы чувствовали себя раздраженным и злым человеком, постоянно переживали из-за чего-то, долго не могли уснуть, а тревожные мысли не покидали вашу голову ни на минуту.

Стресс не всегда является негативным переживанием, ведь он помогает человеку собраться и активизировать все его силы. Если вы испытываете стресс перед важным выступлением или соревнованием, то это вполне нормальное и обычное явление, от которого ваш организм практически не страдает.

Но если вы постоянно переживаете стресс и понимаете, что никаких улучшений в ближайшее время не предвидится, то ваш организм может подвергнуться негативным изменениям.

Стресс неблагоприятно влияет на все органы и системы человеческого организма, но сегодня рассмотрим вопрос о том, как длительный стресс влияет на головной мозг ребенка и взрослого человека.

Продолжительные нервные перегрузки, которые человек систематически испытывает в раннем детстве и юности, отрицательно влияют на мозг данного индивида и его поведение. Если несовершеннолетний ребенок постоянно попадает в напряженные ситуации (насилие дома, на улице, в школе, нищета, пренебрежение и т.д.), то его мозг может отставать в росте и развитии, что приводит к:

  • увеличению риска возникновения умственных расстройств;
  • отрицательному устойчивому воздействию на умственные функции в будущем.

Когда ребенок оказывается в стрессовой ситуации, его гипоталамус, который является отделом в промежуточном мозге, выделяет гормон. Данный гормон попадает в гипофиз, который вырабатывает другой гормон. Этот другой гормон благодаря кровеносной системе попадает в надпочечники, которые вырабатывают кортизол и адреналин.

  • увеличивает мышечную силу;
  • повышает уровень сахара в крови;
  • делает более высоким порог болевой чувствительности;
  • увеличивает эффективность запоминания.

Адреналин же повышает артериальное давление и ускоряет сердцебиение.

«Что же плохого в том, что организм ребенка синтезирует адреналин и кортизол, если эти гормоны в целом позитивно влияют на него?» — спросит большинство родителей. Дело в том, что такая реакция организма придумана природой для решения жизненных критических ситуаций, которые длятся несколько минут. Но современные задачи и проблемы, с которыми сталкивается ребенок в школе, требуют от него развития психологической устойчивости, усидчивости, умения сосредотачиваться. Продолжительный стресс же эти качества не только не помогает развивать, но и дестабилизирует.

Стрессовые гормоны имеют тенденцию накапливаться в организме. Ученые доказали, что кортизол, задерживаясь в мозгу на длительное время, повреждает его. В ходе проведения эксперимента лабораторным крысам три недели вводили крысиный кортизол. Было установлено, что кортизол уничтожал клетки в гипоталамусе, а сами животные испытывали чувство тревоги, страх, становились депрессивными, незрелыми, очень капризными, теряли интерес к получению новых знаний.

Если мозг ребенка долгое время подвержен воздействию стресса, то:

  • перестают нормально функционировать нейроны гиппокампа;
  • нейронные сети разъединяются;
  • выработка новых нейронов замедляется;
  • отростки нервных клеток, которые воспринимают сигналы от других нейронов (дендриты гиппокампа) ссыхаются;
  • длина и количество дендритов гиппокампа сокращается.

Все это негативно влияет на успеваемость ребенка: ему становится сложно учить новый материал и хранить его в памяти.

Чтобы помочь ребенку избавиться от хронического стресса и восстановить его мозг, родителям необходимо создать дома эмоциональную стабильность. Постоянные ссоры, скандалы, выяснение отношений между родителями очень негативно влияют на детскую психику. Хотите, чтобы ваше чадо хорошо училось и в будущем поступило в престижный ВУЗ? Не кричите на ребенка и других домочадцев, как можно чаще проявляйте любовь к супругу/супруге, создавайте уютную и комфортабельную атмосферу дома.

Но не стоит помещать детей в кокон и стараться оградить их от всех житейских неурядиц, иначе ваш ребенок в будущем превратится в инфантильную и несамостоятельную личность.

Чтобы успешно бороться со стрессом, ребенку необходимо заниматься физической активностью. Ученые единогласно утверждают, что физические упражнения позитивно влияют на развитие гиппокампа. Футбол, волейбол, баскетбол, другие командные виды спорта способствуют росту нейронов.

Как уже было сказано выше, непродолжительный стресс полезен как для ребенка, так и для взрослого человека: он активизирует мозг, помогает сконцентрироваться на поставленной задаче и добиться наилучших результатов. Но хронический стресс ничего хорошего и положительного нашему организму не дает.

Длительный стресс способствует активной выработке кортизола, который является катоболическим гормоном, поддерживающим активность человека в критические моменты. Но если организм постоянно вырабатывает данный гормон, то это негативно влияет на мозг.

Больше всего страдает гиппокамп, в котором находится множество рецепторов кортизола. Если человеку не знаком хронический стресс, то рецепторы нормализуют выработку данного гормона. Если же высокий уровень кортизола на протяжении долгого времени сохраняется, то часть рецепторов умирает, что становится причиной ухудшения памяти.

  • более чувствительным становится миндалевидное тело, что делает человека беспокойным и нервным;
  • способность гормональной системы контролировать уровень стресса заметно ухудшается;
  • синаптические связи между нейронами разрушаются, что становится причиной изменения размера префронтальной коры мозга.

Необходимо отметить, что стресс по-разному влияет на мозг женщины и мужчины. В женском мозгу клетки гиппокампа повреждаются меньше, чем в мужском. Дело в том, что женский организм в больших количествах вырабатывает гормоны эстроген и окситоцин. Ученые утверждают, что данный факт прекрасно вписывается в контекст эволюции, ведь мужчина чаще стыкался с сильным, но кратковременным стрессом (добыча еды, борьба с врагами), а женщина – с хроническим стрессом (обустройство жилья, воспитание детей, приготовление еды и т.д.)

❶ Префронтальная кора мозга, которая отвечает за социальное взаимодействие, концентрацию внимания, принятие важных решений, уменьшается в размерах. Поэтому у человека, который испытывает постоянный стресс, не только ухудшается концентрация и память, но и может развиться депрессия или деменция.

