Меню Рубрики

Характеристики травмы способной вызвать травматический стресс

Научный термин «стресс» уже давно вошел в обиходный язык, о нем пишут в популярной и художественной литературе, ищут способы, как избежать, снять это состояние.

Однако необходимо различать, что есть стресс «нормальный», не нарушающий адаптацию человека, и травматический.

В начале 80-х гг. возникло самостоятельное исследовательское направление, которое занимается экстремальными перегрузками, их преодолением и последствиями, в результате чего сложились такие понятия, как «травматические перегрузки», «травматический стресс» или, попросту, «психологическая травма». Но понятие травмы, несмотря на его частое употребление, определяется в основном в общих словах: событие высокой интенсивности при одновременном отсутствии возможности адекватного совладания и превышении приспособительного потенциала индивида, следствием чего могут быть нарушения адаптации и расстройства, связанные со стрессом (Freedy J. R., Hobfoll S. E., 1995). По DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorder — Классификационный психиатрический стандарт, подготовленный Американской психиатрической ассоциацией). Травматическое событие имеет место тогда, когда оно связано со смертью, угрозой смерти, тяжелым ранением или какой-то другой угрозой физической целостности; причем данное событие может затрагивать человека прямо или косвенно — через значимых лиц. Но иногда травма возникает и из-за того, что человек становится свидетелем угрожающей кому-то опасности, ранения или смерти совершенно чужого ему человека. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны.

Травматический стресс — это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на сложные, травмирующие обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (Черепанова Е. М., 1997).

В. Г. Ромек, В. А. Конторович выделяют четыре характеристики травмы, способной вызвать травматический стресс:

1. Происшедшее событие осознается, то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние.

2. Это состояние обусловлено внешними причинами.

3. Пережитое разрушает привычный образ жизни.

4. Происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс (Пушкарев А. Л. и др., 2000).

Первая фаза — фаза психологического шока — содержит два основных компонента:

1. Угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности.

2. Отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна.

Вторая фаза — воздействие — характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение — эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью.

Рис. 1. Фазы выхода из стрессового состояния

Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей.

Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — это непсихотическая отсроченная реакция на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения практически у любого человека. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я». Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD — Posttraumatic Stress Disorder) определяется как комплекс симптомов, наблюдавшихся у тех, кто пережил травматический стресс. Предполагается, что симптомы могут появиться сразу после пребывания в травматической ситуации, а могут возникнуть спустя много лет.

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств (Ромек В. Г., Конторович В. А., 2004):

• острое, развивающееся в сроки до трех месяцев (его не следует смешивать с острым стрессовым расстройством, которое развивается в течение одного месяца после критического инцидента);

• хроническое, имеющее продолжительность более трех месяцев;

• отсроченное, когда расстройство возникло спустя шесть и более месяцев после травматизации.

В настоящее время ряд зарубежных авторов предлагает дополнить диагностику постстрессовых нарушений еще одной категорией — посттравматическими личностными расстройствами (или PTPD —posttraumatic personality disorder), что представляется достаточно логичным шагом, поскольку присутствие хронических симптомов ПТСР часто отмечается на протяжении всей последующей жизни человека, пережившего массированную психотравму. Безусловно, что такая травма способна оставить неизгладимый отпечаток в душе человека и привести к патологической трансформации всей его личности.

Схематически взаимосвязь различных по времени возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования постстрессовых нарушений В. Г. Ромек, В. А. Конторович представляют следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Стадии формирования постстрессовых нарушений

Разрушительное действие пережитой травмы продолжает оказывать влияние на всю жизнь человека, нарушая развитие у него чувств безопасности и самоконтроля. Это вызывает сильное, порой непереносимое напряжение. И если это напряжение не снимается, то целостности психики угрожает реальная опасность. В общих чертах это и есть тот путь, по которому идет развитие посттравматического стрессового состояния. Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные виды стрессов.

2. Какие стадии развития стресса выделил Г. Селье?

3. Какие характеристики отличают травматический стресс от «нормального»?

4. В чем различия между понятиями «травматический стресс» и «посттравматическое стрессовое расстройство»?

5. Опишите фазы психологического реагирования на травму.

6. Какие выделяют виды посттравматических стрессовых расстройств в зависимости от особенностей их течения?

7. Чем отличаются посттравматические стрессовые расстройства от посттравматических личностных расстройств?

8. Сформулируйте стадии формирования постстрессовых нарушений. Задание

Ознакомьтесь с нижеизложенными утверждениями, касающимися стрессов. Определите, какие из них ложные, а какие верные. Обоснуйте свою точку зрения.

• Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении.

• Только слабые люди страдают от стресса.

• Я не несу ответственности за стресс в моей жизни. Стресс в наше время неизбежен — мы все его жертвы.

• Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс.

• Распознать источники чрезмерного стресса легко.

• Все люди реагируют на стресс одинаково.

• Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать, — это сесть и расслабиться. Список рекомендуемой литературы

1. Исаев, Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия / Д. Н. Исаев. — СПб. : Речь, 2004. — 384 с.

2. Малкина-Пых, И. Г. Экстремальные ситуации: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2005. — 960 с.

3. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. — СПб. : Речь, 2004. — 256 с.

4. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. — М. : МЕДГИЗ, 1991. — 54 с.

5. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. — М. : Прогресс, 1979. — 48 с.

