Меню Рубрики

Опросник определяющий склонность к развитию стресса немчин тейлор

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Шкалы: уровень тревожности

Методика предназначена для измерения уровня тревожности.

Описание теста

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более, чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком серьезно.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Ожидание меня нервирует.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Меня нередко охватывает отчаяние.

Ключ к тесту

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.

• Ответы «Да» на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.
• Ответы «Нет» на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Ответы, совпадающие с ключом оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.

Оценка результатов теста

40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности,
25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности,
15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности,
5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности,
0-5 баллов – о низком уровне тревожности.

источник

Диагностика стресса, стрессоустойчивости и фрустрации: методы и техники

Стресс – это приспособительная реакция организма на внешние факторы. Длительное пребывание в таком состоянии может нанести вред здоровью, поэтому его важно своевременно диагностировать.Существует множество методик, позволяющих оценить различные параметры стресса.

Основные группы методов психодиагностики стресса

Тесты. Стандартизированные, обычно ограниченные по времени и краткие испытания, которые предназначены для определения качественных и количественных индивидуально-психологических различий между людьми. Тесты состоят из заданий, на которые обследуемый должен дать правильные ответы. Они делятся на разные категории по содержанию. В рамках обследования могут проводить тесты интеллекта, способностей, достижений и личности.

Опросники. Такие инструменты психодиагностики используются для получения данных со слов испытуемого. Задания представлены в виде вопросов и утверждений. В отличие от тестов в них нет правильных и неправильных ответов.Они лишь отражают меру согласия или несогласия человека с теми или иными утверждениями. Опросники могут быть открытыми (предусматривают свободные ответы) или закрытыми (испытуемому предлагаются варианты ответов на каждый вопрос).

Метод наблюдения. Применяется для получения обширной информации об обследуемом, незаменим во всех случаях, когда не разработаны стандартизированные диагностические процедуры. Для наблюдения не требуется согласие испытуемых. Данный метод предполагает:

  • постановку проблемы;
  • выбор ситуаций для наблюдения;
  • определение особенностей поведения и психологических качеств, которые будут объектом наблюдения;
  • наличие разработанной системы записи результатов.

Беседа. Метод применяется для сбора первичных данных об испытуемом на основе вербальной коммуникации с ним. При соблюдении определенных правил беседа позволяет получить достоверную информацию о прошедших и актуальных событиях, мотивах, устойчивых склонностях, субъективных состояниях обследуемого.В рамках психодиагностики часто проводится интервью. По форме оно может быть стандартизированным (с разработанным планом беседы, списком вопросов и т. д.),свободным (без строгой детализации) или частично стандартизированным.

Методики оценки психического состояния и уровня стресса

Методика «Шкала психологического стресса PSM-25». Испытуемому предлагается дать оценку своему общему состоянию за последние 4–5 дней. Для каждого высказывания нужно выбрать число от 1 до 8. В опроснике нет ошибочных ответов. Для интерпретации результатов подсчитывают сумму баллов. Если обследуемый набрал 99 или меньше, у него низкий уровень стресса, 100–125 –средний, больше 125 – высокий.

Методика «Оценка нервно-психического напряжения» (Т. А. Немчин). Опросник включает список признаков нервно-психического напряжения, содержит 30 характеристик данного состояния. Они разделены на 3 группы по степени выраженности. Диагностику проводят индивидуально, важное условие – хорошее освещение и звукоизоляция в помещении. После того как испытуемый заполнит бланк опроса, специалист подсчитывает сумму набранных баллов. Слабому нервно-психическому напряжению соответствует результат от 30 до 50, умеренному– 51–70, чрезмерному – 71–90.

Методика определения доминирующего состояния (Л. В. Куликов). Опросник предназначен для диагностики относительно устойчивых состояний обследуемого. С помощью его субъективных оценок определяется настроение и некоторые другие характеристики личностного уровня психических состояний. В опроснике приводятся признаки, которые описывают отношение человека к разным явлениям, его поведение. Испытуемому нужно оценить, насколько эти признаки свойственны ему лично. При интерпретации результатов полученные числовые значения переводятся в стандартные Т‑баллы. Затем они оцениваются по нескольким шкалам: «спокойствие –тревога», «удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью» и др.

Диагностика состояния стресса (А. О. Прохоров). Методика применяется для выявления особенностей переживания стресса: степени самоконтроля и эмоциональной лабильности в подобных ситуациях. Испытуемому предлагается обвести кружком номера вопросов, на которые он отвечает положительно. При интерпретации результатов каждому ответу «да» присваивается 1 балл, затем подсчитывают их сумму. Результат в диапазоне 0–4 балла соответствует высокому уровню регуляции в стрессовых ситуациях, 5–7 –умеренному, 8–9 – слабому.

Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору).

Испытуемому предлагается список утверждений, с которыми он должен выразить согласие или несогласие. При интерпретации результатов подсчитывается количество ответов «нет» на вопросы с 1-го по 13-й включительно и ответы «да» на все прочие вопросы, характеризующие вероятность развития стресса и уровень тревоги. Если обследуемый дал 40–50 таких ответов, это указывает на высокий риск развития дистресса. Результат от 5 до 15 соответствует высокой стрессоустойчивости и низкому уровню тревоги.

Что такое стрессоустойчивость. Это интегративное свойство личности,которое характеризуется таким взаимодействием интеллектуальных, волевых, мотивационных и эмоциональных компонентов психической деятельности, которое позволяет успешно достигнуть цели в сложной эмотивной обстановке. По данному признаку выделяют следующие группы людей:

  • стрессоустойчивые – всегда готовы к переменам и легко принимают их, без труда преодолевают сложности в кризисные моменты;
  • стрессонеустойчивые – тяжело адаптируются к изменениям, придерживаются устоявшихся взглядов и моделей поведения. Если что-то идет не так, такие люди впадают в состояниестресса;
  • стрессотренируемые – готовы к изменениям, но не глобальным и не внезапным, склонны постепенно адаптироваться к окружающей обстановке. Если это невозможно, такие люди могут впасть в подавленное состояние. При повторении вызывающих стресс ситуаций реагируют на них более спокойно;
  • стрессотормозные – не склонны к изменениям под влиянием внешних факторов, имеют твердые мировоззренческие установки, в разовом порядке могут пойти на изменение психотравмирующей сферы жизни. При постоянном повторении стрессов такие люди теряются.