❷ Хронический стресс может стать причиной возникновения инсульта или ишемического удара. Благодаря одному из исследований, которое проводилось на протяжении 11 лет, не только традиционные, но и психологические факторы становятся причиной развития нарушений мозгового кровообращения. В исследовании принимало участие 6,5 тысяч людей от 45 до 84 лет. У тех участников, которые в графе «Психологические факторы, влияющие на качество жизни» написали «стресс и/или депрессия», со временем риск инсульта вырос на 59 – 60%. Это значит, что стресс не менее опасен, чем холестерин, курение, переедание и т.д.

❸ Повышается риск развития депрессии. Из-за хронического стресса новые нейроны образуются очень медленно, поэтому мозгу необходимо потратить намного больше времени, чтобы найти правильный выход из стрессового состояния. Чем дольше человек испытывает хронический стресс, тем тяжелее мозгу справиться с психическим давлением.

Профессор неврологии, директор Центра изучения мозга, познавательных способностей и сознания американского университета менеджмента Махариши Фредерик Трэвис называет мозг человека специальным интерфейсом, который обеспечивает нам коммуникацию с окружающим миром. В нашем мозгу есть определенные зоны, которые отвечают за чувства или познания, они создают нашу реальность.

Что же происходит с мозгом человека, когда он постоянно испытывает стресс? Специалист рассказывает, что когнитивная часть головного мозга перестает нормально выполнять свои функции и просто-напросто изолируется. Именно поэтому человек постоянно думает о своей проблеме и не может увидеть всю картину целиком.

Фредерик Трэвис утверждает, что стресс является источником насильственного и антисоциального поведения из-за того, что индивид не может осознать деструктивные последствия совершаемых им поступков.

Пребывая в перманентном стрессе, мы не догадываемся, что наш центр памяти и префронтальная кора уменьшаются в размерах. Амигдала же постоянно напряжена, поэтому человек чувствует себя так, как будто живет на поле боя, где в любой момент могут начаться активные военные действия.

Мозг – одна из самых адаптируемых и эластичных частей тела. Он обладает уникальной способностью к восстановлению! Если свести к минимуму или избавиться от факторов, которые являются причиной возникновения стрессовых ситуаций, то нервные стволовые клетки опять начнут нормально развиваться, а все нарушенные связи восстановятся.

Чтобы помочь своему мозгу и избавиться от хронического стресса, вам необходимо:

почаще заниматься спортом. Во время занятия спортом мозг получает необходимое для нормальной работы количество кислорода. Если у вас нет времени на посещение спортзала, не ленитесь и каждый день гуляйте хотя бы 30 – 40 минут. Благодаря такому времяпрепровождению ваше настроение повысится, самочувствие нормализуется, а мозг насытится кислородом;

✔ находить время на медитацию и уединение. Медитация – отличное средство для борьбы со стрессом и депрессией! Специалисты утверждают, что уровень тревожности у человека, который медитирует 35 – 45 минут на протяжении трех дней, заметно уменьшается. Попробуйте и убедитесь в этом сами!

✔ хорошо высыпаться. Во время сна мозг работает намного активнее, чем тогда, когда вы бодрствуете. Пока человек находится в царстве Морфея, его мозг разбирает все события, эмоции, переживания, избавляется от ненужной информации и готовится к новому дню. Если вы плохо спите, то ваш мозг не сможет нормально работать. Чтобы избавиться от проблем со сном, вам следует тщательно следить за своим режимом, не пить алкогольные напитки и не курить перед сном, не кушать на ночь тяжелую, жирную, острую пищу, проветривать комнату и совершать неспешные вечерние прогулки.

Когда начинаете чувствовать, что стресс подбирается к вам все ближе, вспомните слова одного мудреца: «Если я могу решить эту проблему, зачем мне переживать? Если я не могу решить эту проблему, зачем мне переживать?». Цените и любите себя, ведь здоровый эгоизм еще никому не навредил!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

источник

Научившись управлять стрессом, вы убережете себя от многих серьезных проблем со здоровьем, которые могут возникнуть при длительном воздействии стресса на организм, включающие когнитивные проблемы и повышенные риски развития деменции и болезни Альцгеймера.

Когда человек находится под воздействием стресса, он, часто, чувствует себя неорганизованным, дезориентированным и забывчивым. Страшнее последствия тогда, когда стресс носит продолжительный характер, в этом случае, он может так изменить ваш мозг, что это внесет сильные изменения в вашу память.

Исследования, проводимые с участием, как животных, так и людей, подтверждают то, что стресс может оказывать влияние и изменять функциональность мозга, говорит д. Керри Ресслер (главный научный сотрудник больницы Маклин и профессор по психиатрии Гарвардской медицинской школы.)
Ученые смогли рассмотреть изменения в обработке мозгом информации при воздействии стресса в повседневной жизни и в условиях исследования. Они доказали, что любой вид стресса мешает процессам восприятия, познания, памяти и внимания.
Стресс, помимо его отрицательного воздействия на многие функции мозга, включая настроение и тревогу, может способствовать развитию воспаления, что, в свою очередь, негативно скажется на здоровье сердца, говорит Джилл Голдстайн (профессор психиатрии Гарвардской медицинской школы). Именно поэтому, стресс связывают с некоторыми хроническими заболеваниями головного мозга и сердца. Кроме того, было доказано различное влияние стресса на мужчин и на женщин.

Для того чтобы лучше понять процесс влияния стресса на мозг, следует разобраться с механизмами работы самого мозга. Представьте свой мозг в виде отдельных частей, каждая часть отвечает за определенные процессы и задачи. Исследователи считают, что тогда когда одна часть мозга задействована в большей степени, остальные части могут недополучать достаточно энергии для выполнения своих функции в полном объеме.
Вы же встречали такие выражения: « Так испугался, что мозг отключился»
Например: Когда человек находится в опасности или в состоянии сильного эмоционального напряжения, миндалина (управляющая вашими инстинктами выживания) начинает сильно доминировать над частями мозга, отвечающими за хранения воспоминаний и выполнением задач более высокого порядка, ограничивая их способность выполнять свои функции. Основная идея здесь в том, что мозг, в таких ситуациях, начинает шунтировать свои функции, потому что включается режим выживания, а не режим памяти.
Именно из-за этого, после случаев перенесенного стресса, вы можете не вспомнить о каких-то деталях, происходивших в этот промежуток времени, или вовсе забыть то, что с вами происходило.
Эффект от воздействия стресса может, так же, отличаться и от того, в какой период жизни или в каком возрасте, он происходит. Определенные гормоны, известные как гонадальные гормоны (участвуют в регуляции полового цикла), которые секретируются в повышенных количествах в периоды беременности, развития плода, полового созревания и истощаются в период менопаузы, оказывают особое влияние на то, как стресс влияет на человека. Например, снижение гонадального гормона эстрадиола во время менопаузального перехода, может повлиять на то, как мозг человека, в целом, реагирует на стресс.