источник

Травматический стресс — это особая форма общей стрессовой реакции. Это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта 9угрозу жизни, смерть или ранение другого человека, катастрофы и др.).

Стресс становится травматическим когда результатом воздействия стрессора явл. нарушения в психической сфере. Когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту.У некоторых людей т.с. Приводит затем к ПТСР.

Характеристики травмы, способной вызвать т.с.:

1 произошедшее событие осознается, т. е. Человек знает, что с ним произошло. Из-за чего ухудшилось психологическое состояние.

2 это состояние обусловлено внешними причинами

3 пережитое разрушает привычный образ жизни

4 происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия.

Психологическая реакция на травму вкл. 3 фазы:

1 фаза психологического шока-эта фаза в норме кратковременна. Здесь происходит угнетение активности, дезорганизация деятельности, нарушение ориентировки в окружающей среде; отрицание произошедшего.

2 воздействие — выраженные эмоциональные реакции на событие и его последствия, страх, ужас, гнев, плач и др. Они затем сменяются реакцией критики и сомнения в себе («что было бы если. », самообвинения).

3 затем либо выздоровление (фаза нормального реагирования), либо фиксация на травме и последующая хронификация постстрессового состояния.

Нарушения после травмы приводят к физиологическим, личностным и др. нарушениям. Последствия травмы могут проявиться сразу или время внезапно. история

К 1980 г. были исследованы комплексы симптомов у переживших травматический стресс. Который получил название ПТСР (постравматическое стрессовое расстройство). Критерии диагностики этого расстройства были включены в американский национальный психиатрический стандарт. С 1994 г. эти критерии включены в европейский МКБ-10. Согласно МКБ-10: вслед за травматическим событиями, которые выходят за рамки обычного человеческого опыта, может развиться ПТСР. «Обычный» человеческий опыт-утрата близкого в силу естесственных причин, потеря работы, болезнь. «Выходящие за рамки обычного чел. опыта»—события которые способны травмировать психику практически любого здорового человека:стихийные бедствия, техногенные катастрофы, терроризм и т. п.

-острое (развивается в сроки до 3 мес.)

-хроническое (имеет продолжительность более 3 мес.)

-отсроченное (возникает спустя 6 и более мес. После травмы).

Также выделяют постравматические личностные расстройства т. к. присутствие хронических симптомов ПТСР часто отмечается на протяжении всей жизни человека, пережившего массированную психотравму. Она приводит к патологической трансформации все личности.

(во время критического инцидента и сразу после него —

Диагностические критерии ПТСР:

Симптом повторного преживания

К первой группе симптомов относятся повторяющиеся вновь и вновь переживания травматического события. Этот комплекс реакций включает несколько форм:

1) повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления (человек всеми силами стремиться забыть о нем, но они всегда найдут способ, чтобы напомнить);

2) повторяющиеся кошмарные сны о событии;

3) действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (сюда относятся иллюзии,

галлюцинации и так называемые ≪вспышки воспо-минаний≫, когда в памяти всплывают эпизоды травматического события, часто еще более яркие и отчетливые, чем это было в действительности; причем неважно, возникают они наяву, или во время сна, или же при интоксикации);

4) интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие;

5) физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли и другое.

Человек старается избегать мыслей и воспоминаний о пережитом, стремится не попадать в те ситуации, которые могли бы напомнить, вы-звать эти воспоминания, пытается делать все так, чтобы

не вызвать их снова. Он упорно избегает всего, что может ыть связано с травмой: мыслей или разговоров, действий, мест или людей, напоминающих о травме. Он становится неспособен вспомнить важные эпизоды травмы, то, что с ним происходило. Выражено снижение интереса к тому,

что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает. Проявляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества. Один из признаков посттравматического состояния — очень тяжело переживаемая утрата способности (полностью или частично) устанавливать близкие и дружеские отношения с окружающими людьми.

Читайте также:  Как борются со стрессом в разных странах

Симптом физиологической гипрактивации

проявляется в трудностях засыпания (бессоннице), повышенной раздражительности, трудностях концентрации внимания, вспышках гнева и взрывных реакциях,

немотивированной сверхбдительности и повышенной готовности к ≪реакции бегства≫.

Механизмы возникновения: (см. книгу В.Г.Ромек. Стр. 62)

источник

Термин «стресс» был введен канадским эндокринологом Г. Селье, который он понимал как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Выделить понятие стресса Г. Селье помогла работа в больнице, где в результате длительных наблюдений за больными с различными диагнозами он заметил, что вне зависимости от заболевания некоторые симптомы идентичны у всех пациентов (наблюдалось снижение аппетита, веса, настроения и т.п.). Подобная реакция организма носит название «синдром биологического стресса» или «общий адаптационный синдром». Неспецифический ответ подразумевает, что любое воздействие внешней среды предъявляет требование к перестройке организма. Это требование неспецифично – оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Для возникновения стрессовой реакции не имеет значения «приятность» или «неприятность» ситуации, с которой сталкивается человек, важна лишь интенсивность воздействия, интенсивность потребности в перестройке и адаптации. Вредоносный или неприятный стресс называют дистрессом. Избежать стресса невозможно.

Очень часто стресс отождествляют с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным напряжением. По Г. Стокфельду, стрессогенными являются ситуации, связанные с выполнением опасной работы (борьба с пожарами, участие в боевых действиях), и ситуации, когда деятельность затруднена (дефицит времени, влияние отвлекающих факторов и т.п.). П. Фресс указывает, что стрессогенными являются условия, при которых человек не способен, не умеет или не готов действовать (новизна, необычность, внезапность ситуации), т.е. несогласованность побуждений к действию и возможности действовать адекватно сложившейся обстановке.

