Меню Рубрики

Методические разработки по профилактике стресса

«Стресс – это аромат и вкус жизни, полностью

избежать его может лишь тот, кто ничего не делает.

Но кому приятна жизнь без дерзаний, без успехов, без ошибок»

Современный человек постоянно испытывает психологическое напряжение, обусловленное действием негативных влияний и их последствий. Причем, не важно происходит ли событие на самом деле или с ним ещё предстоит столкнуться, или всё уже произошло. Наше сознание теснейшим образом связано с работой нашего тела, которое не понимает разницы между настоящим прошлым и будущим. В сознание человека всё происходит прямо сейчас. Если сознание оценивает событие как угрожающее, так на уровне тела сразу начинается выработка адреналина. Организм занимает «боевую готовность», реагируя биохимические изменения. Психологическое напряжение часто объединяют с понятием «стресс». В этом состоянии можно оставаться очень долго, не отдавая себе в этом отчета. Испытывать или не испытывать стресс – это выбор самого человека. Но в любом случае нужно уметь распознать и нейтрализовать возможные последствия.

Современные дети, подростки находятся в подобном положении. Они тоже испытывают стресс. Этот стресс можно квалифицировать, как учебный стресс. Учебный стресс включает в себя компоненты физиологического, информационного и эмоционального стресса. Обучение – это крайне энергозатратный процесс. Например, экзамен является важнейшим этапом процесса обучения. Специфика экзамена состоит в том, что вызывает эмоциональную напряженность у студентов. Это обуславливает необходимость внимания к нему не только педагогов, но и психологов. Поэтому, на сегодняшний день особенно важна интеграция усилий педагогики и психологии, в части того, чтобы реализовать психологические знания в повседневной жизни школы и каждого ученика.

Методы профилактики стресса

Образом жизни конкретного человека являются все его действия в течение дня, месяца и вообще всей жизни. В понятие образа жизни входит множество составляющих, в том числе как он начинает свое утро, трудовую деятельность, характер питания, физическая активность, взаимоотношения с окружающими, реакция на стресс и многое другое. Образ жизни зависит от каждого конкретного человека, будет ли он здоровым, активным или нездоровым, пассивным. Существует 3 других метода.

Противострессовая переделка дня. В повседневной жизни многие из нас регулярно допускают одну и ту же ошибку: вернувшись домой после интенсивной трудовой или учебной деятельности, мы продолжаем находиться в состоянии возбужденности, нервозности и дома. В результате даже те члены семьи, у которых был относительно спокойный день, подвергаются воздействию тех стрессовых факторов, от которых не смог отрешиться один из них. Дома каждый хочет и должен быть самим собой и не должен мешать это делать другим членам семьи. Домашний очаг должен быть для человека самым комфортным местом, он должен быть в этом всегда уверен. Помня об этом, несложно понять, что привычка приносить домой стресс разрушает семью, превращает домашний очаг в еще одно поле битвы и дополнительно усугубляет стрессовую ситуацию. Поэтому, приходя домой после трудового дня, насыщенного различными событиями, желательно потратить небольшое количество времени (10–15 мин) на релаксационные упражнения.

Первая помощь при остром стрессе.

Острый стресс развивается в том случае, если человек неожиданно оказался в стрессовой ситуации (взыскание на работе, нелицеприятное высказывание сослуживца, ссора дома, неожиданное известие о болезни или другой неприятности кого-то из близких). На первом этапе человеку необходимо понять, что у него начинается стресс, только после этого он сможет начать осознанные действия по предотвращению его дальнейшего развития. Волевым усилием необходимо приостановить собственное дальнейшее вхождение в стрессовое состояние. Для выхода из состояния острого стресса необходимо подобрать индивидуальный метод самопомощи. В большинстве случаев те, кто использует такие приемы, имеют универсальный метод для различных стрессовых ситуаций. Зная такой способ и будучи в нем уверенным, человек в критической ситуации сможет быстро сориентироваться и эффективно помочь себе.

Ниже даны наиболее распространенные приемы самопомощи.
Для использования этого метода борьбы со стрессом надо научиться определять свои собственные индивидуальные реакции на стрессовую ситуацию и дифференцировать их от других физиологических и психологических проявлений. Самым простым и эффективным методом на данный момент является ведение дневника стрессов. Метод весьма прост и интересен, учитывая, что большинство людей в тот или иной период жизни вели дневники. Однако метод требует некоторого терпения, так как записи должны быть регулярными в течение некоторого периода времени. Ежедневно на протяжении месяца в дневнике отражаются обстоятельства, приведшие к стрессовой ситуации, и собственные ощущения по этому поводу. Для ведения записей лучше отвести определенное время в конце дня и делать записи лучше дома вечером, в спокойной обстановке легче сосредоточиться и припомнить мельчайшие детали, так как в последующем анализе любая незначительная деталь может оказаться важной. Если по каким-то причинам регулярность записей часто нарушается, лучше их не использовать для анализа, так как события, описанные не сразу, а через день и более после их наступления, могут выглядеть недостаточно достоверно. В этом случае написание дневника лучше немного отложить во времени. Анализ записей следует проводить после завершения отведенного времени (месяц или несколько недель). В результате анализа удается выявить факторы, чаще всего приводящие к стрессовой ситуации, особенно если удалось сделать записи сразу после наступления стресса. Далее следует проанализировать и выявить основные признаки стрессового состояния, повторяющиеся чаще всего. У одного и того же индивидуума признаки стресса обычно идентичны независимо от ситуации, приведшей к стрессу: раздражительность, несосредоточенность, рассеянность, дрожь в конечностях, покраснение лица, потливость, чувство нехватки воздуха, сухость во рту и др. Анализ записей поможет также выявить, в какое время суток чаще случаются стрессовые ситуации, происходит это дома, на работе или где-либо еще. В целом дневник стрессов позволяет установить причины, обстоятельства, индивидуальные проявления и другие личностные особенности стресса каждого индивидуума.