Читайте также:  Влияние стресса на сердце человека

Для того чтобы более эффективно бороться со стрессом, нужно свести к минимуму факторы, которые могут его поддерживать и усугубить.
Вот несколько простых советов, для борьбы со стрессом, которые, надеюсь, вам помогут не только с ним справиться, но и предотвратить серьезные осложнения для вашего тела и мозга.

  1. Установите некий контроль над жизненными ситуациями. Если стресс носит непредсказуемый характер, сосредоточьтесь на вещах, которые его могут спровоцировать. «Наличие рутины хорошо для развития и здоровья»,- говорит доктор Керри Ресслер. Предсказуемость помогает бороться со стрессом.
  2. Здоровый, крепкий сон. Из-за стресса могут начаться проблемы со сном. А из-за нехватки сна, стресс будет как, «снежный ком», только расти. Недостаток сна, делает некоторые части мозга, которые обрабатывают важные функции, менее активными.
    Старайтесь развить необходимые привычки для здорового сна, такие как: режим дня, избегать кофеина после полудня, и создавать расслабляющею атмосферу перед сном.
    Подробнее о сне и бессоннице читайте в отдельной статье.
  3. Старайтесь быть более собранным и организованным. Использование стратегий по управлению вашей повседневной рабочей нагрузкой так же способно помочь снизить уровень стресса.
    Например: каждый день создавайте список дел и задач, которые вы должны сделать.При таком подходе, ваши дела будут структурированы и не вызывать чувства давления. Создание такого списка также даст вам видимость конечной точки или результата ваших действий. Выполнение таких задач помогает снизить ощущение того, что ваш мозг повергается постоянному прессингу. Так же, данный метод поможет вам предсказать моменты, когда какое-то ваше действие может спровоцировать стрессовое состояние.
  4. Обратитесь, при необходимости, за помощью к специалистам. Помните, обращение к определенным специалистам, может помочь вам в вашей борьбе со стрессом, сделать вас более устойчивым, что в конечном итоге поможет сохранить здоровье вашего мозга. Главное с этим не затягивать, если не получается справиться с напряжением самостоятельно. Чем раньше вы поборите стресс, тем меньшее пагубное влияние он окажет на ваш организм.
  5. Измените свое отношение к стрессу. Жизни без стресса не может быть, а если такое и случится, то вряд ли такая жизнь может быть интересной. Стрессовые ситуации помогают нам в развитии, обучении и осмыслении некоторых ситуаций. Старайтесь не полностью избегать стрессов, а научится на них правильно реагировать и делать определенные выводы.

Есть научные доказательства того, что стресс, при длительном воздействии, может «перепрошить» мозг человека.
Ученые установили, что у животных, которые испытывают стресс длительное время, становятся практически неактивны части мозга, отвечающие за функции высокого порядка (например, префронтальная кора), и напротив, части мозга, такие как миндалина, отвечающие за примитивные функции выживания, активизируются и преобладают.
Представьте: вы качаете длительное время только правую руку гантелей, а левую вообще не задействуете. Соответственно, вы скоро заметите отличия в размерах мышц на руках. С мозгом происходит почти то же самое.

Части, которые работают постоянно — развиваются, а которые не работают- деградируют.

Такие изменения в мозгу можно обратить в некоторых случаях, далеко не во всех, в зависимости от типа и продолжительности стресса.
Стрессовые ситуации, перенесенные в детском возрасте, больше сказываются на развивающемся мозге. Однако ученые показали, что люди, которые способны противостоять прошлым детским травмам, вероятно, выработали новые механизмы в мозге, для компенсации утраченных. Считается, что эти механизмы помогают таким людям справляться и с предстоящими стрессовыми ситуациями и с изменениями в мозге от уже пережитых.

Хоть эффекты от воздействия стресса на мозг являются научно доказанным фактом, остается не понятно, какой тип стресса окажется более повреждающим и скажется на здоровье в будущем.
Так же, не совсем ясно, какие проблемы возникают при воздействии долгосрочного и краткосрочного стресса, и какие из этих видов носят более травмирующий характер.
Ответить на эти вопросы крайне сложно из-за слишком обширного самого понятия «Стресс». Им описываются множество различных вещей.
Например, стресс вызванный сдачей экзаменов, вероятно, сильно отличается от стресса, вызванного автомобильной катастрофой или серьезным заболеванием. Хотя стресс от сдачи экзаменов может длится более длительный период, включая момент подготовки. Все же стресс, перенесенный от более серьезных потрясений, скорее всего, окажет большее влияние на мозг.
Здесь можно сделать вывод только такой: «Долгий стресс — хуже короткого, и сильный стресс — тоже хуже слабого потрясения»

источник

Стресс стал неотъемлемой частью жизни современного человека. В потоке будничной суеты, уделяя огромное количество времени работе, занимаясь воспитанием детей, решая семейные проблемы, мы, как правило, очень редко находим время для того, чтобы по-настоящему отдохнуть и расслабиться. А между тем учёные доказали, что стресс разрушает мозг человека. Исследования показали, что у людей, подверженных стрессовым ситуациям, возникает постоянное чувство тревоги и страха, ухудшается память. Как понять, каким образом происходит влияние стресса на мозг?

Такие понятия, как мозг и стресс, тесно связаны между собой, ведь именно наша голова порождает это опасное и тревожное чувство. Гормоны, из-за которых возникает стресс в организме, формируются и вырабатываются сразу в трёх областях мозга:

  • амигдале;
  • гиппокампе;
  • префронтальном кортексе.