Для чего оценивать стрессоустойчивость. Использование специальных диагностических методик является частью профилактической работы с пациентом.Оценка стрессоустойчивости позволяет обследуемому узнать о наличии у негоресурсов, чтобы при необходимости использовать их в сложных ситуациях и сохранять при этом удовлетворительное качество жизни.

Как определить уровень стрессоустойчивости

  • Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Такой опросник часто используется для подбора сотрудников, которым необходимо работать в экстремальных ситуациях. Обследуемому предлагается прочитать утверждения и ответить на каждое «да» или «нет». Для интерпретации сверяют ответы с ключом и за каждое совпадение начисляют по 1 баллу. При подведении итогов сначала оценивают искренность респондента по соответствующей шкале (в задании есть вопросы-ловушки).
  • Методика «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников). Опросник позволяет выявить признаки личностных нарушений и оценить риск нервно-психического срыва. Испытуемому нужно дать максимально честные ответы «да/нет» на каждый вопрос из списка. При интерпретации подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по шкале нервно-психической устойчивости.
  • Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Испытуемому предлагается список вопросов. На каждый из них можно дать ответ «никогда» (0 баллов), «почти никогда» (1), «иногда» (2), «довольно часто» (3), «очень часто» (4). Для обработки результатов считают сумму баллов по всем вопросам. Стрессоустойчивость определяется с учетом полученного значения и возраста обследуемого.

Что такое фрустрация. Так называют негативное психическое состояние, связанное с неудовлетворением определенных личностных потребностей.Оно обычно выражается в переживаниях разочарования, тревоги, отчаяния и раздражительности. Фрустрация негативно сказывается на жизнедеятельности в целом.

Как определить уровень фрустрации

  • Экспресс-методика В. В. Бойко. Обследуемому предлагается ознакомиться со списком утверждений и выразить свое согласие или несогласие. 1 балл начисляется за каждый положительный ответ. Затем подсчитывают их сумму. Результат от 0 до 3 означает отсутствие фрустрации, 4–5 соответствует незначительной фрустрации, 6–8 –выраженной, более 9 – сильно выраженной.
  • Диагностика фрустрационных реакций по Розенцвейгу. Испытуемому предлагается интерпретировать ситуации, представленные на 24 рисунках. На 16 из них изображенному субъекту создается препятствие, на 8 – его обвиняют в чем-то.Интерпретация результатов состоит в количественной и качественной оценке направления реакции (агрессии) и ее типа. Дополнительно рассчитывается«показатель групповой конформности», по которому судят о социальной адаптации обследуемого.

Корвалол ФИТО при стрессе 1

В комплексной терапии последствий стресса может применяться Корвалол ФИТО. Это безрецептурный комбинированный препарат на растительной основе. В его состав входит масло перечной мяты, этилбромизовалерианат и экстракт пустырника. Концентрация компонентов зависит от формы выпуска – капли или таблетки. Препарат обладает седативным, спазмолитическим, умеренным кардиотоническим действием, умеренными гипотензивными свойствами.2

1 Имеет противопоказания. Перед применением препарата необходима консультация со специалистом.
2 Инструкция по применению лекарственного препарата для медицинского применения Корвалол ФИТО (таблетки, капли).

источник

Тестирование может проводиться с помощью специальных карточек, которые откладываются в стопку «согласия» или «несогласия», но проще писать ответы «да» или «нет». Регистрационный бланк и желательные ответы на вопросы представлены в таблице.

Обычно я спокоен и вывести меня из этого состояния нелегко

Мои нервы расстроены не более, чем у других людей

У меня редко бывают запоры

У меня редко бывают головные боли

Я почти всегда чувствую себя счастливым

Я практически никогда не краснею

Я краснею не чаще, чем другие

Я редко ощущаю сильное сердцебиение

Обычно мои руки теплые (не очень боятся холода)

Я застенчив не более, чем другие

Мне не хватает чувства уверенности в своих силах

Порою мне кажется, что я ни на что не годен

Бывают периоды беспокойства, не могу усидеть на месте

Меня часто беспокоит желудок

Не хватит духа вынести предстоящие трудности

Хочется быть счастливым, как другие

Кажется, передо мной трудности, которые мне не преодолеть

Когда волнуюсь, дрожат руки

У меня беспокойный сон, часто просыпаюсь

Меня часто тревожат возможные неудачи

Иногда испытываю страх, когда опасности нет

Мне трудно сосредоточиться на задании

Простую работу делаю часто с напряжением

Я легко прихожу в замешательство

Почти все время испытываю неясную тревогу

Я склонен принимать всерьез даже пустяки

Я часто переживаю и плачу

У меня бывают приступы тошноты и рвоты

Расстройство желудка у меня почти каждый месяц

Я боюсь, что при волнении сильно покраснею

Мне обычно трудно сосредоточиться на чем-то важном

Меня постоянно беспокоит желание улучшить свое материальное положение, хотя оно не хуже других

Нередко думаю, о чем не хотел бы поделиться с другими, стыдно

Иногда из-за переживаний теряю сон

Когда волнуюсь, иногда сильно потею

Я иногда сильно потею, даже в холодные дни

Временами из-за волнения никак не могу заснуть

Читайте также:  Стресс и содержание сахара в крови

Я человек легко возбудимый

Иногда чувствую себя бесполезным человеком

Нередко из-за волнения могу легко выйти из себя

Я часто ощущаю смутную тревогу

Я чувствительнее многих своих товарищей

Почти все время испытываю чувство голода

Часто кажется, что меня преследуют болезни

Часто кажется, что за мной кто-то наблюдает

Ожидание всегда меня нервирует

Подсчитывается общее количество ответов «нет» на вопросы , 2,3,4,5,6,7, 8,9,10,11, 12 и 13 и ответы «да» на все остальные вопросы, которые характеризуют уровень тревоги и вероятность развития эмоционального стресса. При 40-50 таких ответах вероятностно прогнозируется развитие ди-стресса. При определении их не более 5—15 можно предполагать низкий уровень тревоги и высокую стрессоустойчивость. Для прогноза эв-стресса рассматривается количественная сторона утверджений до 25 баллов.