Профилактика стресса – 17 способов защитить себя от стресса

Профилактика стресса – это важное условие для сохранения эмоционального здоровья. И важно следовать общим принципам по повышению уровня сопротивляемости стрессовым ситуациям. Это продлит вашу жизнь и повысит ее уровень в несколько раз. Вот способы контроля над неприятными переживаниями:

1.Относитесь ко всему проще.

Не стоит принимать все близко к сердцу и переживать из-за каждого пустяка. Учитесь спокойно воспринимать любые события в своей жизни. Представьте, что вы сито, или облако и все стрессы проходят через вас, не оставляя следа.

2.Учитесь позитивному мышлению

Если вас одолевают стрессы, вам поможет позитивное мышление. Его суть в том, что нужно концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях.

3.Используйте способы переключения

Вас одолевают неприятные мысли? Не давайте им силу. Переключайтесь. Сместите акценты на внешний мир. Понаблюдайте за тем, что вас способно порадовать. Концентрируйтесь на том, что вы видите и слышите в данный момент.

4.Освобождайтесь от отрицательных эмоций

Подавленные эмоции усиливают стресс и могут привести к депрессии. Поэтому давайте им выход. Естественно, что делать это нужно позитивным способом. Так, чтоб не причинить вред окружающим. Например, поколотить подушки или заняться прощением.

Смех – это лучшая профилактика стресса. Не пренебрегайте ей. Смотрите комедии, используйте смехотерапию, улыбайтесь прохожим.

6.Занимайтесь физическими упражнениями

Спорт помогает справляться со стрессом. Поэтому, если вы хотите сохранить эмоциональное здоровье, запишитесь в любимую спортивную секцию и получайте удовольствие от регулярных тренировок.

7.Будьте благодарны за то, что имеете

Благодарность – очень хороший способ профилактики стресса. Вместо постоянного недовольства, вы начнете получать радость от того, что имеете.

Этот способ очень полезен. Все врачи и психологи рекомендуют ежедневно в течение 10-30 минут заниматься аутогенной тренировкой для профилактики стресса.

9.Отправьтесь в путешествие

Одна моя знакомая испытывала хронический стресс, связи с беспокойством за свое здоровье и увольнением с работы. Ее любимый подарил ей путевку в Мексику. После возвращения ее не узнать. Все стрессы она оставила в другой стране. Попробуйте и вы, если конечно любите путешествовать.

Кстати, необязательно ехать в другую страну, можно заняться туризмом даже в родном городе.

Отличное средство для расслабления. Особенно с применением эфирных масел.

11.Бывайте на свежем воздухе

Пребывание на свежем воздухе рекомендуется всем без исключения. Поэтому сделайте себе привычкой ежедневно в течении часа ходить по улицам родного города. А еще лучше совершать прогулки в лесу или парке.

Выберите для себя подходящую аффирмацию и проговаривайте ее вслух или про себя как можно чаще, настраиваясь на нужную волну. Например, если вы волнуетесь на работе, можно говорить следующую формулу: «Внутри и вокруг меня мир и гармония».

Любимое хобби – замечательная профилактика стресса. Поэтому спросите себя: Что мне нравится делать?» Возможно, писать стихи, готовить кулинарные шедевры или изучать психологию. Узнали ответ. Хорошо. А теперь не откладывая приступайте к интересному занятию.

14.Составьте список того, что вас радует

Уделите несколько минут тому, чтоб написать свои самые любимые способы времяпрепровождения, которые вас могут порадовать. Эти занятия – ваше спасение от стресса.

15.Мечтайте и фантазируйте

В позитивной психологии есть такая техника, которая называется «Визуализация». Ее суть в том, что вы мечтаете о том, чего хотите, делайте это с удовольствием и в настоящем времени. И затем получаете то, что рисовали в своем воображении.

Дневник помогает разобраться в себе, проанализировать свою жизнь и найти выход из сложных ситуаций. А так же ведение записей оказывает функцию психотерапевта, вы пишите о том, что вас тревожит, и вам становится легче.

Если у вас нервные силы на исходе и вас ничего не радует, обратитесь к психологу. Слава богу, сейчас достаточно профессионалов в этой сфере, которые вам могут помочь справиться со стрессом.

источник

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»
методическая разработка по теме

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологиивыделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Наша профессия предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянного цейтнота и растущей конкуренции. То время, в течение которого мы могли бы отдохнуть и успокоиться или заняться своими увлечениями, либо неумолимо сокращается, либо исчезает вовсе. Результат: мы чувствуем себя выжатыми, мы раздражительны и неуравновешенны, а в худших случаях начинается физическое недомогание.

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания
в профессиональной деятельности педагога

Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Составила: педагог-психолог Горохова С.А.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 309

Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан

Развитие навыков профилактики стресса

Актуальность:
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз , а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине , физиологии , психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой, световой и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Наша профессия предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянного цейтнота и растущей конкуренции. То время, в течение которого мы могли бы отдохнуть и успокоиться или заняться своими увлечениями, либо неумолимо сокращается, либо исчезает вовсе. Результат: мы чувствуем себя выжатыми, мы раздражительны и неуравновешенны, а в худших случаях начинается физическое недомогание.

Цель: познакомить участников тренинга с методами релаксации и предоставить возможность практиковать в своей жизни изложенные техники и получать действительно эффективные результаты.

  • Раскрыть понятие стресс ;
  • Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;
  • Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Объект коррекционно-развивающего воздействия: педагоги дошкольного учреждения

Формы и методы работы: Групповая дискуссия, игровые методы, методы формирования социальной перцепции.