Стресс можно рассматривать в двух видах – как некий факт внешней реальности, вызывающий неспецифическую реакцию организма (Селье), и как процесс, предполагающий усилия по преодолению некой травмирующей ситуации и совладанию с ней (Абабков, Перре). Совладание предполагает выработку стратегий поведения (копинг) или формирование механизма защиты. Стресс – это многозначное понятие, включающее четыре значения (по Перре, Брауману):

  • 1) стресс как событие, несущее дополнительную нагрузку, в результате мы получаем ситуативный стресс, раздражающий, он отягощает и усложняет течение события;
  • 2) стресс как реакция на определенное событие – связан с эмоциональной реакцией и предполагает некий процесс – стрессовое переживание;
  • 3) стресс как промежуточная переменная – промежуточный процесс между раздражителем и реакцией на него;
  • 4) стресс как трансактный процесс – столкновение индивида с окружающим миром. Он начинается со специфической оценки какого-либо события и собственных ресурсов по его преодолению.

Стрессы можно подразделить на следующие виды:

  • а) по типу воздействия на человека:
    • • системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т.п.,
    • • психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу,
    • • внешние стрессы – обстоятельства социальной и природной среды (катастрофы, терроризм, экономические кризисы, резкие изменения в социальном окружении),
    • • внутренние стрессы – цели, ценности, оценки, установки;
  • б) по количеству и периодичности стрессоров:
    • • единичные (развод) и множественные (развод + потеря работы + смерь близкого),
    • • периодические (сезонные трудности по работе – сессия) и постоянные (хронические заболевания, проживание в бедности);
  • в) по степени воздействия на личность:
    • • микрострессоры – повседневные сложности. Это такие эпизоды жизни, которые вызывают нарушения самочувствия, ощущаются как угрожающие, оскорбительные, фрустрирующие или связанные с потерями: недовольство своей внешностью, болезни близких и уход за ними, бытовые конфликты в семье, стрессы на работе, экономическая нестабильность (рост цен и т.п.), ролевые стрессы. Повседневные сложности могут усиливать эффекты более сильных и хронических стрессов, оказывают непосредственное влияние на самочувствие, психические и соматические функции (Р. Лазарус),
    • • макрострессоры – критические жизненные события. Макрострессоры можно датировать и локализовать во времени и в пространстве. Они требуют качественной реорганизации в структуре «индивид – окружающий мир», потому невозможной становится приходящая адаптация. Сопровождаются стойкими аффективными реакциями. Критические жизненные события могут быть:
      • – нормативными (их можно предсказать и они обнаруживаются у большинства членов сообщества) и ненормативными (внезапная смерть),
      • – позитивными (рождение ребенка, свадьба) и негативными (смерть, развод),
    • • хронические стрессоры – определяются временной протяженностью.

Стрессовые реакции или ответы на воздействие стресса могут быть физиологическими (нейроэндокринные изменения, автономное возбуждение), поведенческими (бегство и нападение), когнитивными (нарушение концентрации внимания, расстройства запоминания, ошибки мышления) и эмоциональными (переживание страха, гнева, печали).

Особенности реагирования в стрессовой ситуации определяются двумя основными факторами: социальными и личностными (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Факторы реагирования в стрессовой ситуации

Адекватность восприятия реальности во многом зависит от характерологических особенностей человека, опыта действия в подобных ситуациях и наличии знаний, информации о границах, масштабах происшедшего и его последствиях.

Стрессовая реакция имеет определенные этапы развития и включает в себя следующие три стадии.

  • 1. Аларм-стадия или стадия тревоги – мобилизация адаптационных ресурсов организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически человек чувствует себя хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой стадии «исчезают» психосоматические заболевания, которые возвращаются к третьей стадии. Основой развития первой стадии является тревога – ощущение неопределенной угрозы, чувство диффузного опасения и тревожного ожидания, неопределенное беспокойство. Тревога может играть охранительную и мотивационную функцию. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. Тревога – это нереализованный сигнал об опасности. Прогнозирование тревоги носит вероятностный характер и зависит от личности. Тревога, неадекватная по силе и длительности по отношению к ситуации, ее вызвавшей, препятствует образованию адаптивного поведения.
  • 2. Стадия резистентности или сопротивления. На данной стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособливаясь к изменившимся обстоятельствам. Душевного подъема он уже не испытывает, это как второе дыхание – вработался, выработал определенный темп – и вперед.
  • 3. Стадия истощения. На этой стадии полностью исчерпываются ресурсы человека, он начинает испытывать усталость, болезненность, депрессию, безразличие, актуализируются имеющиеся соматические заболевания, психосоматические расстройства. На этой стадии замечается снижение иммунитета, что повышает риск вирусных и инфекционных заболеваний.

При нахождении в стрессовой ситуации мы далеко не всегда доходим до последней стации – истощения, процесс адаптации к новым условиям существования может завершиться и на первой стадии, и на второй, потому далеко не всегда стресс несет в себе разрушение.