Стрессу мы подвергаемся ежедневно по разным причинам. Он постепенно накапливается и приобретает хроническую форму, отрицательно влияя не только на работу нашего мозга, но и на общее состояние организма.

То, что стресс оказывает пагубное воздействие, учёные доказали на примере обезьян. Для проведения опыта были взяты детёныши шимпанзе. Одну часть малышей воспитывали сородичи, а вторую – родители. После чего обезьян поменяли местами, а затем снова вернули на свои места. Результаты были поразительными: мозг шимпанзе, которых поначалу оставили с матерью, а затем поместили в чужеродную для них среду, ещё долгое время находился в состоянии стресса. И это несмотря на то что они, к моменту подсчёта результатов, давно вернулись в привычную среду обитания.

Доказано, что стресс вызывает в мозге изменения, которые коренным образом могут изменить привычки, характер и стиль жизни человека. Оказавшись в подобном состоянии, наш организм вырабатывает сразу несколько очень важных гормонов – адреналин, норадреналин и кортизол. С одной стороны, эти вещества необходимы для того, чтобы человек продолжал функционировать в некомфортных и непривычных для него условиях. С другой стороны, переизбыток этих гормонов плохо сказывается на организме. Рассмотрим подробно, как стресс влияет на мозг человека.

Эта часть мозга отвечает за эмоции, принятие решений и кратковременную память. В результате воздействия стресса и увеличения в организме кортизола человек не может справиться с собой, ему трудно сконцентрироваться и взять на себя ответственность за принятие какого-либо решения. Зачастую, поддавшись панике, после разрешения стрессовой ситуации он не может вспомнить, что делал и говорил.

Дети из неблагополучных семей под влиянием гнева и злобы родителей, ежедневных семейных скандалов и унижений находятся в постоянном стрессе.

В результате чего наблюдается деформация лобной доли мозга, приводящая к низкой обучаемости, невнимательности и рассеянности, потере контроля за своими эмоциями и поведением. Подобное может случиться и в благополучной, на первый взгляд, семье, в которой родители сильно давят на ребёнка авторитетом, требуя от него полного подчинения и признания своего мнения.

Взрослые люди, которые крайне возбудимы, подвержены частым паническим атакам и тревоге, не умеющие принимать самостоятельные решения, скорее всего, воспитывались именно в таких семьях.

Страдают и другие части мозга, в частности, гиппокампус, который вырабатывает нейроны, необходимые для формирования долговременной памяти. Если эта часть мозга повреждается, у человека наступает амнезия, возникают проблемы с памятью. Он не может запомнить даже элементарных вещей, с которыми имеет дело ежедневно. К примеру, люди в состоянии стресса часто не могут вспомнить, что они ели в этот день, но отлично помнят, что изучали по математике в десятом классе школы.

Дети, у которых на почве стресса произошло повреждение гиппокампуса, плохо учатся в школе, т. к. они не в состоянии запомнить новый материал.

Эта часть мозга напрямую связана с нашей эмоциональной памятью. Всё, чему мы радуемся, что любим, за что переживаем хранится именно здесь. Длительный стресс негативно сказывается не только на функционировании этой области, но и приводит к её усыханию. В этом случае человек легко раздражается, он подвержен постоянным приступам неуверенности и паники, пребывает в затянувшейся депрессии. Люди, у которых амигдала из-за хронического стресса и активной выработки кортизола сжимается до невероятно маленьких размеров, становятся социопатами. Они не идут на контакт, проявляют агрессию в общении, не умеют сочувствовать и сопереживать другим людям.

Из-за стресса организм практически не вырабатывает серотонин – гормон счастья.

В результате человек пытается найти источник радости хоть в чём-нибудь: в пищевой, эмоциональной и игровой зависимостях. Часто возникает ситуация, когда, придя после школы домой, ребёнок ищет внимания взрослых, но те заняты своими делами и не находят для него времени. Уровень серотонина снижается, и малыш начинает чувствовать себя несчастным, у него возникают проблемы с поведением, успеваемостью в школе.

Как видим, стресс и мозг настолько тесно взаимосвязаны, что оказывают непосредственное влияния на все сферы жизнедеятельности человека. От того, как мы справляемся со стрессовыми ситуациями, зависит, насколько мы будем счастливыми, активными, жизнерадостными и успешными в жизни, а также то, как будут строиться наши отношения с другими людьми.

Гормоны, которые вырабатываются в организме во время стресса, распространяются по всему телу, пагубно влияя на наш мозг, а также на работу различных внутренних органов. Что же становится следствием активной деятельности желёз внутренней секреции?

  1. Отключается пищеварение. Попадая в стрессовую ситуацию, человеческий организм начинает экономить энергию. Сразу же возникают проблемы с пищеварительной системой. Тошнота, отсутствие аппетита, вялость – вот основные последствия воздействия стресса на организм.
  2. Останавливается мышление. Повышенный пульс и учащённое сердцебиение, появляющиеся в любой стрессовой ситуации, моментально посылают сигнал в ту часть мозга, которая отвечает за наше мышление, в результате чего она практически полностью останавливает свою деятельность и человек становится неспособным здраво мыслить и принимать любые решения.
  3. Организм заболевает. Согласно медицинской статистике, 90% болезней возникают в результате повреждений и заболеваний, связанных с поражением мозга, появившихся из-за стрессовых ситуаций. У человека ослабевает иммунитет, возникают проблемы с давлением, происходят перебои в работе нервной и сердечно-сосудистой систем, развиваются различные кожные заболевания. Организм то и дело подвергается воздействию различных инфекций и вирусов извне. Наиболее сильно от стресса страдает человеческий мозг, что приводит к ухудшению памяти, головным болям, повышению внутричерепного давления, развитию многих других заболеваний.

Влияние стресса на организм

Справиться со стрессом и не допустить ухудшения состояния здоровья вам помогут советы профессионалов.

Очень легко поддаться панике и страху, когда не знаешь, чего ожидать от рабочего дня. Постарайтесь ежедневно составлять план действий на новый день. Это поможет вам не только сосредоточиться на стоящих перед вами задачах, но и даст возможность использовать каждую рабочую минуту по максимуму. Отличным помощником станет рабочий органайзер или настольный календарь, в котором можно фиксировать все свои действия, планы, звонки и встречи.