Ожидаемые результаты: у участников повысится самооценка и появится уверенность в себе, участники овладеют навыками стрессоустойчивости

Критерии оценки эффективности: у участников появится уверенность в себе, в своих силах, овладеют навыками стрессоустойчивости

Продолжительность сессии: 1,5-2 часа

Количество участников: 7-10

Содержание программы тренинга

Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Цель: познакомить участников тренинга с методами релаксации и предоставить возможность практиковать в своей жизни изложенные техники и получать действительно эффективные результаты.

Материалы: слайд шоу, листы бумаги, ручки, маркеры, коврики, мягкая игрушка.

Участники входят в аудиторию. Занимают места (стулья расставлены по кругу). Педагог-психолог представляется.

Ведущий вместе с участниками составляют правила на занятиях.

Правило 3. Толерантность (терпимость).

Правило 4. Отказ от ярлыков.

Правило 5. Конфиденциальность.

Цель. Знакомство участников друг с другом, развитие партнерских

Содержание. Группа делится на пары, каждая из которых, выбрав удобное спокойное место, в течение 10 минут (5+5) проводит взаимное интервью. Затем пары возвращаются в круг и каждый представляет своего партнера. После презентации можно спросить у представляемого, хочет ли он добавить что-либо к сказанному и корректно ли прозвучал рассказ о нем.

2.Выяснение ожиданий участников группы.

3.Небольшое сообщение о теме тренинга.

Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Наша профессия предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянного цейтнота и растущей конкуренции. То время, в течение которого мы могли бы отдохнуть и успокоиться или заняться своими увлечениями, либо неумолимо сокращается, либо исчезает вовсе. Результат: мы чувствуем себя выжатыми, мы раздражительны и неуравновешенны, а в худших случаях начинается физическое недомогание.

Читайте также:  Стресс тестирование валютного риска банка

Сегодня мы попытаемся выяснить, где кроются Ваши стрессоры, какого они рода и как Вы можете с ними совладать. Кроме этого, сегодня мы попытаемся научиться некоторым приемам по снятию стрессового напряжения.

Методы релаксации, которые мы будем осваивать, легко применимы и для человека, не обладающего опытом. Даже если Вы будете посвящать этому десять минут каждый день, Вы заметите, насколько спокойнее и расслабленнее Вы станете, и как спокойно и взвешенно Вы будете реагировать на бесконечные требования окружающего мира. Не дайте рабочим будням поглотить Вас без остатка!

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто….»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.

Цель: ответить на вопросы «Что такое стресс, нужно ли с ним бороться?
И как избавиться от последствий стресса?»

Методом мозгового штурма группа выводит определение стресса, после чего тренер знакомит слушателей с существующими взглядами в современной психологии на стресс.

При рассмотрении причин стресса тренеру важно подвести участников группы к осознанию того, что все перечисленные причиы стресса являются только потенциальными источниками негативного воздействия на человека. Все зависит от того, как сам человек воспринимает эти причины, считает ли он их стрессорами.

Цель. Помощь участникам в осознании и вербализации своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данному феномену. Выявление субъективных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противостоянии стрессовым ситуациям.

Содержание . Тренер готовит заранее бумагу формата А4 (по числу участников), цветные фломастеры. Участники тренинга располагаются комфортно (в кругу или за кругом). Ведущий предупреждает их о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов. Инструкция тренера группе. ≪Нарисуйте, пожалуйста, рисунок „Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме — реалистической, абстрактной, символической, художественной. Большее значение имеет ваша степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу после того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем ключом, который на протяжении всего тренинга будет помогать вам осознавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. При необходимости можно воспользоваться цветными фломастерами. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите≫.

Участники рисуют в течение 4-5 минут. Затем тренер начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса тренер дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.

Вопросы, которые может задать тренер.

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой ≪Я≫ на рисунке.

3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?

4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — стресс. Почему?

5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?

6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что ожет защитить вас от стресса.

8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.

9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?

11. Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хотите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста. Обсуждение. После того как участники ответят на последний вопрос, тренер просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. Как правило, создаются группы по принципу совпадения каких-либо позиций, касающихся восприятия понятия ≪Стресс≫, стратегий и ресурсов, проявившихся в рисунках. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слушают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффективно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры. Все участники возвращаются в круг. Тренер предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки. Тренер разъясняет участникам, над какими проблемами возможна работа на тренинге.

Какие эмоции испытывали, какая ключевая

(проработка ключевых эмоций по методике «Алгоритм работы с эмоциональным зарядом» по RPT)

Большую часть нашей профессиональной жизни мы используем левое полушарие, которое отвечает за логические действия. Во время рисования мы активизируем наше правое образное полушарие.

Поэтому психологи считают, что процесс рисования является оздоровительным уже сам по себе, и неслучайно рисование широко используется в психологической практике.

Мини-дискуссия Плюсы и минусы стресса»

Цель . Осознание не только негативных последствий стресса, но и возможностей, связанных с раскрытием ресурсов личности, переживающей стресс.

Содержание. Тренер делит группу на две подгруппы. Первая подгруппа должна в ходе группового обсуждения выявить и записать негативные последствия стресса, а другая — позитивные стороны стресса (чему мы учимся, преодолевая стресс, что мы можем узнать о себе и своих ресурсах, преодолевая трудные ситуации). Время на__обсуждение — 5 минут. После того как группы справятся с этим заданием, тренер предлагает устроить дискуссию, во время которой ответы-аргументы групп чередуются. Выигрывает та команда, котрая найдет больше аргументов в пользу защищаемой точки зрении

Обсуждение. Как правило, больше аргументов находит первая подгруппа. В этом случае тренеру надо сказать о том, что. Несмотря на большое количество негативных последствий, которые назвали участники первой подгруппы, данные последствия вызываются именно сильными, травматическими или хроническими стрессами. К счастью, эти стрессы ≪врываются≫ в нашу жизнь не так часто. Остальные виды стрессов могут поддерживать тонус организма, активизировать внутренние ресурсы, тем самым повышая нашу адаптацию к жизни.