Травматический стресс – это особая форма общей стрессовой реакции. Он перегружает психологические, физические, адаптационные возможности человека. Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс. Травматический стресс – это переживание особого рода, это результат взаимодействия человека и окружающего мира, это нормальная реакция на ненормальные состояния, обстоятельства, возникающие у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (угроза жизни, смерть, ранение, насилие и т.п.).

Событие, вызвавшее травматический стресс, может включать такие ситуации, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому или психическому здоровью. О переживании травматического стресса мы можем говорить тогда, когда имеется ряд следующих условий.

  • 1. Произошедшее событие осознается (т.е. человек знает, что с ним произошло, из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние, может определить действие стресса в пространстве и во времени).
  • 2. Состояние обусловлено внешними причинами (например, пожар, катастрофа, смерть близкого человека и т.п.).
  • 3. Пережитое разрушает первичный образ жизни (человек уже не может продолжать свою жизнедеятельность в привычном ритме, ему необходимо перестроить систему своих отношений,

особенности своей деятельности, без чего не произойдет адаптация к изменившимся условиям жизнедеятельности).

4. Произошедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Психологическая реакция на травму – это развернутый во времени процесс, который включает в себя три фазы.

  • 1. Фаза психологического шока. Содержит два компонента: угнетение активности, нарушение ориентации в окружающей среде, дезорганизация деятельности; отрицание произошедшего. В норме эта фаза достаточно кратковременна.
  • 2. Фаза воздействия. Характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Эмоциональные реакции отличаются непосредственностью проявления и крайней интенсивностью (страх, гнев, плач и т.п.). Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе.
  • 3. Фаза критики. Протекает по принципу «что бы было, если бы. «, сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием (чувство вины выжившего). Может доходить до уровня глубокой депрессии. После этой фазы начинается либо выздоровление (отреагирование, принятие реальности, адаптация к возникшим обстоятельствам), либо происходят фиксация на травме и хронификация постстрессового состояния.

В Международной классификации психических нарушений травматический стресс определяется как комплекс реакций, при которых для индивида характерны следующие симптомы.

  • 1. Бессонница или прерывистый сон. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются при малейшем психологическом неблагополучии. Человека посещают ночные кошмары, и он сам невольно противится засыпанию – в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину травматического стресса.
  • 2. Немотивированная раздражительность или вспышка гнева.«Иногда мне кажется, что я могу убить того, кто на меня сердит».
  • 3. Нарушение памяти и концентрации внимания. В некоторые моменты концентрация внимания может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек теряет способность сосредоточиться. У детей это нарушение порой достигает такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.
  • 4. Сверхбдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность. Но это опасность не только внешняя, но и внутренняя – она состоит в том, что нежелательные травматические впечатления, обладающие разрушительной силой, прорвутся в сознание. Часто сверхбдительность проявляется в виде постоянного физического напряжения. Это напряжение может создать немало проблем. Во-первых, поддержание такого высокого уровня бдительности требует постоянного внимания и огромных затрат энергии. Во-вторых, человеку начинает казаться, что это и есть его основная проблема. И как только напряжение удастся уменьшить и расслабиться, все будет хорошо. Физическое напряжение может выполнять защитную функцию – защищает наше сознание, и нельзя убирать психологическую защиту, пока не уменьшилась интенсивность переживаний. Когда же это произойдет, физическое напряжение уйдет само.
  • 5. Преувеличенное реагирование – при малейшем шуме, стуке и т.п. человек вздрагивает, бросается бежать, громко кричит и т.д. Такое преувеличенное реагирование может стать толчком для развития панических состояний и привести к новым жертвам.

В поведении лиц, переживающих травматический стресс, проявляются следующие особенности.

  • 1. Имеет место постоянное возвращение к переживаниям травматического события, которое может проявляться в различных формах:
    • • повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления о произошедшем событии;
    • • повторяющиеся кошмарные сны о событии;
    • • действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (иллюзии, галлюцинации и так называемые вспышки воспоминаний, когда перед мысленным взором, как в кино, проходят эпизоды травматического события, порой еще ярче и отчетливее, чем это было в действительности, причем неважно, возникают эти явления наяву, или в просоночном состоянии, или же при интоксикации (например, под воздействием алкоголя или лекарств). Например, при звуках грома демонстрируется та же реакция, что была при землетрясении;
    • • интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие (физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли и др.).
  • 2. Упорно избегается все, что может быть связано с травмой: мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме.
  • 3. Появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы.
  • 4. Наблюдается выраженное снижение интереса к тому, что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.
  • 5. Появляется чувство отстраненности и отчужденности от окружающих, ощущение одиночества.
  • 6. Наблюдается притупленность эмоций – неспособность переживать сильные чувства (любовь, ненависть и др.).
  • 7. Появляется чувство укороченного будущего, т.е. короткая жизненная перспектива, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время.
Читайте также:  Как победить стресс и депрессию маккей фаннинг

Нарушения, развивающиеся после пережитой травмы, затрагивают не только самого участника травмирующего события, но и членов его семьи. Последствия травмы могут проявляться спустя многое годы, внезапно, на фоне общего благополучия, и со временем ухудшение состояния становится более выраженным.

Комплекс симптомов, проявляющихся у лиц переживших травматический стресс, получил название посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Данное расстройство длится около трех месяцев, у подростков немного дольше (рис. 4.5).