Не стоит хвататься за всё сразу. Дела, требующие вашего непосредственного присутствия, вы должны решать самостоятельно. Остальные поручения спокойно можно переадресовать своим подчинённым и коллегам. Как только почувствуете, что устали и начинаете поддаваться стрессу, обязательно передохните хотя бы несколько минут. Не забывайте в течение дня делать несколько таких остановок и обязательно хорошо обедайте.

Читайте также:  Как перестать реагировать на стресс

Решайте одну глобальную задачу за раз. Не стоит распыляться, хватаясь за всё сразу. Толку от этого не будет, и организм быстро истощится. Решение хотя бы одной задачи сразу же положительно скажется на вашем самочувствии. Вы станете более уверенным в собственных силах, почувствуете приток вдохновения и хорошего настроения. Не стоит забывать про компромисс, который станет прекрасным выходом из стрессовой ситуации.

Стресс способен нанести значительный вред нашему мозгу. Под его влиянием у человека не только снижается уровень активности, но возникают и развиваются пагубные пристрастия и зависимости, которые значительно усложняют жизнь.

Кроме того, человек, живущий в постоянном стрессе, может измениться до неузнаваемости, начать вести асоциальный образ жизни. Чтобы с вами не случилась подобная беда, воспользуйтесь советами, предложенными профессионалами и преобразите свою жизнь, привнеся в неё положительные эмоции.

источник

Окружающая среда постоянно меняется, что приводит наш мозг к особой гибкости и устойчивости к стрессу, позволяя решать жизненные задачи через познание мира. Соответственно — увеличились его способности к обработке информации. Так почему нам всё сложнее справляться со стрессом? Какие процессы происходят в момент стресса в мозге? Как всё исправить и испытывать счастье? Данное направление дополняется рассмотрением этой темы с позиции нового знания — ииссиидиологии.

Окружающая среда постоянно меняется, что приводит наш мозг к нейронной пластичности и устойчивости к стрессу, позволяя решать жизненные задачи более гармоничным образом через познание мира. Соответственно увеличились возможности, позволяющие обработать больший объём информации. Несмотря на это, со стрессом очень многим людям сложно справляться. Так почему мы испытываем совершенно непонятные, не обусловленные ничем чувства тревоги и паники, хотя умом понимаем, что подобного рода эмоции уже переживали?

К сожалению, большинство людей не задумываются об этом и продолжают совершать неосознанные выборы, получая соответствующие жизненные обстоятельства. Поэтому для того чтобы управлять ситуациями, необходимо во многом разобраться, а именно: как реагируют системы мозга на различные ситуации и отчего это зависит. Имеет значение, сможем ли мы осознанно прогнозировать свои выборы в тех или иных ситуациях, учитывая возникающие эмоции, связанные с прошлым опытом. Итак, давайте в первую очередь рассмотрим функционирование тех отделов мозга, от которых зависит наша ориентация в подобных ситуациях.

Каждый отдел мозга осуществляет характерные ему функции, но в тоже время они связаны между собой. Рассмотрим более подробно, как функционируют и взаимосвязаны три системы мозга, что показаны на рисунке. Палеокортекс (так называемая древняя кора – занимает около 1% всей коры обоих полушарий, состоит из: обонятельного бугорка, переднего вещества, подмозолистой, полулунной и боковой подмозолистой извилины) осуществляет контроль над телом и побуждение к действию.

Древняя кора также включает в себя ретикулярную формацию ствола головного мозга, которая представляет собой совокупность клеток и нервных волокон (продолговатый мозг, варолиев мост, средний и промежуточный мозг). Нейроны этой части мозга имеют разветвлённые дендриты и аксоны. Био-творцы[1] ретикулярной формации непрестанно фиксируют представления о чём-либо, транслируемые через органы чувств, внутренние и другие органы. Оценивают их, фильтруя, что подходит для человеческого тела, и передают дальше в лимбическую систему и кору больших полушарий мозга. Эти био-творцы выполняют свою роль не только в формировании личностного самосознания (состояние системы Восприятия в целом), ими также организуется целесообразность и качественность поведения каждой личности, способность организма подстроиться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Деятельность био-творцов ретикулярной формации связана с особенностями функционирования в головном мозге клауструма – тонкой перегородки, сформированной из клеток серого вещества.

Клауструм обеспечивает взаимосвязи между отделами ЦНС и вегетативной нервной системы, благодаря чему мы двигаемся, осуществляем условные рефлексы и многое другое. Ретикулярная формация руководит «животными» реакциями организма (бегство или борьба) в состоянии стресса в условиях опасности (болезни, ярости, боли, усталости), размножения (привязанность, зависть, ревность, любовь к детям, страдания от потери близких), стадности и коллективизма (через страх перед одиночеством), собственничества (через ненависть и агрессию), развития и познания (через интерес, любопытство, депрессию) и так далее. Польза рептильного мозга в том, что он отвечает на всё происходящее немедленными реакциями. Когда жизни биологического тела грозит опасность, его реакция обретает необыкновенную скорость. Например, вы успеваете отдёрнуть руку от чего-то горячего ещё до того, как вы успеете подумать об этом.

Именно инстинкты являются основой реакций и нашего поведения, большая часть которого нарабатывается в течение всей жизни в процессе обучения. Нарушение деятельности рептильного мозга (древней коры) может проявиться как понижение бодрости, нарушения сна, различные вегетативные изменения, эмоционально-психические расстройства и другие патологические признаки. Если нас спросят, что важнее в стрессовой ситуации: скорость или точность, — в большинстве случаев мы выбираем скорость, более короткий путь, опираясь на эмпирический опыт, который не всегда основан на логике. Этот путь часто инстинктивен, так как он завязан на спасении своего биологического тела, то есть на страхе смерти.

Дальше давайте разберём, какие же функции выполняет архикортекс- (эмоциональный мозг) — лимбическая система, которая тоже относится к “животному базису”. В неё входят такие отделы, как таламус, гиппокамп, гипоталамус, поясная извилина. Их функциональная роль в организме человека — эмоциональное состояние человека, мотивы поведения и формирование памяти. Также структуры лимбической системы участвуют в регуляции важнейших биологических потребностей поддержанием водного и солевого баланса, оптимизацией температуры тела и другими.