Беседа «Что могут предложить нам техники релаксации?»

Цель : показать способы снятия эмоционального напряжения

Сознательная релаксация, т.е. снятие напряжения тела, ума и души, имеет два больших преимущества, видных даже с первого взгляда:

■ привносит равновесие в наши, как правило, суетливые и напряженные будни;

■ является лучшей предпосылкой сконцентрированной и эффективной работы.

Регулярная релаксация благотворно повлияет на весь организм. Она подарит Вашему телу глубокий отдых и время на восстановление, а разуму и душе — целительную отстраненность от будничных забот. Она станет для Вас надежным источником сил, которые помогут Вам спокойней и расслабленней реагировать на ситуации стресса. Вам легче будет перенести и состояния длительного напряжения, и ситуацию острого кризиса — регулярная релаксация поможет Вам в этом больше, чем методы «кризисного менеджмента» или способы быстрого снятия напряжения.

Упражнение: «стряхните» с себя напряжение

Цель : снятие эмоционального напряжения

Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и слегка согнув их в коленях. Встряхивайте руками, ногами, головой и плечами в течение 10 мин. Просто стряхните с себя все напряжение прошедших часов, освободитесь от него. В заключение сядьте в спокойный уголок и в течение пяти минут наблюдайте за своим дыханием.

При дыхании применяйте ту технику, которая Вам наиболее приятна: попеременное дыхание через разные ноздри, счет вдохов и выдохов или отслеживание вдыхаемого воздуха в теле. Поэкспериментируйте немного и просто выясните, какая из этих техник для Вас лучше.

Многим людям в движении легче переключиться с внешнего мира на внутренний. Упражнение на «встряхивание» помогает стряхнуть с себя тягостные мысли, контраст между движением и остановкой в этом случае не столь явен, как в некоторых других упражнениях.

Теперь Вы получили представление о том, какие существуют возможности и методы эффективно и творчески противостоять стрессу. Естественно, самое важное при этом — это действительно выполнять эти упражнения или хотя бы их часть. Конечно, внешней нагрузки, внешних требований, предъявляемых Вам миром, от этого меньше не станет. Но, возможно, со временем, когда Вы поймете, что не безоружны и не беспомощны, они покажутся Вам более терпимыми. Для каждого из нас существуют подходящие рецепты того, как справляться с повседневным стрессом. Быть может, со временем Вам удастся составить свой собственный маленький репертуар методов, способных помочь Вам сохранять внутреннюю отстраненность от ситуации стресса и лучше справляться с ним. Вероятно, все чаще Вы будете видеть в таких ситуациях вызов, необходимый для Вашего дальнейшего развития и подталкивающий Вас к новым творческим мыслям относительно разрешения проблемы.

Пусть Вашим девизом станет «вызов вместо стресса!». Не забывайте давать себе своевременные передышки, используйте их для того, чтобы возвращать себе внутренний баланс. Чем более уравновешенно Вы себя будете чувствовать, тем больше и эффективнее Вы сможете работать, доказывая свои способности. И однажды поймете, что Ваша внутренняя установка сильно изменилась, что Вы все чаще ощущаете не стресс, а вызов Вашим способностям. Мы желаем Вам на этом пути радости и удачи!

Участники тренинга встают в круг.

. Мы будем передавать его друг другу. Тот у кого он оказывается, громко произносит имя стоящего с лева и говорит: «Я желаю тебе в профессиональном плане…» и произносит, то, что он желаетсоседу. Это довольно важный момент в тренинге и я прошу поддерживать стремление наших коллег аплодисментами.

Что вы получили от тренинга?

Оправдались ли ваши ожидания?

  1. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб., 2002.
  2. Зайверт Л. Ваше время — в ваших руках. М., 1995
  3. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс. Психосоматическиеи соматические расстройства у детей. СПб.: Речь, 2006.
  4. Каменюкин А. Г., Ковпак Д. В. Антистресс-тренинг. СПб.: Питер, 2008.
  5. Картрайт С, Купер К. Л. Стресс на рабочем месте. Харьков, 2004.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания».

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП.

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога» Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний.

Данный тренинг направлен на формирование навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данных тренинга.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные модели обр.

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания, а именно:- стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности.

Мастер-класс: «Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов&raquo.

источник

Елена Воронова
Занятие с элементами тренинга «Профилактика стресса у педагогов»

Тема: «Профилактика стресса у педагогов».

(Занятие с элементами тренинга).

Цель: Снижение психоэмоционального напряжения педагогов.

1. Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.

2. Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.

3. Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.

Время проведения: 60 минут.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наше занятие рассчитано на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации.

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 1-2 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».

2 этап: Разминка «Перебежки».

Участники сидят на стульях, ведущий — в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем:

1. у кого есть брат, сестра;

4. кто сегодня позавтракал

6. у кого серые глаза и т. д.

Задача — всем найти место, в том числе и ведущему.

1. Рисуночная техника “Мой стресс” (Колошина Т. Ю., Трусь А. А.)

Стресс — категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, у каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму.

Сделаем это следующим образом: в течение 5 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Обсуждение подученных результатов:

1. Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?

2. Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем, не нра-вится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?

Что такое стресс? Причины его возникновения.

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Основные признаки стресса:

-физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

Читайте также:  Как снять напряжение в голове при стрессе

-эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

-поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).

Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.

Причины возникновения стресса.

-неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

-чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

-слишком высокая ответственность;

-тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда

(повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д., а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.

Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.

Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках.

Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Как быть? Как помочь себе?

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления.

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний.

-Какими способами вы избавляетесь от стресса и стабилизируете свое эмоциональное состояние?