ОПРОСНИК СПОСОБОВ СОВЛАДАНИЯ (АДАПТАЦИЯ МЕТОДИКИ WCQ)

Оказавшись в трудной ситуации, я .

. сосредотачивался на том, что мне нужно было сделать дальше — на следующем шаге

. начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное — делать хоть что-нибудь

. пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

. говорил с другими, чтобы побольше узнать о ситуации

. пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть

. смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

. вел себя так, как будто ничего не произошло

. старался не показывать своих чувств

. пытался увидеть в ситуации что-то положительное

. срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

. искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

. во мне возникала потребность выразить себя творчески

. обращался за помощью к специалистам

. менялся или рос как личность в положительную сторону

. извинялся или старался все загладить

. старался дать какой-то выход своим чувствам

. понимал, что сам вызвал эту проблему

. набирался опыта в этой ситуации

. говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

. пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

. старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

. находил новую веру во что-то

. вновь открывал для себя что-то важное

. что-то менял так, что все улаживалось

. в целом избегал общения с людьми

. не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

. спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

. старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела

. отказывался воспринимать это слишком серьезно

. говорил о том, что я чувствую

. стоял на своем и боролся за то, чего хотел

. вымешал это на других людях

. пользовался прошлым опытом — мне приходилось уже попадать в такие ситуации

. знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

. отказывался верить, что это действительно произошло

. я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому

. находил пару других способов решения проблемы

. старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

. хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось

. представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

. думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему

конфронтативный копинг, который характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску — пункты 2, 3, 13, 21, 26, 37;

поиск социальной поддержки или усилия обрести эмоциональный комфорт и информацию от других — 4, 14, 17, 24, 33, 36;

планирование решения проблемы (произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы, — пункты 1, 20, 30, 39, 40, 43;

самоконтроль или усилия по регулированию своих чувств и действий — 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50;

дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость) — пункты 8,9, 11, 16, 32, 35;

положительная переоценка (усилия по созданию положительного значения, фокусирование на росте собственной личности, включает также религиозное измерение) — пункты 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48;

принятие ответственности (признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения) — пункты 5, 19, 22, 42;

бегство—избегание (мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (а не дистанцирование от нее) — пункты 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.

источник

Тест, определяющий вероятность развития стресса

(по Т. А. Немчину и Тейлору)

В предлагаемом тесте перечисляется ряд утверждений с одним вариантом ответа: либо «да», либо «нет». Отмечайте утверждения, с которыми вы согласны.

1. Обычно я спокоен и вывести меня из этого состояния нелегко. «Нет».

2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей. «Нет».

3. У меня редко бывают запоры. «Нет».

4. У меня редко бывают головные боли. «Нет».

6. Я почти всегда чувствую себя счастливым. «Нет».

8. Я практически никогда не краснею. «Нет».

10. Я краснею не чаще, чем другие. «Нет».

11. Я редко ощущаю сильное сердцебиение. «Нет».

12. Обычно мои руки теплые (не очень боятся холода). «Нет».

13. Я застенчив не более, чем другие. «Нет».

14. Мне не хватает чувства уверенности в своих силах. «Да».

15. Порою мне кажется, что я ни на что не годен. «Да».

16. Бывают периоды беспокойства, не могу усидеть на месте. «Да».

17. Меня часто беспокоит желудок. «Да».

18. Не хватит духа вынести предстоящие трудности. «Да».

19. Хочется быть счастливым, как другие. «Да».

20. Кажется, передо мной трудности, которые мне не преодолеть. «Да».

21. Мне снятся кошмарные сны. «Да».

22. Когда волнуюсь, дрожат руки. «Да».

23. У меня беспокойный сон, часто просыпаюсь. «Да».

24. Меня часто тревожат возможные неудачи. «Да».

25. Иногда испытываю страх, когда опасности нет. «Да».

26. Мне трудно сосредоточиться на одном задании. «Да».

27. Простую работу делаю часто с напряжением. «Да».

28. Я легко прихожу в замешательство. «Да».

29. Почти все время испытываю неясную тревогу. «Да».

30. Я склонен принимать всерьез даже пустяки. «Да».

31. Я часто переживаю и плачу. «Да».

32. У меня бывают приступы тошноты и рвоты. «Да».

33. Расстройство желудка у меня почти каждый месяц. «Да».

34. Я боюсь, что при волнении сильно покраснею. «Да».

35. Мне обычно трудно сосредоточиться на чем-то важном. «Да».

36. Меня постоянно беспокоит желание улучшить свое материальное положение, хотя оно не хуже других. «Да».

37. Нередко думаю, о чем не хотел бы поделиться с другими, стыдно. «Да».

38. Иногда из-за переживаний теряю сон. «Да».

39. Когда волнуюсь, иногда сильно потею. «Да».

40. Я иногда сильно потею, даже в холодные дни. «Да».

41. Временами из-за волнений никак не могу заснуть. «Да».

42. Я человек легковозбудимый. «Да».

43. Иногда чувствую себя бесполезным человеком. «Да».

44. Нередко из-за волнения могу легко выйти из себя. «Да».

45. Я часто ощущаю смутную тревогу. «Да».

46. Я чувствительнее многих своих товарищей. «Да».