Главный механизм этой системы — эмоции, как бы пульт управления. Данная система вместе с корой больших полушарий регулирует работу внутренних органов — сердца и сосудов, моторику и секрецию органов пищеварения, колебания температуры тела, частоту дыхания и так далее. В разных отделах лимбической системы выявлены центры удовольствия (прилежащее ядро, некоторые структуры гиппокампа и гипоталамуса) и неудовольствия. Несмотря на важность этих отделов головного мозга (палео- и архикортекс), только благодаря био-творцам неокортекса мы держим под контролем естественные реакции организма и способны совершать свои выборы с помощью необходимых нам форм проявления инстинктов.

Давайте рассмотрим следующий (третий) отдел мозга — это неокортекс, церебральный мозг, который состоит из двух полушарий и мозолистого тела. С помощью этой системы мы можем держать под контролем естественные реакции организма и останавливать проявление инстинктов. В этом отделе мозга строится наш образ окружающего мира (планирование и постановка целей, формирование системы наших убеждений, анализ текущей ситуации, принятие решений), развивается устная речь и письменный язык. Эти био-творцы мозга регистрируют и сортируют различные ощущения, возникающие во внешнем мире. Био-творцы неокортекса обеспечивают реализацию самых качественных представлений (позитивные чувства, благие мысли), которые составляют наивысшее духовное и интеллектуальное достояние современного человечества.

Реализационная суть всех био-творцов головного мозга заключается в том, чтобы анализировать, корректировать, согласовывать нашу активность с человеческими представлениями, интересами и особенностями психоментальных состояний. Давайте на простом примере разберёмся, как все эти отделы мозга работают. Допустим, у нас есть мечта. Церебральный мозг всё распланировал, нарисовал картинку будущего – грандиозного проекта например; мы определили для себя, что это важно и необходимо. Дальше занялись постановкой целей и учитывая все детали, написали для себя план действий, — вдохновились этой идеей. Казалось, мы всё учли и поставили для достижения своих целей, которые принесут радость и счастье, более реальные сроки…

Таким образом наш мозг сигнализирует: «Можно выполнять план!» Лимбическая система — «в предвкушении восторга». Рептильный мозг расценивает всё как «ничего опасного для себя». Все согласились с этим проектом. Осталось внедрить эту картину будущего в жизнь. Разворачиваем план действий и начинаем действовать. Итак, первое — сделать важный звонок спонсорам и рассказать свою идею. Находим нужный нам телефонный номер, звоним — отвечает грубый голос. Уже не слыша голос собеседника, погружаемся в прошлое, вспоминая, что именно таким голосом нам когда-то ответил сокурсник по институту в момент разговора об идее нашего будущего. Так мы подключились к эмоциональному мозгу, который возобновил через воспоминания ощущения безысходности и страха за будущее. Утопая в накрывших нас эмоциях, мы заканчиваем разговор, так и не услышав, что ответил нам собеседник, но найдя в себе силы завершить диалог переносом разговора на другое время.

Не в состоянии думать об этом, так как захлестнули эмоции, остаток дня мы проводим в воспоминаниях о рассуждениях сокурсника насчёт того, что это — «бредовая» идея. Появляется ощущение, что весь мир жесток и опасен, агрессивно настроен, а рептильный мозг уже незаметно для вас реализовал свою задачу («спасайся!») действием, когда мы повесили трубку, испугавшись тона голоса собеседника, которому звонили. Звонок не состоялся, время потеряно. Ну да ладно, есть ещё пункты плана, которые надо выполнить! Надо начать с самосовершенствования. «О! Поеду на тренинг!» — обнадёживаем мы себя.

И вот настал счастливый день, когда мы на месте, наслаждаемся новыми впечатлениями от обучения, — эмоциональный мозг торжествует. Мы в предвкушении больших результатов, новых возможностей. На одном из уроков участник тренинга произносит фразу: «А если у меня не получится?» Дальше мы уже ничего не слышим. Эмоциональный мозг опять в воспоминаниях прошлого. Как когда-то в школе на уроке химии не получилось сделать лабораторную работу, за которую соответственно мы получили отрицательную оценку. Эмоциональный мозг в напряжении, ситуация стрессовая, небезопасная, — «а вдруг опять не получится?».

Можно сделать промежуточный вывод о том, что надо учиться исключать такие «испытания», где результат — сплошное переживание. Когда в рептильный мозг поступает сигнал «Тревога. », мы начинаем разочаровываться в жизни: не хочется уже ни достижения целей, ни результатов, учёба уже не вдохновляет как прежде. И мы принимаем решение уехать, так и не пройдя тренинг до конца. На этом примере, думаю, стало понятно, как работают эти три системы мозга.

Подводя итог, можно сказать, что со стрессовыми ситуациями мы сталкиваемся на каждом шагу и дома, и на работе, и в дороге, и просто на улице. Окружающий мир постоянно будет провоцировать нас на негативные эмоции, и мы, не находя вовремя мотивации, чтобы «выключить» эмоциональные воспоминания и реакции, будем ещё больше утяжелять ситуацию. Но зная и понимая нейробиологическую природу эмоций и чувств, их можно трансформировать или направлять в нужное для нас действие. Любые изменения в жизни так или иначе приводят к развитию навыков управления собственным мозгом и к соответствующим знаниям и действиям. Трансформируя осознанно все негативные эмоции, мы начинаем с пониманием относиться ко всему, что происходит с нами. В итоге такими своими выборами мы учимся разрешать всевозможные проблемы, определять тактические задачи и цели и адаптироваться к различным социальным, психологическим и климатическим переменам.

Есть мнение, что какие-либо стрессы, которые мы начинаем испытывать ещё с детства, могут привести к постепенному угасанию различных отделов мозга, — в первую очередь страдает префронтальная кора лобных долей. Функции био-творцов этой части мозга заключаются в том, чтобы отслеживать, координировать, контролировать, управлять нашими действиями.

Один из примеров — это дети, у которых родители постоянно кричат, стыдят их за что-либо и даже бьют. Такие дети испытывают постоянный стресс, и это отражается на развитии их мозга, поскольку у детей синаптические взаимосвязи между нейронами мозга ещё не совсем сформированы. Уже с раннего возраста лобные доли у них постепенно перестают работать и не развиваются до нужных норм, что очень влияет на успеваемость таких детей в школе и приводит к слабому контролю над эмоциями, что также сказывается на качественности и осознанности выборов.

Читайте также:  Какие лекарства при стрессе применять

Кроме того, при стрессе страдают гиппокамп и амигдала, а также орбитофронтальная кора мозга. Гиппокамп производит рост новых нейронных сетей и отвечает за долговременную память. При нарушении его работы возникает неспособность человека запоминать элементарные вещи, но при этом в памяти остаются стойкими старые воспоминания. Амигдала участвует в образовании эмоциональной сферы нашего жизненного творчества. При стрессах и эмоциональных впечатлениях переключает наше внимание на другие чувства и эмоции. Когда человек живёт в постоянном страхе, у него происходит сжимание амигдалы, ослабляются её функции. Такие люди быстро впадают в агрессию и не способны к сочувствию, эмпатии, раскаянию, прощению.

Творцы орбитофронтальной коры головного мозга определяют степень разумности и целесообразности проявленных нами эмоций, и когда мы сталкиваемся с какой-нибудь жизненной ситуацией и производим дальнейшие действия, то используем опыт прошлых решений, который включает эта часть мозга. Изменения во взаимосвязях орбито-фронтальной коры и амигдалы могут привести к нарушениям в эмоциональной сфере жизни человека (проявлениям тупости и всевозможных низших влечений, потере способности к самоконтролю, управлению эмоциями, анализу действий и устранению ошибок в поведении).

Есть ещё и другая сторона воздействия стресса на развитие мозга. При адаптации организма к изменениям условий среды через стресс происходит процесс накопления новых стволовых клеток. В процессе обучения чему-то новому гиппокамп начинает функционировать лучше, способствуя формированию в мозге новых нейронов и нейронных сетей, а также воспроизведению воспоминаний об уже пройденных жизненных ситуациях.

Но при этом последствия переживания нами любого стресса обычно более отягощающие, отрицательные, чем положительные и оздоравливающие из-за нашей неосознанности в подходе к работе с возникающими стрессовыми жизненными обстоятельствами.

Как же снизить стресс? Самый действенный метод — это определить для себя ценности в жизни: как именно вам бы хотелось, чтобы жизнь отвечала на ваши требования, пересмотреть свои приоритеты: что можно изменить, от чего отказаться, чтобы достигнуть поставленных целей. Надо перестать жить в эпицентре раздоров и ссор. Чтобы чего-то достигнуть в жизни, мы непременно обрекаем себя на стресс.

Например, мы хотим поступить в институт, но в тоже время продолжать работать, чтобы обеспечить себя материально. В этом случае приходится всё-таки переживать стресс, но можно попробовать его контролировать, помогая себе позитивными мотивациями и действиями, чтобы не допустить его затягивания. При правильной постановке цели следим за эмоциональным состоянием и не допускаем затяжного стресса. Социальная поддержка также играет немаловажную роль, например — общение с людьми, которые нас понимают и помогают нам. От качества нашего решения зависит, какие отделы мозга на данный момент будут активны.

В нынешнее время можно только мечтать об устойчивости психики. При информационной перегрузке мы не успеваем отследить последствия своих действий при принятии решений, выборов. Давайте более детально разберёмся, какие участки мозга отвечают за нашу эмоциональность и где их «пульт управления».

Био–творцы ретикулярной формации играют важную роль при формировании психоментальных признаков личности, — это состояние системы восприятия: мышление, чувственность, вегетативные функции, фазы сна и бодрствования, движения в целом, механизм формирования реакций биологического организма. Они являются частью интеграционных систем мозга — гипоталамо-лимбических и неокортикальных структур, формируют целесообразность и качественность поведения каждой личности.

Через эмоции мы оцениваем окружающую действительность, воздействие внешней среды на нас, то есть мозг фильтрует информацию, поступающую о внешнем и внутреннем мире, выражаясь через психическое состояние человека. Проявляемые нами эмоции — результат интерпретации нашими системами восприятия информации, заложенной в нашей ДНК, активизация которых приводит как к изменениям состояния организма, так и к психоментальной деятельности. Всё многообразие эмоций представляет в ДНК клеток биологического организма реализационные интересы множества прото-форм[2].

В зависимости от активности в личности тех или иных «животных» программ, эта информация (в виде наклонностей, потребностей, реакций) нами будет переживаться по-разному и влиять на наши выборы. И возникает вопрос: почему эти животные программы имеют такое влияние на наши интересы, поступки, решения? Потому что «животные» представления частично отражаются в человеческих: с помощью эмпирического опыта животных мы как бы разнообразили наше существование. При активной проработке программ, которые в ментально-чувственную динамику людей непрерывно проецируют био-творцы палео-и архикортекса, мы формируем свои – человеческие — представления.

В ДНК клеток нашего организма содержатся гены, которые контролируют уровень тревожности и чувствительность к стрессовым факторам – таким, как ссора с родными или неприятности на работе, например. Каждый ген (определённая последовательность нуклеотидов) будет реагировать на жизненные обстоятельства и стресс по-своему. Осознанно отслеживая те или иные свои психизмы (поведение и привычки), понимая, что это свойственно не только человеку, но и животным (их программам), мы начинаем менять своё поведение, находя мотивации для себя и других. Так постепенно изменяются и функциональные возможности генома — соответственно задачам организма. Наши стрессы в таких случаях будут восприниматься нами как обычная проблема, которую надо решить, и результат (благоприятные обстоятельства) будет зависеть от того, насколько быстро и верно мы выполним это задание.

Насколько же важно понимание процессов, которые происходят с нами в жизни, и их причинно-следственные взаимосвязи. Но так же важно и своевременное нахождение позитивных мотиваций в сложившихся стрессовых обстоятельствах жизни. Проходя через вынужденное «разруливание» множества непонятных событий (конфликтов, драм), мы получаем нужный нам опыт.

Жизнь – комедия для тех, кто думает,
и трагедия для тех, кто чувствует.

Хорас Уолпол

Все наши представления, включая восприятие окружающей действительности, зависят от того, какие взаимосвязи между собой произведут био-творцы нашего мозга.