Способы снятия нервно-психологического напряжения:

1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т. д.

2. Спортивные занятия.

7. Скомкать газету и выбросить ее.

8. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.

9. Громко спеть любимую песню.

10. Покричать то громко, то тихо.

11. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

12. Смотреть на горящую свечу.

13. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

14. Погулять в лесу, покричать.

15. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Я предлагаю вам сегодня выполнить некоторые упражнения, которые помогут вам отдохнуть сейчас и могут пригодиться вам в будущем.

2. Упражнение «Волшебный лес чудес»

Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: лес — роща и встанем в две шеренги. Наши руки — это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

Что вы испытывали, когда вы проходили по «лесу» и к вам прикасались участники группы?

Ваши чувства, когда вы были деревьями?

Расскажите о своем состоянии до и после упражнения.

3. Упражнение «Дорисуй и передай»

Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.

Понравилось ли вам то, что получилось?

Поделитесь своими чувствами, настроением.

Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

4. Упражнение «Прощай, напряжение!»

Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.

Расстались ли вы со своим напряжением?

Ощущения до и после упражнения.

Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте предложенную песню (например «Голубой вагон бежит качается») только звуками, которые я вам буду показывать. Будем петь до тех пор, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью.

6. Упражнение «Дождь в джунглях»

Давайте встанем в тесный круг друг за другом.

Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.

Как вы себя чувствуете после такого массажа?

Приятно или нет было выполнять те или иные действия?

Поделитесь своими ощущениями и настроением.

7. Упражнение «Найди свою звезду»

Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. (звучит музыка).

А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других — бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?

Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. Откройте глаза.

А теперь вырвите из бумаги свою звезду.

Посмотрите внимательно на звезды: среди них нет ни одной одинаковой. Они все разные, как и мы с вами.

Пусть ваши звезды светят вам каждый день, излучая добро, дружбу, взаимопомощь и поддержку.

4 этап: Заключительная часть

Упражнение «До следующей встречи

У меня в руках чудесное солнышко. Оно излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать друг другу это волшебное солнышко и делиться впечатлениями о сегодняшнем дне тренинга, дарить свои пожелания участникам группы.

Наш сегодняшний тренинговый день подошел к завершению. Пора прощаться, но мы расстаемся с надеждой на следующую встречу.

Что вам дало сегодняшнее занятие?

Что будете использовать в дальнейшей жизни

Как бороться со стрессом Современный мир изменчив, сложен и полон ситуаций, которые приводят к тому, что стрессы становятся обыденностью в жизни каждого человека.

Практикум с элементами тренинга для специалистов ДОУ «Как помочь себе во время стресса?» Страшен не сам стресс, а отношение к нему. «Все болезни от нервов». Специалисты в этой области объясняют: многие болезни, влияние стрессогигиенных.

источник

Практикум с элементами тренинга «Пути преодоления стресса» (из цикла занятий по психологической профилактике педагогов)

Оксана Литвинова
Практикум с элементами тренинга «Пути преодоления стресса» (из цикла занятий по психологической профилактике педагогов)

цикл занятий «Помоги себе сам»

Цель – сохранить и укрепить психофизиологическое здоровье педагогов

• Научить определять предстрессовое состояние

• Научить педагогов рационально использовать психическую энергию

• Научить педагогов использовать приемы саморегуляции, релаксации и других способов снятия эмоционального напряжения, особенно, в сложных жизненных ситуациях.

Схема занятия (по Вачкову И.):

Приветствие

Упр. «Улыбка по почте». Стоя в кругу, участники держатся за руки. Необходимо «почтальону» передать улыбку при этом совместить с легким пожатием руки. «Получатель» приняв «письмо» широко улыбается.

Опрос самочувствия

Какое настроение, какие ощущения в данный момент, какой вкус во рту…

Упр. «Выбери свой рисунок». Участники, сидя в кругу, выбирают любую по вкусу «свою» картинку. Мини сочинения участников – обоснование выбора картинки.

Тема занятия

Наш цикл занятий носит название «Помоги себе сам». Первое занятие «Пути преодоления стресса»

Упр. «Пакет». Психолог делает из бумаги пакет. Участники мысленно кладут в пакет самое «дорогое». Через некоторое время пакет сминается психологом резко и грубо (демонстрация разрушения).Беседа об ощущениях, чувствах участников упражнения.

Часто педагоги при подготовке к аттестации находятся в состоянии стресса. Что такое стресс? (ответы участников)

Это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование

Признаки стресса

(Перечень совместный с педагогами)

*боль в спине, желудке и т. п.

артриту, глаукоме, склерозу, инсульту, раку, лейкемии…

*раздражительность и беспокойство

потеря уверенности в себе, соматическим (физическим) заболеваниям, психическому расстройству, лекарственной зависимости.

За время, прожитое в группе, мы попытаемся скорректировать, частично восстановить, укрепить наше психофизиологическое здоровье.

• Научимся определять предстрессовое состояние

• Научимся рационально использовать психическую энергию

• Научимся использовать приемы саморегуляции, релаксации и другие способы снятия эмоционального напряжения, особенно, в сложных жизненных ситуациях.

Разминочное упражнение

Перечень ответов участников упр. «Способы быстрого снятия стресса».

ДРД (диафрагмально – релаксационное дыхание)

Основная часть

1. Психогимнастика.

Упражнение «Улыбка на весь ден ь». Проводить это упражнение желательно утром, после пробуждения, т. к. оно настраивает на бодрое, жизнерадостное настроение на весь день. Кончики губ растягиваем до ушей и в таком положении напеваем мелодию веселой песни, при этом голова закинута назад. Затем, достаем подбородком до груди, и все повторяем сначала.

Упражнение «Улыбка для себ я». Расслабляем мышцы лица, таким образом, снимаем мышечное напряжение. Оживляет умственную деятельность. Эмоции: удивления, гнева, страха, презрения, отвращение, блаженства, ярости, радости.