47. Почти все время испытываю чувство голода. «Да».

48. Часто кажется, что меня преследуют болезни. «Да».

49. Часто кажется, что за мной кто-то наблюдает «Да».

50. Ожидание всегда меня нервирует. «Да».

Оценка результатов

Подсчитывается общее количество утверждений, как «нет», так и «да», с которыми вы согласны.

Если количество таких утверждений достигает 40–50 – человек пребывает в состоянии стресса, резервы его организма близки к истощению – высока вероятность развития третьей стадии стресса.

До 25 – средняя стрессоустойчивость, при отсутствии адекватных мер (использование приемов саморегуляции и других «антистресс-технологий») существует вероятность развития негативных последствий стресса.

Не более 5-15 – прогнозируется высокая стрессоустойчивость.

источник

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Шкалы: уровень тревожности

Методика предназначена для измерения уровня тревожности.

Описание теста

Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ознакомиться с набором высказываний, касающихся черт характера. Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет». Долго не задумывайтесь, важен первый пришедший вам в голову ответ.

1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко.
2. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
3. У меня редко бывают запоры.
4. У меня редко бывают головные боли.
5. Я редко устаю.
6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
7. Я уверен в себе.
8. Практически я никогда не краснею.
9. По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком.
10. Я краснею не чаще, чем другие.
11. У меня редко бывает сердцебиение.
12. Обычно мои руки достаточно теплые.
13. Я застенчив не более, чем другие.
14. Мне не хватает уверенности в себе.
15. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
17. Мой желудок сильно беспокоит меня.
18. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
19. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие.
20. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть.
21. Мне нередко снятся кошмарные сны.
22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать.
23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
24. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает.
26. Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании.
27. Я работаю с большим напряжением.
28. Я легко прихожу в замешательство.
29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо.
30. Я склонен принимать все слишком серьезно.
31. Я часто плачу.
32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты.
33. Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.
34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
36. Мое материальное положение весьма беспокоит меня.
37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотелось бы говорить.
38. У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня.
40. Даже в холодные дни я легко потею.
41. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
42. Я человек легко возбудимый.
43. Временами я чувствую себя совершенно бесполезным.
44. Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны и я вот-вот выйду из себя.
45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.
46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей.
47. Я почти все время испытываю чувство голода.
48. Ожидание меня нервирует.
49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением.
50. Меня нередко охватывает отчаяние.

Ключ к тесту

Подсчитывается количество ответов испытуемого, свидетельствующих о тревожности.

• Ответы «Да» на высказывания: 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.
• Ответы «Нет» на высказывания: 1, 2, 3,4, 5, 6, 1, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Ответы, совпадающие с ключом оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется.

Оценка результатов теста

40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности,
25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности,
15-25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности,
5-15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности,
0-5 баллов – о низком уровне тревожности.

источник

Читайте также:
  1. Длительное воздействие интенсивного шума на человека приводит к развитию шумовой болезни, являющейся самостоятельной формой профессиональной патологии.
  2. ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ЭКОЛОГИИ И УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СТОМАТОЛОГИЯ»
  3. Документ, определяющий общие принципы формирования, состав и структуру бухгалтерской отчетности
  4. Использование дидактических игр в работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
  5. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)
  6. Механизмы адаптации и стресса.
  7. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. Факторы, которые на них влияют.
  8. Приложение к личностному развитию
  9. Сущность индивидуального стресса
№ п/п Утверждения Да нет
Обычно я спокоен и вывести меня из этого состояния нелегко
Мои нервы расстроены не более, чем у других людей
У меня редко бывают запоры
У меня редко бывают головные боли
Я редко устаю
Я почти всегда чувствую себя счастливым
Я уверен в себе
Я практически никогда не краснею
Я человек смелый
Я краснею не чаще, чем другие
Я редко ощущаю сильное сердцебиение
Обычно мои руки теплые (не очень боятся холода)
Я застенчив не более, чем другие
Мне не хватает чувства уверенности в своих силах
Порою мне кажется, что я ни на что не годен
Бывают периоды беспокойства, не могу усидеть на месте
Меня часто беспокоит желудок
Не хватит духа вынести предстоящие трудности
Хочется быть счастливым, как другие
Кажется, передо мной трудности, которые мне не преодолеть
Мне снятся кошмарные сны
Когда волнуюсь, дрожат руки
У меня беспокойный сон, часто просыпаюсь
Меня часто тревожат возможные неудачи
Иногда испытываю страх, когда опасности нет
Мне трудно сосредоточиться на задании
Простую работу делаю часто с напряжением
Я легко прихожу в замешательство
Почти все время испытываю неясную тревогу
Я склонен принимать всерьез даже пустяки
Я часто переживаю и плачу
У меня бывают приступы тошноты и рвоты
Расстройство желудка у меня почти каждый месяц
Я боюсь, что при волнении сильно покраснею
Мне обычно трудно сосредоточиться на чем-то важном
Меня постоянно беспокоит желание улучшить свое материальное положение, хотя оно не хуже других
Нередко думаю, о чем не хотел бы поделиться с другими, стыдно
Иногда из-за переживаний теряю сон
Когда волнуюсь, иногда сильно потею
Я иногда сильно потею, даже в холодные дни
Временами из-за волнения никак не могу заснуть
Я человек легко возбудимый
Иногда чувствую себя бесполезным человеком
Нередко из-за волнения могу легко выйти из себя
Я часто ощущаю смутную тревогу
Я чувствительнее многих своих товарищей
Почти все время испытываю чувство голода
Часто кажется, что меня преследуют болезни
Часто кажется, что за мной кто-то наблюдает
Ожидание всегда меня нервирует
Читайте также:  Стресс и социальная поддержка в группе

— Подсчитывается общее количество ответов «нет» на вопросы , 2,3,4,5,6,7, 8,9,10,11, 12 и 13(даны курсивом) и ответы «да» на все остальные вопросы, которые характеризуют уровень тревоги и вероятность развития эмоционального стресса.