Рис. 4.3 Динамика развития стрессового расстройства

Переживший травму человек чувствует себя старше, взрослее. Изменяются его личность, взгляд на других людей. Жизнь делится на период до травмы и после («это было до войны»). Прошлое зачастую искажено, часто идеализировано, а время, когда была пережита травматическая ситуация, несмотря на болезненные, трагические потрясения, вспоминается с большой теплотой. По этой причине всегда достаточно велика вероятность для таких людей повторения травматической ситуации в будущем.

Травматическое событие как бы притягивает к себе и не отпускает человека от себя. Поэтому психологически он как бы остается в том времени и, что особенно важно, в том же возрасте. Психологически оставшись во времени, когда переживалась травма, он живет в совершенно другом измерении, продолжая придерживаться тех, прошлых законов и правил. Например, ветеран войны психологически никак не может «вернуться с войны» и в мирное время пытается строить взаимоотношения и свою жизнь, как если бы это было на войне. Но в мирной жизни все совершенно иначе, и человек оказывается неадекватен, хотя на войне он ориентировался прекрасно и всегда знал, что и когда надо делать.

Травма влияет не только на прошлое, но и вносит коррективы в определение человеком своего будущего. С людьми, пережившими психологическую травму, чаще происходят несчастные случаи, они чаще, чем другие, совершают самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками. По данным американских психологов, более 70% насильников сами в детстве пережили травму, связанную с насилием. То есть реализуется жизненный сценарий, направленный на саморазрушение.

Среди типов психосоциальных стрессов, которые могут обусловливать развитие патологических реакций на травматический стресс, можно выделить следующие.

  • 1. Система отношений:
    • • супружеские отношения (как брачные, так и внебрачные связи), например помолвка, брак, конфликт, развод, смерть одного из супругов;
    • • родительские отношения, например является ли больной родителем, конфликты с ребенком, болезни ребенка;
    • • межличностные отношения: переживания, связанные с отношениями с друзьями, соседями, коллегами, другими членами семьи (кроме супругов), например болезнь лучшего друга, конфликтные взаимоотношения с начальством;
    • • профессиональные отношения: работа, школа, домашний труд, например безработица, уход на пенсию, неприятности в школе.
  • 2. Условия жизни, например смена квартиры, угроза, опасности, иммиграция.
  • 3. Материальные затруднения, например недостаточный уровень материального благосостояния, изменение финансового статуса.
  • 4. Юридический статус, например арест, заключение в тюрьму, тяжба, суд.
  • 5. Особенности развития: фазы жизненного цикла, например пубертатный период, переход к взрослому состоянию, менопауза, приближение к 50 годам.
  • 6. Физические заболевания или травмы, например болезни, несчастные случаи, операции, аборты.
  • 7. Другие психосоциальные стрессовые факторы, например стихийные бедствия или причиненные людьми страдания, нежелательная беременность, внебрачный ребенок, изнасилования.
  • 8. Семейные факторы (для детей и подростков): холод, враждебность, вмешательство, оскорбления, конфликты или непримиримые противоречия между родителями или по отношению к ребенку, физическое или психическое заболевание у кого-либо из членов семьи, отсутствие родительской ласки или грубое обращение с ребенком, недостаточное внимание со стороны родителей; недостаточная, избыточная или запутанная социальная или когнитивная информация, ненормальные отношения в семье, например смена лиц, опекающих больного, приготовления к частым визитам, воспитание больного в семье приемных родителей, воспитание в специальных учреждениях, потеря наиболее значимых для больного членов семьи.

Рассмотрев основные симптомы и особенности развития стресса в результате воздействия экстремальной ситуации, необходимо определить основные способы совладания со стрессом, техники самопомощи и помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

источник

Травматический стресс это особая форма общей стрессовой реакции. Он перегружает психологические, физические, адаптационные возможности человека. Далеко не каждое событие способно вызвать травматический стресс.

1. произошедшие событие осознается (то есть человек знает, что с ним произошло и из-за чего у него ухудшилось психологическое состояние.

2. состояние обусловлено внешними причинами.

3. пережитое разрушает первичные образ жизни.

4. происшедшее событие вызывает ужас и ощущение беспомощности, бессилия что-либо сделать или предпринять.

Травматический стресс – это переживание особого рода, это результат взаимодействия человека и окружающего мира, это нормальная реакция на ненормальные состояния, обстоятельства, возникающие у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта (угроза жизни, смерть, ранение, насилие и т.п.).

Событие, вызвавшее травматический стресс может включать такие, когда возникает угроза собственной жизни, или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу «Я». Расстройство может быть более тяжелым и длительным когда стресс обусловлен человеком, чем внешними причинами природного или техногенного характера.

В Международной классификации психических нарушений, травматический стресс определяется как комплекс реакций, когда (И.Черепанова):

1. Травматическое событие упорно переживается вновь и вновь. Это может происходить в различных формах:

· Повторяющиеся и насильственно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли или представления( не думать о желтой обезьяне). Человек всеми силами стремится забыть о нем, но оно всегда найдет лазейку, чтобы напомнить о себе. К этой же группе симптомов относятся повторяющиеся детские игры, в которых отражаются элементы травматического события. Это особый вед игры, когда дети однообразно, монотонно повторяют один и тот же сюжет игры, не внося туда никаких изменений, никакого развития. В таких играх, как правило, отсутствуют катартические элементы, т.е. дети, проиграв определенные сюжеты, не испытывают облегчения.

· Повторяющиеся кошмарные сны о событии.

· Действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы (иллюзии, галлюцинации и так называемые «вспышки воспоминаний», когда перед мысленным взором, как в кино, проходят эпизоды травматического события, порой еще ярче и отчетливей, чем это было в действительности, причем не важно, возникают эти явления наяву, или в просоночном состоянии, или же при интоксикации (например, под воздействием алкоголя или лекарств) – гром – реакция на землетрясение.

· Интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим (символизирующим) травматическое событие. Физиологическая реактивность, если что-то напоминает или символизирует травматическое событие: спазмы в желудке, головные боли. и др. Так, если девочку изнасиловали в лифте, ее каждый раз бросает в пот, когда она туда входит.

2. Упорно избегается все, что может быть связано с травмой: мысли или разговоры, действия, места или люди, напоминающие о травме (вышеупомянутая девочка стала избегать пользоваться лифтом).

3. Появляется неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, т.е. человек не может вспомнить некоторые эпизоды из того, что с ним происходило.

4. Выражено снижение интереса к тому, что раньше занимало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает.

5. Появляется чувство отстраненности и отчужденности от других, ощущение одиночества.

6. Притупленность эмоций — неспособность переживать сильные чувства (любовь, ненависть и др.)

7. Появляется чувство укороченного будущего, т.е. короткая жизненная перспектива, когда человек планирует свою жизнь на очень небольшое время. Ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети и т.д. Работая с детьми из различных регионов нашей страны, я увидела, что многие из них ожидают скорого конца света. В зависимости от особенностей региона одни убеждены, что взорвутся резервуары с хлором, у которых истек срок годности, другие ждут радиационного заражения или геноцида. Многие дети, живущие в зараженной зоне, убеждены, что скоро должны умереть.

При переживании травматического события обнаруживаются следующие симптомы:

· Бессонница или прерывистый сон. Сон относится к таким проявлениям, которые нарушаются при малейшем психологическом неблагополучии. Человека посещают ночные кошмары, и он сам невольно противится засыпанию – в этом причина его бессонницы: человек боится заснуть и вновь увидеть этот сон. Бессонница также бывает вызвана высоким уровнем тревожности, неспособностью расслабиться, а также непреходящим чувством физической или душевной боли. Регулярное недосыпание, приводящее к крайнему нервному истощению, дополняет картину травматического стресса.

· Раздражительность или вспышка гнева. «Иногда мне кажется, что я могу убить того, кто на меня сердит».

· Нарушение памяти и концентрации внимания. В некоторые моменты концентрация внимания может быть великолепной, но стоит появиться какому-либо стрессовому фактору, как человек теряет способность сосредоточиться. У детей это нарушение порой достигает такой выраженности, что их успехи в обучении сильно ухудшаются. Отличники становятся двоечниками, очень болезненно переживая это.

· Сверхбдительность. Человек пристально следит за всем, что происходит вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность. Но это опасность не только внешняя, но и внутренняя — она состоит в том, что нежелательные травматические впечатления, обладающие разрушительной силой, прорвутся в сознание. Часто сверхбдительность проявляется в виде постоянного физического напряжения. Это напряжение может создать немало проблем. Во-первых, поддержание такого высокого уровня бдительности требует постоянного внимания и огромных затрат энергии. Во-вторых, человеку начинает казаться, что это и есть его основная проблема. И как только напряжение удастся уменьшить и расслабиться, все будет хорошо. Физическое напряжение может выполнять защитную функцию — защищает наше сознание, и нельзя убирать психологическую защиту, пока не уменьшилась интенсивность переживаний. Когда же это произойдет, физическое напряжение уйдет само.

· Преувеличенное реагирование – при малейшем шуме, стуке и т.п. человек вздрагивает, бросается бежать, громко кричит и т.д. Такое преувеличенное реагирование привело к новым жертвам после землетрясения. Тогда за самым сильным толчком следовали другие, более слабые и не опасные. Но люди, почувствовав толчки, выбрасывались из окон, разбиваясь насмерть.

Читайте также:  Астенический синдром симптомы после стресса тремор слабость

Психологическая реакция на травму – это развернутый во времени процесс, который включает в себя 3 фазы:

1 – фаза психологического шока. Содержит 2 компонента: -угнетение активности, нарушение ориентации в окружающей среде, дезорганизация деятельности; отрицание произошедшего. В норме эта фаза достаточно кратковременна.

2 фаза воздействия – характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Эмоциональные реакции отличаются непосредственностью проявления и крайней интенсивностью (страх, гнев, плач и т.п.). Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе.

3 фаза критики – протекает по принципу «что бы было, если бы…», сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием (чувство вины выжившего). Может доходить до уровня глубокой депрессии. После этой фазы начинается либо выздоровление (отреагирование, принятие реальности, адаптация к возникшим обстоятельствам), либо происходит фиксация на травме и хронификация постстрессового состояния.

Нарушения, развивающиеся после пережитой травмы затрагивают не только самого участника травмирующего события, но и ленов его семьи. Последствия травмы могут проявляться спустя многое годы, внезапно, на фоне общего благополучия, и со временем ухудшение состояния становится более выраженным.

В результате воздействия на личность травмирующего фактора, опасной, экстремальной ситуации, может развиваться посттравматическое стрессовое расстройство, которое является вторичной, проявляющейся через определенное время после окончания самой экстремальной ситуации, реакции на травмирующее событие. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) может иметь затяжной характер и влияет на всю дальнейшую жизнь человека. ПТСР возникает далеко не у всех участников той или иной экстремальной ситуации и зависит от ряда факторов:

1. Особенности личности, значимость ситуации для личности.