2. Мышечная релаксация.

Упражнение «Лим он» Расслабляем мышцы кисти, рук для снятия мышечного напряжение. Визуализация давки лимонного сока

Упражнение «Кукла – марионет ка». Это упражнение для снятия телесных зажимов, внутреннего напряжения. Все части тела двигаются в разные стороны – свободно (начиная, с головы и заканчивая пальцами ног).

Упражнение «Тише едешь дальше буде шь». Это упражнение для тренировки психической пластичности: свобода и сила. Попытка войти в образ другого человека, смена ритмов движения при этом пластичность и непрерывность.

3. Диафрагмально-релаксационное дыхание как основа здорового образа жизни.

упр. «Шари к».Представляем мысленно как надувается и сдувается шарик у нас в животе. Вдох — шарик надувается, выдох — шарик сдувается. Упражнение выполняется в медленном темпе. Повторить несколько раз.

4. Направленная визуализация в сочетании с музыкотерапией. Музыкальная компози ция из трех тем «Зеленая поляна — Парящий орел — Осенний лес», тематика от грустной-минорной переходит в энергичную мажорную. Психолог читает небольшой описательный текст.

5. Аутогенная тренировка «Я буду! Я смогу!»Участники громко проговаривают слова с уверенностью и бодростью «Я буду! Я смогу!»одновременно ударяют себя в грудь кулачком.

Рефлексия педагогами

\ какое настроение на данный момент

\ какой способ от стресса более доступен и реален в оказании помощи

\какие чувства испытали при проживании и прослушивании музыкального фрагмента

\совпали ли ваши ожидания по поводу занятия

\что понравилось в занятии

\все ли удалось на занятии выполнять с легкостью

\что хотелось бы повторить на следующем занятии

Резюме ведущего

«Гармония психических и физических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться»!»

На следующем занятии будут предложены игровые способы преодоления стрессовых ситуаций.

[b]Упр. «Свеча пожеланий».[/b] Участники по кругу передают свечку с пожеланиями.

Раздаточный материал. Памятка для участников «Резюме»

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

источник

Практическое занятие для воспитателей

«Если человек научится управлять собой,

ему не стоит труда управлять и государством»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики стресса.

Ход занятия

1. Приветствие «Доброе пожелание»

Участники группы встают в круг и по очереди желают друг другу что-нибудь доброе, приятное.

2. Упражнение «Продолжите фразу»

Цель: разогрев, сближение членов группы

Участникам предлагается продолжите фразу «Стресс — это…»

Психолог. Для определения Вашей стрессоустойчивости необходимо ответить на вопросы теста.

3. Тест «Анализ стиля жизни»

Цель: определение стрессоустойчивости. (Приложение 1)

4. Мини-лекция «Стресс»

Психолог. Стресс (от англ. давление, напряжение) — психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Стресс вызывается ситуацией опасности, возрастания ответственности, необходимостью быстро принять важное решение, большими умственными и волевыми нагрузками и т. д.

Основные признаки стресса:

  • физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);
  • эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);
  • поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т. д.).

Наиболее стрессовыми считаются профессии группы «человек-человек» — педагоги, врачи, воспитатели, психологи, работники торговли, менеджеры и т.д. Основными причинами возникновения стресса являются физическая и психологическая напряженность труда, переутомляемость, высокий уровень ответственности, постоянное оценивание со стороны разными людьми, конфликт с администрацией или коллегами. К стрессогенным факторам в профессиональной деятельности педагогов относятся проблемы, связанные с аттестацией педагогических работников.

Читайте также:  Если давит в груди от стресса

По данным Новиковой И.А., Зеховой М.С. «большинство педагогов, проходящих процедуру аттестации, имеют признаки психологического стресса. Чувствуют беспокойство 2/3 педагогов; каждый второй – ощущает усталость, повышенную утомляемость, озабоченность, тревожность, психическую напряженность, повышенную возбудимость, раздражительность, боли (головные, в груди, животе, спине, шее), расстройство желудочно-кишечного тракта, бессонницу. Более половины педагогов во время прохождения процедуры аттестации испытывает стресс высокой или средней степени выраженности.

Стрессорами во время аттестации для половины педагогов служат повышение нагрузки, отсутствие свободного времени для отдыха, конфликты (с коллегами, детьми, родителями, администрацией), оценочное отношение со стороны экспертов, боязнь публичных выступлений, открытых мероприятий».8

Чтобы справиться со стрессом в любой ситуации необходимо распознавать, управлять стрессом, уметь расслабляться, снимать напряжение. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения способствуют поддержанию психологического здоровья, ведению активной профессиональной деятельности.

К таким упражнениям относятся — дыхательная гимнастика, массаж, релаксация, арт-терапия, с которыми мы познакомимся сегодня на нашем занятии.

5. Мини- лекция «Дыхание»

Психолог « Правильное дыхание стабилизирует эмоциональное состояние человека. Цикл дыхания включает три фазы: вдоха, выдоха и паузу. Во время вдоха происходит активация психического состояния, при выдохе наступает успокоение. Зная эту закономерность, можно сформулировать два правила:

Относительно короткая фаза вдоха, чередующаяся с более длительным выдохом и следующей за этим паузой, создаёт состояние общего успокоения (успокаивающее дыхание)
Длительная фаза вдоха с некоторой задержкой дыхания на вдохе и относительно короткая фаза выдоха приводит к повышению активности нервной системы и всех функций организма (мобилизующее дыхание)

Произвольно устанавливая ритм дыхания, можно добиться желаемого состояния, отдохнуть или мобилизовать свои внутренние резервы» 1

6. Упражнение «Антистрессовое дыхание»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

В стрессовой ситуации, в первую очередь, сконцентрируйтесь на дыхании:

— медленно выполните глубокий вдох, на пике вдоха, на миг задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.