— 5—15 баллов можно предполагать низкий уровень тревоги и высокую стрессоустойчивость.

— 15 – 25 баллов наиболее благоприятный баланс стрессоустойчивости и эмоциональной отзывчивости

— 40-50 веро­ятностно прогнозируется развитие дистресса.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

источник

Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников)

Методика предназначена для определения стресса.

Инструкция испытуемому. Прочитайте предложения и выберите тот пункт, который наиболее подходит для вас. Долго не раздумывайте. Наиболее

искренние ответы приходят первыми.

Обработка и интерпретация результатов.Обработка результатов осуществляется в соответствии с ключами.

Ключи к ответам.Поставьте себе баллы в соответствии с приведенными ключами и просуммируйте их.

2. За каждое «да» по 1 баллу.

4. 5, 13, 14, 15, 18, 19. «да» –0, «нет» – 1.

6. За каждое «да» – 0, за каждое «нет» – по 1 баллу.

11. За «5» – 0, за «4» –1, за «3» –2, за «2» – 1, за «1» – 4.

Просуммируйте баллы. Если вы получили:

от 0 до 15 баллов, то стресс не является проблемой вашей жизни;

от 16 до 30 баллов, то у вас умеренный уровень стресса для занятого и мно-го работающего профессионала. Тем не менее следует проанализировать ситу-ацию и посмотреть, как можно разумно уменьшить стресс.

От 31 до 45 баллов. Стресс представляет безусловную проблему. Очевидна

необходимость коррекционных действий. Чем больше вы будете работать при

таком уровне стресса, тем тяжелее что-либо сделать с ним. Это серьезный по-вод для тщательного анализа вашей профессиональной жизни.

От 46 до 60 баллов. На этом уровне стресс представляет собой главную

проблему, и что-то должно быть сделано немедленно. Вы можете оказаться

очень близки к стадии истощения в общем адаптационном синдроме (стрессе).

Напряжение должно быть ослаблено.

Тест опросника

1. Два человека, хорошо вас знающие, обсуждают вас. Какие из следующих

утверждений они, вероятнее всего, стали бы использовать:

а) Х – очень замкнутый человек, кажется, что ничто сильно его (ее) не беспокоит.

б) X – великолепный человек, но вы должны быть осторожны, когда говорите ему (ей) что-то время от времени.

в) Кажется, что в жизни Х все всегда происходит не так, как надо.

г) Я неизменно нахожу Х очень скучным и непредсказуемым.

д) Чем меньше я вижу X, тем лучше.

2. Присущи ли вам в жизни некоторые из следующих, наиболее распространенных особенностей:

· чувство, что вам редко удается сделать что-либо правильно;

· чувство, что вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;

· кратковременные головокружения и учащенное сердцебиение;

· чрезмерная потливость в отсутствие физической нагрузки и жары;

· паническое ощущение в толпе или в закрытом помещении;

· усталость и недостаток энергии;

· чувство безнадежности («какая польза во всем этом»);

· слабость или тошнота без каких-либо внешних причин;

· очень сильное раздражение по поводу мелких событий;

· неспособность расслабиться по вечерам;

· регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром;

· трудности в принятии решения;

· невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня;

· убеждение, что вы ни с чем толком не можете справиться;

· недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным

· нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт;

· неспособность сказать «нет», когда тебя просят что-то сделать;

· ответственность большая, чем та, с которой вы можете справиться.

3. Насколько вы оптимистичны в настоящее время:

4. Нравится ли вам смотреть спортивные состязания?

5. Можете ли вы позволить себе понежиться в постели в выходные дни, не

испытывая при этом чувства вины?

6. Можете ли вы в разумных пределах (профессиональных и личностных)

7. Кто обычно несет ответственность за наиболее важные решения в вашей

8. Когда вас критикуют на работе руководители, как вы обычно чувствуете

9. Вы заканчиваете рабочий день с чувством удовлетворения от достигнутого:

10. Испытываете ли вы большую часть времени чувство, что у вас есть неулаженные конфликты с коллегами?

11. Объем выполняемой вами работы превышает отведенное для этого время:

12. Часто ли вы представляете себе, какие у вас профессиональные перспективы:

13. Могли бы вы сказать, что обычно у вас достаточно времени, которое вы

14. Если вы хотите обсудить с кем-либо свои проблемы, легко ли вам обычно найти слушателя?

15. Находитесь ли вы на пути, более или менее обеспечивающем достижения ваших главных жизненных целей?

17. Вы с удовольствием собираетесь на работу:

18. Чувствуете ли вы, что на работе по достоинству ценят ваши способности и дела?

19. Чувствуете ли вы себя по достоинству вознагражденным на работе за

ваши способности и дела (имея в виду статус и продвижение по службе)?

20. Есть ли у вас чувство, что ваши руководители:

а) активно мешают вам в работе,

б) активно помогают вам в работе?

21. Если бы 10 лет назад вы имели возможность увидеть себя таким профессионалом, каким вы являетесь в настоящий момент, вы бы сочли себя:

а) превзошедшим собственные ожидания;

б) соответствующим собственным ожиданиям;

в) не достигнувшим собственных ожиданий?

22. Если бы вы должны были оценить в баллах симпатии самому себе по

шкале от 5 (максимум) до 1 (минимум), какой балл вы бы поставили сами

1. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. – СПб.: Питер, 2006

2. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. — Спб.: Речь, 2006.

3. Бережная, К.М. Гайдар, Л.А. Кунаковская, З.Д. Черемисова . Педагогическая практика: программа и методическое обеспечение / Сост. И.Ф. Бережная, К.М. Гайдар, Л.А. Кунаковская, З.Д. Черемисова. – Воронеж, 2004.

4. Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицина Е.Е. Тест подростки о родителях. – М. – СПб.: Фолиум, 1995

5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003: ил. — (Психология для всех).