В большинстве случаев мы не осознаем, какую важную роль играют наши мысли, и не обращаем внимания на то, какие привычки мышления у нас уже сформированы. Очень важно каждую появившуюся в сознании мысль исследовать, и не стоит доверять всему, что приходит в нашу голову. С нами постоянно происходит что-то плохое, если есть люди в нашей жизни, которые причиняют нам страдания. Задумайтесь над смыслом происходящего! Лучше всего мы воспринимаем негатив, — таковы уж особенности нашей психики, и поэтому любая проблема, любой дискомфорт являются для нас «топливом» для работы над собой. Но негатив, он же прямо указывает нам на ненужный для нас вариант реагирования и дальнейшие последствия в жизни!

Вспоминая неприятное событие, которое происходило с нами когда-то, возвращая нас в стрессовую ситуацию, наш мозг уже наработал соответствующие нейронные цепочки и эти события отпечатались в сознании как память. У тех людей, которые пережили в детстве достаточно много тяжелых состояний, мозг сформировал устойчивые нейронные цепочки в виде негативных ощущений. И новые события, похожие на те воспоминания, будут восприниматься также в негативном ключе, автоматически заставляя реагировать на происходящее, как в детстве.

Даже если в какой-то стрессовый момент человек к вам нейтрален, то это не будет расцениваться вами как что-то хорошее, если с детского возраста ещё не зафиксирован позитивный опыт от переживания предыдущих подобных событий. Эти ранние воспоминания будут задавать нам непозитивное отношение к жизни до тех пор, пока не перестроятся в мозге нейронные цепочки, соответствующие этому событию, переструктурировав взаимодействия с другими информационными фрагментами о нём. Подобные воспоминания (интерес) постоянно возвращают нас в эти переживания, чтобы трансформировать (понять, осмыслить, простить и так далее) их.

Негативно мысля, мы воображаем себе ненужные препятствия. Наши психические реакции и процессы в организме будут происходить через выделение нейромедиаторов в лимбической системе, поступающих в подкорку мозга. Но чтобы выйти из стресса, мы, в лучшем случае, прикладываем всю свою волю для его разрешения или реагируем, ещё более ухудшая ситуацию. Мы совершаем такие выборы, когда наши представления в большей степени структурированы эмоциональной составляющей. Если бы реакции, которые происходят на уровне коры головного мозга в префронтальной зоне, структурировались большей ментальностью, то соответственно реакции менялись бы. Тогда мы быстрее понимали бы, что надо успокоиться, — таким образом снизилась бы выработка стрессовых гормонов.

Префронтальная область неокортекса имеет множество нейронных взаимосвязей с лимбической системой. При этом чем выше активность неокортекса и чем больше нейронных связей активизировано в этой области, тем быстрее мы находим позитивную мотивацию, а в последствии психическое состояние уравновешивается и задаёт направление развития дальнейшему эмоциональному состоянию. Насколько и что у нас будет более активно: лимбическая система или префронтальная область неокортекса, — то и определит возможности системы восприятия личности отреагировать на возникшую проблему и соответствующие психические реакции в конкретный момент.

Если не прятаться от возникших стрессовых ситуаций, а получать удовольствие от их разрешения, то это сделает нашу жизнь более интересной. А что же нам поможет? Ответ прост — учиться быть счастливыми.

Отныне я не прошу судьбу послать мне счастья,
моё счастье всегда внутри меня.

Уолт Уитмен

Счастье — оно многогранно, и когда вы находите способы познать его стороны, вы наращиваете свой опыт переживания интереса и альтруистичного вклада в жизнь. Мы часто бываем увлечены только каким-то одним из аспектов «жизненного внимания», не находя их в других видах деятельности, и не заинтересованы привнести это в свою жизнь, довольствуясь только чем-то одним. К примеру, если каждый из нас спросит себя: «Что делает меня счастливым?», то в ответ можно услышать: «Мне радостно, когда у меня отпуск, когда ем торт или разговариваю с другом…» — и тому подобное. Но счастье возможно найти, просто начав раскрывать для себя истинный смысл жизни. Часто нам сложно найти разницу между удовлетворением и удовольствием. Когда что-то хотим для счастья, то в первую очередь проявляет эгоизм с целью что-то получить для себя, не прикладывая усилий.

Почему-то мы думаем, что став успешными в каком-то деле, сможем стать счастливыми, а не наоборот: быть счастливым, а только потом придет успех. Исследования показывают, что 25% успеха зависит от уровня интеллекта, 75% — от наличия оптимизма, поддержки окружающих и способности воспринимать стресс как вызов, а не как угрозу. Нам надо перевернуть эту формулу у себя в сознании и всё сложится в жизни по-другому, намного интересней! Когда мы счастливы, в мозге вырабатывается гормон допамин и другие подобные ему гормоны.

Постоянно испытывать счастье возможно! Развивая себя, самосовершенствуясь, мы счастье делаем настоящим и долгим, и оптимизм в этом — верный помощник! Ежедневно отмечая, например, события, за которые благодарны, постепенно мы закрепляем наши привычки искать в мире хорошее, а не плохое.

Наша жизнь наполнена самыми разнообразными эмоциями и переживаниями, настроениями и прочими состояниями. Наша задача — оставаться самими собой, в осмыслении жизни в целом. Понимая, что через конфликты и стрессы нам неустанно пытаются указать на наличие другого варианта развития и реализационных возможностей. И неустанно работая со своими негативизмами, мы приобретаем взамен более глубокое понимание смысла жизни и собственного места в ней. Вопрос об эффективности нашего самосовершенствования сводится к тому, как мы реагируем на события, какие выборы делаем, что используем для своего развития и кем в результате становимся.

Нарабатывая позитивный опыт, мы намного проще относимся к жизни и меньше переживаем из-за того, что сейчас недостаточно счастливы. Вместо того чтобы грустить из-за отсутствия чего-то, мы находим те интересы, которые нам доставляют радость и творческое вдохновение. Выбирая правильное направление своей жизни, мы более интересно проводим каждый свой день, излучая радость окружающим нам людям.

Генри Форд однажды сказал: «Существует всего две возможности. Или мы сможем себе представить, что сделаем это, или не сможем. Именно так и будут развиваться события. Мы именно те, кем сами себя считаем. Произойдет именно то, во что верим!».

источник