Постарайтесь представить себе, что с каждым вдохом, вы наполняетесь энергией, свежестью и легкостью, а с каждым выдохом, избавляетесь от неприятностей и напряжения!

7. Упражнение «Релаксация по Бенсону»

Цель: расслабление, отдых, снятие напряжения, очищение сознания.

Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьте руки, ноги, тело, лицо. Дышите через нос. Осознайте свое дыхание. После выдоха говорите про себя слово «один».

Например: вдох…выдох – «один», вдох…выдох – «один» и т.д. в течение 5 мин. Дышите легко и естественно. Сохраняйте принятую позу. Через 5 мин откройте глаза и медленно встаньте.

Примечание: не беспокойтесь о том, насколько успешно и глубоко вы достигли релаксации, не напрягайтесь, позвольте релаксации возникать в своем теле, в своем темпе. Применяйте эту технику 1 – 2 раза в сутки в любое время, но не ранее чем через 2 ч после еды.

8. Релаксация и музыка

Психолог. Музыка целительно воздействует на состояние человека. Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека.

«Люди, умеющие расслабляться,

обладают не только большей гибкостью мышления,

но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами».

Релаксация 9

  • Выберите для релаксации удобное для вас время и место
  • Примите любую позу — важно только, чтобы вы чувствовали себя комфортно и вам никто не мешал
  • Ладони раскройте и направьте в сторону источника звука.
  • Ноги ни в коем случае не должны быть скрещены, эта поза замыкает естественную циркуляцию энергии в вашем организме.
  • Включите музыку.
  • Старайтесь ни о чем не думать, не заставляйте себя представлять что-то определенное.
  • Максимально расслабьтесь и просто слушайте.
  • Помните! Для здоровья полезен звук до 80-85 децибел, более громкий уже вреден и вы получите в результате не облегчение, а головную боль и ухудшение самочувствия.

В группе для релаксации используется произведение “Аве Мария” Шуберта

9. Массаж рук

Психолог. Одним из способов, с помощью которого человек может успокоиться, является воздействие на рефлексогенные зоны, заложенные в коже кистей рук.

Массаж рук усиливает кровообращение в тканях, поднимает тонус мышц, улучшает самочувствие, поднимает настроение, устраняет тревогу и усталость.

Массаж кистей занимает не более 5-10 минут. Вы можете его делать 3-4 раза в день, сидя за рабочим столом.

Упражнение «Шестигранный карандаш» 3

Цель: усиление кровообращения в тканях, устранение тревоги и усталости.

Возьмите шестигранный карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла. Время: 1-2 минуты.
После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти до появления в ней тепла. Время: 1-2 минуты. Затем то же левой рукой.
Можно, взяв карандаш правой рукой, растирать им внутренние стороны каждого пальца левой руки. То же другой рукой. Время: 2-3 минуты.
Взяв карандаш правой рукой, надавливайте его не заточенным концом на болезненные точки (если они у вас есть) левой кисти, делая круговые движения в течении 1-2 минут. Тоже левой рукой. Попробуйте делать неполные вращения сначала в одну, затем в другую сторону в течении 30-40 секунд, надавливая на область каждой болезненной точки.
Закончив массаж кистей, разотрите правой рукой каждый палец левой руки (а затем наоборот) движениями сначала вдоль пальца, потом поперёк. Время: 2-3 минуты на каждую руку.

Психолог. Мандала в переводе с санскрита означает «магический круг». Рисуя мандалу можно избавиться от накопившейся усталости, внутреннего напряжения, от многих психологических проблем.

10. Упражнение «Мандала» 2

Цель: снятие внутреннего напряжения, усталости; восстановление энергии и позитивного настроения.

Материал: бумага формата А-4, акварельные краски, цветные и восковые карандаши, фломастеры, пастельные мелки, циркуль, записи расслабляющей музыки.

В буддизме изображения в круге используются для медитации и ритуального очищения пространства. Мандалы являются символом баланса, гармонии и единства мира и души человека.

Этапы рисования мандалы:

  • Обеспечьте себе спокойную обстановку.
  • Выполняйте рисунок лучше всего под медитативную, расслабляющую музыку.
  • Для рисования мандалы начертите циркулем на бумаге круг.
  • Внутри круга можете начинать рисовать от центра или наоборот двигаться от края к центру, идти почасовой стрелки или против. Это не столь важно.
  • Сделайте рисунок простым карандашом, не выходя за рамки круга, затем начинайте раскрашивать.
  • Создавайте цвета и формы внутри круга такие, которые подсказывает вам ваша душа.
  • Дайте своей мандале название. Постарайтесь понять, какие чувства вызывает у вас этот рисунок. На обратной стороне листа запишите мысли, которые пришли к вам в голову. Порвите лист на мелкие кусочки, символически отпуская негативные чувства.

С помощью рисования мандал, можно регулировать своё душевное состояние путём выбора определённых цветов. Помните: все теплые цвета (с преобладанием красного) активизируют и стимулируют чувства, в то время как холодные (с доминантным присутствием синего) – успокаивают. Мандала, в которой присутствуют и теплые и холодные цвета, настраивает организм на гармонию. (Приложение 2)

11.Рефлексия

Участники по кругу обмениваются мнениями «Что больше всего понравилось?»

12. Прощание

«Если человек научится управлять собой, ему не стоит труда управлять и государством». Конфуций

Список литературы:

1. Сазонова Н.П. Саморегуляция педагогов ДОУ в профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие для педагогов, студентов педагогических факультетов. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВТ-ПРЕСС», 2010 – 64 с.

2. Шевченко М. Я рисую и исцеляю себя /Маргарита Шевченко. Екатеренбург: У-Фактория; М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009. -128 с.