6. Врублевская М.М., Зыкова О.В. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации. — Магнитогорск: МаГУ, 2004.

7. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие/Под ред. — СПб.: Речь, 2002.

8. Дерманова И.Б.Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002.

9. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведе-ния у трудных подростков. СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010 г.

10. Дружинин В. Психология общих способностей. С-Пб., 1999.

11. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведе-

12. ния): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

13. Истратова О. Н. Справочник психолога-консультанта организации /О. Н.

14. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

15. Истратова О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов. – Ростов

17. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

18. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.Справочник психолога средней школы / О. Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд.6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

19. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. /– М., 2009,

20. Клейберг Ю. А. Практикум по девиантологии /автор-составитель Клейберг Ю. А. – СПб.: Речь, 2007.

21. Лысова И.Ю. Психологическое сопровождение учащихся начальных классов при формировании универсальных учебных действий. Методические материалы. —Таруса: Межшкольный информационно-методический центр, 2011.

22. Менделевич В. А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие.

24. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005.

25. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.

26. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006.

27. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.

28. Овчинникова И.В., Кирмач Г.А.. Диагностический инструментарий для мониторинга развития ключевых компетентностей учащихся. Методическое пособие / И.В. Овчинникова, Г.А. Кирмач. — Луганск: СПД Резников B.C., 2009.

29. Пашукова Т.И., Допира А.И. Дьяконов Г.В (сост.). Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Учеб.пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996.

30. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст (+CD). 2-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 192 е.: ил. — (Серия «Детскому психологу»).

31. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — C. 110 – 128.

32. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.-Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.

33. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005 г.

34. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. –М.: Генезис, 2003.

35. 28. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.

38. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике.— М., 1970.

39. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. – СПб.: Речь, 2007.

40. Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности.— СПб.: Питер, 2004.

41. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.

42. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса. Методическое руководство. СПб.: Иматон, 1998.

43. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

44. Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. (Психологический факультет).

45. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. – М.: «Фолиум», 1996.

46. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер,1999.

47. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. — СПб.: Речь, 2003.

источник

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Текущая страница: 3 (всего у книги 22 страниц)

Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях»

Симптоматический опросник был разработан для выявления предрасположенности военнослужащих к патологическим стресс–реакциям в экстремальных условиях. Практический опыт показывает, что значительное число молодых людей не справляется с адаптацией к военной и морской службе в период первых 3–4 месяцев. Наиболее часто это проявляется в психосоматических и эмоциональных расстройствах (патологических стресс–реакциях). Опросник позволяет определить предрасположенность к патологическим стресс–реакциям и невротическим расстройствам в экстремальных условиях военной службы по следующим симптомам самочувствия: психофизическое истощение (сниженная психическая и физическая активность), нарушение волевой регуляции, неустойчивость эмоционального фона и настроения (эмоциональная неустойчивость), вегетативная неустойчивость, нарушение сна, тревога и страхи, склонность к зависимости.

Методика создана на основе клинико–психологического обследования 1500 здоровых военнослужащих и 133 военнослужащих, впервые заболевших неврозами и неврозоподобными состояниями в первый год военной службы. Возраст обследованных 18–35 лет. Из наблюдаемых признаков, относящихся к феноменологии неврозов, были отобраны 42, которые наиболее часто встречались у 133 военнослужащих, заболевших невротическими расстройствами вследствие работы в экстремальных условиях военной службы. Многолетнее применение данного метода показало высокую валидность и надежность данной методики.

Симптоматический опросник самочувствия (СОС)

Инструкция: предлагаемый опросник выявляет особенности вашего самочувствия в данный период времени. Вам необходимо однозначно ответить на 42 вопроса: либо «да», либо «нет».

Обработка и оценка результатов. Ответы «да» – 1 балл, «нет» – 0 баллов. В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по каждой шкале и общее количество набранных баллов – суммарный показатель невротизации.

До 15 баллов. Высокий уровень психологической устойчивости к экстремальным условиям, состояние хорошей адаптированности.

16–26 баллов. Средний уровень психологической устойчивости к–экстремальным условиям, состояние удовлетворительной адаптированности.

27–42 балла. Низкая стрессоустойчивость, высокий риск патологических стресс–реакций и невротических расстройств, состояние дезадаптации.

Опросник «Определение нервно–психического напряжения»

Автор методики НПН профессор Психоневрологического института им. В. А. Бехтерева Т. А. Немчин при разработке опросника НПН использовал результаты многолетних клинико–психологических исследований, проведенных на большом количестве испытуемых, находящихся в условиях экстремальной ситуации. Первый этап разработки опросника состоял в составлении и систематизации перечня жалоб–симптомов, полученных от реципиентов в стрессовой ситуации: от 300 студентов в период экзаменационной сессии и от 200 больных неврозами с ведущей симптоматикой в форме фобий, страха, тревоги перед выполнением болезненных процедур и стресс–интервью. На втором этапе разработки методики из 127 первичных признаков, относящихся к феноменологии нервно–психического напряжения, были отобраны лишь 30 признаков, которые систематически повторялись при повторных обследованиях [8].

Читайте также:  Стресс и слизь в организме

Наиболее высокие частоты повторяемости 30 признаков были обнаружены в группе больных неврозами. Различная степень выраженности признаков у разных испытуемых позволила автору разделить каждый из пунктов опросника на три степени: слабо выражен, средняя степень выраженности, резко выражен, получившие условную оценку в очках соответственно 1, 2, 3. По содержанию опросника все признаки можно разделить на три группы утверждений: первая группа отражает наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматических систем организма, вторая группа утверждает о наличии (или отсутствии) психического дискомфорта и жалоб со стороны нервно–психической сферы, в третью группу входят признаки, описывающие некоторые общие характеристики нервно–психического напряжения – частоту, продолжительность, генерализованность и степень выраженности этого состояния. Опросник рекомендуется использовать для диагностики психической напряженности в условиях сложной (экстремальной) ситуации или ее ожидания.