2. Биопсихические особенности индивида (включающие в себя особенности нервной системы, половозрастные особенности).

3. Опыт нахождения в экстремальной ситуации.

4. Наличие в анамнезе психических травм.

5. Различные формы зависимого поведения или склонность в ним.

6. Отсутствие поддержки со стороны значимых лиц.

Согласно МКБ-10 (См. приложение ), посттравматическое стрессовое расстройство может развиваться вслед за травмирующими событиями, которые выходят за рамки обычного человеческого опыта. К стрессорам, вызывающим ПТСР относят: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, а так же события, являющиеся результатом целенаправленной, часто преступной деятельности (диверсии, террористические акты, пытки, массовое насилие, боевые действия, попадание в ситуацию «заложника», разрушение собственного дома и т.п.). ПТСР возникает в том случае, когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает защиту.

Посттравматическое стрессовое расстройство представляет собой комплекс реакций человека на травму, где травма определяется как переживание, потрясение, которое у большинства людей вызывает страх, ужас, беспомощность.

В соответствии с особенностями проявления и течения различают три подвида посттравматических стрессовых расстройств (психологическая помощь в кризисных ситуациях):

§ острое, развивающееся в сроки до трех месяцев;

§ хроническое, имеющее продолжительность более трех месяцев;

§ отсроченное, когда расстройство возникло спустя шесть и более месяцев после травмы.

Посттравматическое стрессовое расстройство откладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, потому требуется проработка данного состояния для сглаживания последствий данного расстройства. Схематически взаимосвязь различных по времени возникновения, продолжительности и глубине стадий формирования постстрессовых нарушений представлена на следующей схеме (рис.4)

Стадии формирования постстрессовых нарушений

Динамику психопатологических последствий целесообразно рассматривать в трех аспектах:

q синдромодинамика первичного Эго-стресса (стресса осознания психотравмирующей реальности). Явления Эго-стресса лежат в основе патогенеза психопатологических последствий чрезвычайной ситуации;

q социально приемлемые варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации психические (невротические) и психосоматические расстройства;

q социально-негативные варианты психопатологической эволюции личности участников чрезвычайной ситуации: расстройства социального поведения, в отношении которых позиции государства носит медико-правовой характер (См. рис. 5).

После минования аффективно-шоковых (острых) реакций выступает картина первичного травматического Эго-стресса (стресса осознания).

Клиническую структуру синдрома составляют:

1. Фрустрационная регрессия, связанная с действием одного из базовых механизмов защиты-регрессии. Факт пребывания в чрезвычайной ситуации сопровождается автоматическим снижением психики на уровень пубертатного кризиса, что находит свое проявление в подчеркнутой дисциплине, субординации, подчиняемости при одновременно повышенной вероятности бурных вспышек непосредственно разрушительного или хаотически-дурашливого поведения. Регрессия находит свое переживание в своей речевой спутанности. Особое место занимает фрустрация потребностей самоопределения (ограничения прав и свободы). Здесь может наблюдаться следующие проявления условно-патологической динамики личности в очаге чрезвычайной ситуации:

§ персонификация источника угрозы с переживанием образа врага и образа магического помощника;

§ при наличии внешней блокады проявления агрессии, возможны аутоагрессивные действия, либо дальнейшая регрессия не глубже 3-х летнего уровня с нарушением сфинктериальной дисциплины (медвежья болезнь). Эмоциональность связана с переживанием чувства беспомощной подверженности реальной опасности.

2. Аффект болезненного недоумения, который характерен для начального периода существования Эго-стресса и отражает наличие упорных и безуспешных попыток осмысления новой, психотравмирующей реальности.

3. Аффект психалгии. Невыразимое словами переживание душевной боли, страданий, для которого характерны длительность, скрытность с оттенком признания безнадежности, безвозвратности. В структуру феномена душевной боли следует включить внешнее напряжение и гиперестезические реакции в силу их алекситмической формы. Длительная алекситмическая психалгия может стать причиной внешне немотивированных вспышек алкогольных и токсикоманных эксцессов, суицидов. Это возможно при чрезвычайной ситуации любого характера.

Первичный Эго-стресс переходит во вторичный, который выражается в кризисе самоопределения.

Разрешение, как уже было сказано, происходит в виде социально-приемлемых и социально-негативных вариантах.

Под социально приемлемыми вариантами понимаются психические и психосоматические расстройства, при которых клиническая картина ранних психопатологических последствий различается существенно при антропонатурогенных, техногенных, социогенных катастрофах и это связано с непосредственным представлением о роли в них человека.

В структуре ранней динамики психопатологических последствий чрезвычайных ситуаций выделяют следующие феномены Эго-стресса:

§ болезненные переживания вины, стыда, отвращения как аффекты действия патогенной Эго-защиты

§ эпизодические переживания ужаса, парализующий страх под воздействием фактора устрашения

§ возникновение и развитие «вины выжившего», «корпоративной вины» и ожидания наказания за происшедшее.

§ ситуационные фобии и формирование фобического синдрома с элементами нарциссизма и регрессии.

В развитии психопатологических последствий травмирующих ситуаций установлен неуклонный процесс психосоматической инвалидизации, прогрессирующей утраты здоровья, снижение длительности и качества жизни всех участников чрезвычайной ситуации, развитие алкогольной и наркотической зависимостей, самоубийства.