Электронные ресурсы:

http://doctor.kz/health/news/2007/08/29/22
http://med-books.info/valeologiya_739/relaksatsiya-bensonu.html
http://www.vashpsixolog.ru/
http://www.b17.ru/article/mandala_story/
http://www.resobr.ru/materials/370/5535/?sphrase_ > Новикова И.А., Зехова М.С. Психологический стресс у педагогов, проходящих процедуру аттестации. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 5. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 13.04.2014).
http://samsebelekar.ru/

Приложение1

Бостонский тест на стрессоустойчивость

«Анализ стиля жизни»

( разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона)

Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится.

1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день.
2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю.
3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен.
4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться.
5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю.
6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день.
7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков.
8. Ваш вес соответствует Вашему росту.
9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности.
10. Вас поддерживает Ваша вера.
11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью.
12. У Вас много друзей и знакомых.
13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете.
14. Вы здоровы.
15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем-либо.
16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы.
17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю.
18. Вы можете организовать Ваше время эффективно.
19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков.
20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня.

Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков:
– почти всегда – 1;
– часто – 2;
– иногда – 3;
– почти никогда – 4;
– никогда – 5.

Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите 20 очков.

Набрано менее 10 баллов – у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничего не угрожает;

От 11 до 30 баллов – у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряжённой жизни активного человека;

От 31 до 50 баллов – задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь;

Свыше 50 баллов – вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьёзно задуматься о своей жизни – не пора ли ёе изменить, и подумать о своём здоровье.

Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либо утверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если Ваша оценка за 19 пункт – 4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.

Приложение 2

О чем расскажет ваша мандала? 6

О чем говорят цвета, которые вы использовали в своем рисунке

Красный – активность, упорство, настойчивость, энергия, радость, любовь, страсть физическая сила. Но, в то же время, красный цвет может указывать на разрушение, упрямство, агрессию и нетерпимость. Красный цвет указывает на важность момента, привлекает внимание, выделяет детали из общей композиции.

Оранжевый – энергия, жизнерадостность, сила, свободолюбие, терпимость. Также оранжевый цвет может указывать на демонстративные действия и неадекватную самооценку.

Желтый – радость жизни, уверенность в себе, восприимчивость к новому, свободное выражение своих мыслей и чувств. Но присутствие желтого цвета может говорить и о рассеянности, легкомыслии и язвительности.

Зеленый – уравновешенность, спокойствие, воля к жизни, обязательность, обновление, надежда. В то же время зеленый цвет может рассказать о негибкости, занудстве, ревности и эгоизме.

Синий – миролюбие, сила духа, организованность, умение строить отношения. Но также синий цвет может показывать страх, нерешительность, склонность к депрессии и унынию.

Белый – легкость, открытость, единение с другими людьми, начало перемен. В своем противоположном значении белый цвет расскажет о разочаровании, отрешенности от мира, бесплодности усилий, изоляции и некоторой чопорности в отношениях.

Черный – созидание, предвидение, сила воли, выход на новый уровень. Но, конечно, черный цвет может указывать и на присутствие страха, депрессивности, пустоты, протеста, подавления чувств и разрушение.

Серый – реализм, соединение противоположностей, здравомыслие, информированность. Использование серого цвета в рисунке мандалы также может говорить о скуке, равнодушии, ограниченности и неконтактности.

Розовый – доброта, нежность, любовь, романтичность. Но, в то же время, розовый цвет укажет на легкомысленность в отношениях, демонстрацию сексуальности, чрезмерную чувствительность.

Коричневый – надежность, здравый смысл, смирение. Кроме того, коричневый цвет может означать разочарованность, ограниченность, приземленность.

Голубой – творчество, свобода, свежесть взглядов и идей, полет мысли. Также голубой цвет покажет холодность, рациональность, отсутствие сексуальности.

Фиолетовый – интуиция, духовность, тайна, самопознание. А также фиолетовый цвет в мандале может указывать на скрытое напряжение, консерватизм, отрицание материальной стороны жизни.

Где расположены цвета в мандале?

Центр – это то сокровенное, что действительно для вас важно, это отражение ваших глубинных чувств и желаний.

Цвета, которые вы использовали ближе к краю окружности, рассказывают о том, что вы хотите показать людям, что несете в этот мир.

Символы, наиболее часто встречающихся в рисунках мандал

Круг – совершенство, единение с Вселенной, целостность, законченность, чувство защищенности, наполненность жизни.

Квадрат – постоянство, равновесие, безопасность, ограничения, нравственность, моральные устои.

Треугольник – гармония, жизнелюбие, власть, мудрость.

Цветок – красота, гармония, обновление жизни, потребность в духовном совершенствовании, доброта, понимание быстротечности жизни.

Крест – равновесие, соединение противоположностей, единство души и тела, потребность в духовной поддержке, ситуация выбора, готовность принять свою темную сторону.

Спираль – жизненная сила, потребность в принятии циклических изменений в жизни, энергия перемен, развитие, движение.

Глаз – потребность в более ясном видении ситуации, ощущение контроля со стороны, потребность в духовном наставнике.

Сердце – переживание сильных чувств — любви, радости или горя; сострадание, отзывчивость, потребность в свободном проявлении чувств.

Рука – власть, защита, действие, сила, потребность в контактах с людьми, способность помогать другим людям, готовность начать новое дело, активность, уверенность в своих действиях.

Звезда — превосходство, постоянство, уверенность, целеустремленность, потребность в лидерстве, мистическое ощущение защиты и покровительства высших сил, успешное взаимодействие с материальным миром.

Дерево – развитие, потребность в единстве с другими людьми, семейственность, энергия созидания, принятие разнообразия жизненных циклов.

Животные – интуиция, потребность в защите, духовность, связь с природными инстинктами.

источник