Инструкция: заполните правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.

Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.)

Обработка результатов и их характеристика. После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких–либо проявлений нервно–психического напряжения.

Характеристики трех степеней НПН по данным опросника

Согласно статистическим данным, представленным Т. А. Немчиным, по сумме набранных очков индексу НПН (ИН) выделяются три степени НПН и их характеристики (табл. 2.1).

ИН ИН 75 – третья степень НПН – дезорганизация психической деятельности и снижение продуктивности деятельности.

На всех стадиях НПН имеются определенные различия между мужчинами и женщинами.

Шкала психологического стресса RSM–25

Шкала PSM–25 Лемура—Тесье—Филлиона (Lemyr—Tessier—Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса [14]. Цель – измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Методика была первоначально разработана во Франции, затем переведена и валидизирована в Англии, Испании и Японии. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н. Е. Водопьяновой.

При разработке методики авторы стремились устранить имеющиеся недостатки традиционных методов изучения стрессовых состояний, направленных в основном на косвенные измерения психологического стресса через стрессоры или патологические проявления тревожности, депрессии, фрустрации и др. Лишь немногие методики предназначены для того, чтобы измерять стресс как естественное состояние психической напряженности. С целью устранения этих методологических несоответствий Лемур—Тесье—Филлион разработали опросник, который описывает состояние человека, переживающего стресс, вследствие чего отпала необходимость в определении таких переменных, как стрессоры или патологии. Вопросы сформулированы для нормальной популяции в возрасте от 18 до 65 лет применительно для разных профессиональных групп. Все это позволяет считать методику универсальной для применения к различным возрастным и профессиональным выборкам в нормальной популяции.

Методика апробирована авторами на выборке более чем на 5 тыс. человек в Канаде, Англии, США, Пуэрто–Рико, Колумбии, Аргентине, Японии. Также эту методику применяли Клемент и Янг в Университете

Оттавы, Ларси в Университете и в госпитале Монреаля, а также Тесье и его коллеги в госпиталях св. Франциска Ассизского и св. Жюстины в Монреале. В России методика апробировалась Н. Е. Водопьяновой на выборке учителей, студентов и коммерческого персонала в количестве 500 человек.

Многочисленные исследования показали, что PSM обладает достаточными психометрическими свойствами. Были обнаружены корреляции интегрального показателя PSM со шкалой тревожности Спилбергера (r = 0,73), c индексом депрессии [Beck Depression Inventory] (r = 0,75). Величины этих корреляций объясняются генерализованным переживанием эмоционального дистресса или депрессии. При этом исследование дивергентной валидности показывают, что PSM концептуально отличается от методик исследования тревожности и депрессии.

Инструкция: предлагается ряд утверждений, характеризующих психическое состояние. Оцените, пожалуйста, ваше состояние за последнюю неделю с помощью 8–балльной шкалы. Для этого на бланке опросника рядом с каждым утверждением обведите число от 1 до 8, которое наиболее точно определяет ваши переживания. Здесь нет неправильных или ошибочных ответов. Отвечайте как можно искреннее. Для выполнения теста потребуется приблизительно пять минут. Цифры от 1 до 8 означают частоту переживаний: 1 – «никогда»; 2 – «крайне редко»; 3 – «очень редко»; 4 – «редко»; 5 – «иногда»; 6 – «часто»; 7 – «очень часто»; 8 – «постоянно (ежедневно)».

Примечание. * Обратный вопрос.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается сумма всех ответов – интегральный показатель психической напряженности (ППН). Вопрос 14 оценивается в обратном порядке. Чем больше ППН, тем выше уровень психологического стресса.

ППН больше 155 баллов – высокий уровень стресса, свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно–психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.

ППН в интервале 154–100 баллов – средний уровень стресса.

Низкий уровень стресса, ППН меньше 100 баллов, свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.

Диагностика состояния стресса

При искренних ответах методика позволяет определить уровни стрессового состояния и может быть использована при аутодиагностике.

Инструкция: обведите кружком номера тех вопросов, на которые вы отвечаете положительно.

1. Я всегда стремлюсь делать работу до конца, но часто не успеваю и вынужден(а) наверстывать упущенное.

2. Когда я смотрю на себя в зеркало, я замечаю следы усталости и переутомления на своем лице.

3. На работе и дома – сплошные неприятности.

4. Я упорно борюсь со своими вредными привычками, но у меня не получается.

6. Мне часто необходим алкоголь, сигареты или снотворное, чтобы расслабиться после напряженного дня.

7. Вокруг происходят такие перемены, что голова идет кругом.

8. Я люблю свою семью и друзей, но часто вместе с ними я испытываю скуку и пустоту.

9. В жизни я ничего не достиг(ла) и часто испытываю разочарование в самом(ой) себе.

Обработка результатов и их характеристика. Подсчитывается количество положительных ответов. Каждому ответу «да» присваивается 1 балл.

0–4 балла. Вы ведете себя в стрессовой ситуации довольно сдержанно и умеете регулировать свои собственные эмоции.

5–7 баллов. Вы всегда правильно ведете себя в стрессовой ситуации. Иногда вы умеете сохранять самообладание, но бывают такие случаи, когда вы заводитесь из–за пустяка и потом об этом жалеете. Вам необходимо заняться выработкой своих индивидуальных приемов самоконтроля в стрессе.

8–9 баллов. Вы переутомлены и истощены. Вы часто теряете самоконтроль в стрессовой ситуации и не умеете владеть собой. Следствие – страдаете и вы, и окружающие вас люди. Развитие у себя умений саморегуляции в стрессе – сейчас ваша главная жизненная задача.

По данным, полученным автором методики, было замечено, что подавляющее большинство работников банка имеют оценку в интервале 5–7 баллов (80 % респондентов). Примерно 18 % респондентов имеют 8–9 баллов. И только около 2 % имеют оценку 0–4 балла. Следовательно, большинство банковских работников настоятельно нуждаются в том, чтобы повысить у себя средства самоконтроля в стрессовых ситуациях.

Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний»

Одной из причин возникновения депрессивных состояний является истощение нервно–психического потенциала вследствие продолжительного стресса или психотравмы. Депрессия – специфическое аффективное состояние индивида, которое характеризуется отрицательными эмоциями, а также трансформацией мотивационной, когнитивной и поведенческой сфер. В состоянии депрессии индивид испытывает мучительно–тяжелые переживания, такие как тоска, отчаяние, страхи, подавленность, чувство вины за прошлые события, беспомощность–инфантильность перед лицом жизненных трудностей. Депрессивные состояния, как правило, характеризуются сниженной самооценкой, скептицизмом, склонностью никому не доверять, безынициативностью, утомляемостью, падением активности и др. Методика позволяет дифференцировать шесть состояний – уровней депрессии: апатия, гипотимия, дисфория, растерянность, тревога, страх.

Инструкция: из каждой группы показаний выберите и обведите вариант ответа 0, 1, 2 или 3, который в наибольшей степени характеризует ваше состояние.

Обработка и интерпретация результатов. Определяется сумма всех отмеченных вариантов (баллов) ответов. В соответствии с данной суммой производится оценка степени выраженности депрессии.

1–9 баллов – депрессия отсутствует или очень незначительна;

10–24 баллов – депрессия минимальна;

25–44 балла – легкая депрессия;

45–67 баллов – умеренная депрессия;

68–87 баллов – выраженная депрессия;

88 баллов и более – глубокая депрессия.

Качественная характеристика депрессивных состояний

Апатия. Состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам на будущее. Это стойкое или проходящее тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врожденных эмоциональных программ.

Гипотимия (сниженное настроение). Аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости с переживанием потери, безысходности, разочарования, обреченности, ослабления привязанности к жизни.

Положительные эмоции при этом поверхностны, быстро истощяемы, могут полностью отсутствовать.

Дисфория («плохо переношу», несу плохое, дурное). Мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.

Растерянность. Острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций и изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека.

Тревога. Неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот–вот порвется, лопнет…»

Страх. Разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу и др. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внутренней концентрации энергий: «внутри похолодело», оборвалось», «шевелятся волосы», сковало грудь» и т. п.

Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний»

В. Зунг, адаптирована Т. Баклашовой [11]

Депрессивные состояния возникают как постстресовые или посттравматические реакции. Опросник может быть использован для дифференциальной диагностики депрессивных состояний для скрининг–диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной доврачебной диагностики. Полное обследование занимает 20–30 минут.

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Варианты ответов: 1 – «никогда» или «изредка»; 2 – «иногда»; 3 – «часто»; 4 – «почти всегда» или «постоянно».

Обработка и интерпретация результатов. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле: УД = S + Z, где S – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; Z – сумма цифр «обратных», зачеркнутым, высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например, у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму 1 балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. УД 70 баллов – депрессия.

Шкала оценки субъективной комфортности

Русскоязычная версия шкалы оценки субъективной комфортности разработана А. Б. Леоновой. Методика направлена на оценку степени субъективной комфортности переживаемого человеком функционального состояния в данный момент времени [9]. Она состоит из 10 биполярных шкал, полюса которых обозначены противоположными по своему значению прилагательными, описывающими характерные признаки «хорошего» и «плохого» субъективного состояния.

Инструкция: прочтите каждую из представленных ниже пар полярный утверждений и на оценочной шкале отметьте, в какой степени ваши ощущения в данный момент времени ближе к тому или иному полюсу шкалы. Отсутствию сколько–нибудь выраженного сдвига в сторону того или иного переживания по данной шкале соответствует оценка «0». Не задумывайтесь, пожалуйста, долго над выбором ответа – обычно первое ощущение, которое приходит в голову, оказывается наиболее точным.

Обработка и интерпретация результатов. При подсчете результатов тестирования шкала трансформируется от 7 до 1 баллов. 7 баллов присваивается максимально позитивной оценке признака, а 1 балл – максимально негативной. Оценка 4 балла соответствует нейтральному пункту «0».

Индекс субъективной комфортности (ИСК) рассчитывается как общая сумма баллов по всем шкалам. Интерпретация результатов:

Шкала дифференциальных эмоций

К. Изард, адаптирована А. Леоновой [9]

Инструкция: перед вами список прилагательных, которые характеризуют различные оттенки разных эмоциональных переживаний человека. Справа от каждого прилагательного расположен ряд цифр – от 1 до 5, – соответствующих по нарастанию различной степени выраженности данного переживания. Мы просим вас оценить, насколько каждое из перечисленных переживаний присуще вам в данный момент времени, зачеркнув соответствующую цифру. Не задумывайтесь долго над выбором ответа: наиболее точным обычно оказывается ваше первое ощущение!

1 – «переживание полностью отсутствует»; 2 – «переживание выражено незначительно»; 3 – «переживание выражено умеренно»;

4 – «переживание выражено сильно»; 5 – «переживание выражено в максимальной степени».

Обработка и интерпретация результатов. Индекс положительных эмоций характеризует степень позитивного эмоционального отношения субъекта к наличествующей ситуации. Подсчитывается: ПЭМ = I, II, III (Интерес + Радость + Удивление).

Индекс острых негативных эмоций отражает общий уровень негативного эмоционального отношения субъекта к наличествующей ситуации. Подсчитывается:

НЭМ = IV, V, VI, VII (Горе + Гнев + Отвращение + Презрение).

Индекс тревожно–депрессивных эмоций отражает уровень относительно устойчивых индивидуальных переживаний тревожно–депрессивного комплекса эмоций, опосредующих субъективное отношение к наличествующей ситуации. Подсчитывается: ТДЭМ = VIII, IX, X (Страх + Стыд + Вина).

Для интерпретации данных по обобщенным показателям ШДЭ используются следующие градации по каждому из названных индексов:

источник