В структуре собственно психопатологических отдаленных последствий травмирующей ситуации существенное место занимает следующее:

1. расстройства аффекта (субдепрессии) с оттенками ангедонии (невозможность радоваться) и адинамии, астеническими, апатическими масками, чувством внешней измененности;

2. постепенный переход психосоматических расстройств в хроническую стадию и формирование тяжелых психосоматозов — гипертонической и язвенной болезней;

3. неуклонный рост социальной дезадаптации и десоциализации, явления обособления и отчуждения, аутизма и редукции энергетического потенциала;

4. нарастающее явление утраты профессионализма и интеллектуальной работоспособности в связи с развитием психоорганических расстройств;

5. быстрое развитие алкоголизма с такими явлениями, как безудержное пьянство, утрата способности адекватного эмоционального реагирования, склонность к тревожно-мнительному настроению;

6. неуклонное нарастание антисоциальной психопатии с явлениями возбудимости, аффективной напряженности, криминальной безудержности.

Клиническая картина ближайших и отдаленных психопатологических последствий травматических ситуаций показывает полиморфизм психических и психосоматических расстройств, изменчивость и усложнение симптоматики, неуклонный рост социальной дезадаптации, психопатологических расстройств, инвалидизации, преждевременная смертность.

Таким образом, ядром динамики личности участника травмирующей ситуации является невротическая (патологическая) эволюция.

Варианты патологического развития личности:

1. Алиенация — отчуждение, разрыв связей с общечеловеческой реальностью, аутистическая деформация личности.

2. Психосоматическая эволюция нетипичная для возраста, то есть развитие соматических заболеваний возникающих при нормальных условиях в гораздо более позднем возрасте.

3. Токсиманическая эволюция, т.е. развитие зависимости к различным психоактивным веществам (ПАВ).

4. Эпилептоидная деформация, которая выражается в формировании дисфорического (мрачно-тоскливого) настроения, озлобленности, потенциальной готовности к немотивированным разрушительным вспышкам агрессии.

При посттравматическом стрессовом расстройстве выделяют три группы симптомов (МКБ – 10):

1. симптом повторного переживания,

3. симптом физиологической гиперактивации.

Симптом повторного переживания включает в себя:

§ постоянные, повторяющиеся переживания события, которые человек пытается забыть, но все окружающее постоянно, в той или иной форме напоминает о нем;

§ повторяющиеся кошмарные сны, дублирующие травмирующую ситуацию;

§ интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим травмирующее событие;

§ физиологическая реактивность (спазмы в желудке, головные боли, возникающие при напоминании о событии).

Симптом избегания проявляется в том, что травмирующий опыт вытесняется, человек стремится не попадать в ситуации, избегает мыслей, разговоров, действий, людей, напоминающие пережитое. Появляется чувство отчужденности, отстраненности, ощущение одиночества. Проявляется утрата способности устанавливать близкие и дружеские отношения с окружающими, возможно разрушение установившихся связей. Повышается уровень агрессивности, вспышки гнева при этом маломотивированы и чаще возникают в состоянии алкогольного опьянения.

Физиологическая гиперактивация проявляется в трудностях засыпания, повышенной раздражительности, трудностях концентрации внимания, повышенной готовности к бегству.

Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства. Первичные симптомы:

1. Человек находился под воздействием травмирующего события в качестве участника или свидетеля.

2. Травмирующее событие повторно переживалось в виде одного или нескольких следующих проявлениях (интрузия).

§ Повторные навязчивые воспоминания о событиях, включающие образы, мысли, ощущения.

§ Повторяющиеся и очень беспокойные сны о пережитом событии.

§ Такие действия или ощущения, как если бы травмирующее событие случилось снова, включая ощущения воссоздания пережитого, иллюзии, галлюцинации, диссоциативные эпизоды при пробуждении.

§ Сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют или напоминают какой-то аспект травмирующего события.

§ Физиологическая реактивность под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые напоминают какой-то аспект травмирующего события.

3. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой и общим оцепенением.

§ Попытки избежать мыслей, ощущений или разговоров связанных с травмой.

§ Попытки избежать действий, мест или людей, которые вызывают воспоминания о травме.

§ Частичная или полная амнезия аспектов травмы.

§ Снижение интереса к ранее значимым видам деятельности.

§ Чувство отчужденности или отрешенности от окружающих.

§ Сужение эмоционального диапазона (неспособность полюбить).

§ Неспособность ориентации на длительную перспективу.

4. Устойчивые проявления повышенного возбуждения, отсутствовавшие до травмы (гиперактивность).

§ Трудности при засыпании или нарушении продолжительности сна.

§ Раздражительность или вспышки гнева.

§ Трудность концентрации внимания.

§ Усиленная реакция на испуг.

5. Продолжительность расстройства (симптомов) более 1 месяца.

6. Расстройство вызывает значимый дистресс или нарушения в социальной, трудовой или др. сферах жизнедеятельности.

7. Неспецифические соматические жалобы (повышенная напряженность, утомляемость, психосоматические переживания)

1. Психосоматические нарушения сердечно-сосудистой, пищеварительной системы

4. Сексуальные нарушения, тревожное ожидание сексуальных неудач

5. Личностные нарушения (эмоциональная недостаточность, раздражительность, неадекватная самооценка)

6. Нарушение межличностных отношений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9220 — | 7340 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник