Меню Рубрики

Причины возникновения стрессов у военнослужащих

Психологическая поддержка и психологическая реабилитация как основные компоненты преодоления стресса

Психологическая работа включает психологическую поддержку и психологическую реабилитацию, различающихся субъектами, объектами и содержанием проводимых мероприятий.

Психологическая поддержка направлена на актуализацию имеющихся и создание дополнительных психологических ресурсов, обеспечивающих активные действия военнослужащих на поле боя.

В профилактическом плане она (в целях предупреждения развития отрицательных психологических явлений) оказывается всем военнослужащим, а в качестве средства психологической коррекции применяется по отношению к лицам с симптомами непатологических и патологических психогенных реакций Маклаков А.Г. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психический журнал. — 2008. — № 2. — Т. 19. — С. 15-26..

К специализированным способам и средствам психологической поддержки относятся: медикаментозные (фармакологические) и аутогенные.

Фармакологические способы и средства психологической поддержки военнослужащих состоят в усилении и коррекции психологического ресурса участника боевых событий за счет применения лекарственных препаратов, витаминов, лечебных трав и иных препаратов, имеющих психотропный эффект.

Опыт боевых действий в Афганистане, Чечне, Вьетнаме, в зоне Персидского залива и в других регионах мира показывает, что фармакологические средства могут быть использованы в целях: повышения активности действий личного состава в условиях опасности и хронического утомления (психостимуляторы); снятия чрезмерной психической напряженности (релаксаторы); ускорения процесса адаптации военнослужащих к экстремальным условиям жизнедеятельности, повышения показателей работоспособности отдельных психических функций и др.

Аутогенные способы психологической поддержки (самопомощь) на сегодняшний день, являются наиболее известным, доступным и весьма эффективным средством регуляции психической деятельности. К их числу относят как простейшие приемы саморегуляции (успокаивающее и мобилизующее дыхание; расслабление мышц по контрасту; элементарные формулы самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоподкрепления), так и сложные психорегуляционные комплексы (аутогенная тренировка, самогипноз, нервно-мышечная релаксация и др.).

Психологическая реабилитация — проводится в комплексе с медицинской и социальной реабилитацией. Она представляет собой процесс организованного психологического воздействия, направленный на восстановление такого состояния психического здоровья воинов, которое снова позволит им успешно решать боевые и служебные задачи.

Основными задачами психологической реабилитации являются: выявление и диагностика психических расстройств у военнослужащих; эвакуация военнослужащих, подвергшихся психотравматизации, с поля боя; восстановление нарушенных (утраченных) психических функций; коррекция самосознания, самооценки и самочувствия военнослужащих, получивших психические расстройства, физические увечья и др.

Наиболее широкое применение в практике психологической реабилитации военнослужащих нашей и многих зарубежных армий находят следующие способы: физиологические (глубокий сон, отдых, качественная пища, обильное питье, душ, полевая баня); аутогенные (выполнение приемов психической саморегуляции, аутотренинг, медитация и др.); медикаментозные (седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы, актопротекторы, психостимуляторы, фитотерапия, витаминотерапия и др.); организационные (установление четкого режима работы и отдыха, вовлечение военнослужащих в активную боевую учебу, несение службы, сохранение военной формы одежды); психотерапевтические (индивидуальная и групповая рациональная психотерапия, музыко-, библио-, арт-, натуротерапия) Мазур Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 2012. — №1. — С. 31-40..

Таким образом, психологическое сопровождение боевых действий войск представляет собой процесс непрерывного мониторинга (отслеживания, выявления, анализа и оценки) психологических условий выполнения боевых задач, осуществления психологической поддержки военнослужащих и проведения психологической реабилитации с лицами, подвергшимися травмирующему воздействию психогенных факторов боя.

источник

Вопросы:
1. Основные проявления боевого стресса и его психолого-психиатрических последствий.
2. Профилактика и ликвидация негативных последствий боевого стресса.

Сегодня в различных регионах Земли имеют место многочисленные вооруженные конфликты и локальные войны. Нигде человека не подстерегает столько опасностей, сколько на войне.
Особое значение в жизнедеятельности военнослужащего в настоящее время приобретают боевой стресс и его психолого-психиатрические последствия. Эта проблема актуальна не только для военной психиатрии, но и здравоохранения в целом.

Пребывание на войне сопровождается комплексным влиянием на человека ряда факторов, таких как:
1) ясно осознаваемое чувство угрозы для жизни, так называемый биологический страх смерти, ранения, боли, инвалидизации;
2) ни с чем не сравнимый стресс, возникающий у непосредственного участника боя, связанный с гибелью товарищей по оружию или необходимостью убивать;
3) воздействие специфических факторов боевой обстановки (дефицит времени, ускорение темпов действий, внезапность, неопределенность, новизна);
4) невзгоды и лишения — отсутствие полноценного сна, дефицит воды и питания;
5) необычный для участника войны климат, рельеф местности, гипоксия (недостаток кислорода), жара, повышенная изоляция и др.

Большинство психологов согласны с тем, что состояние, переживаемое воином в бою, есть боевой стресс (психологическое напряжение).
Стресс — это широкий круг состояний человека, являющихся ответом на разнообразные неблагоприятные воздействия — стрессоры (стресс-факторы). По словам автора теории стресса канадского ученого Ганса Селье, стресс есть неспецифический (однотипный для различных стрессоров) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему каким-либо образом справиться с трудностью.

Роль стресса в жизнедеятельности воина различна.

Умеренный стресс способствует мобилизации физических и психических возможностей, защитных сил организма, активизирует интеллектуальные процессы, создает оптимальное боевое возбуждение, интенсифицирует целесообразную деятельность воина.
Длительное либо слишком интенсивное воздействие отрицательных боевых факторов, высокая субъективная значимость их для военнослужащего способны порождать непродуктивные стрессовые состояния (дистресс). Дистресс возникает в тех случаях, когда человек испытывает чувства беспомощности, бессилия, безнадежности, подавленности.
Боевой стресс — это совокупность психических состояний, переживаемых воинами в процессе адаптации к условиям боевой обстановки (стрессорам), неблагоприятным для их жизнедеятельности или угрожающим их здоровью и жизни.

Предпосылки боевого стресса включают в себя две группы факторов, влияющих на боевую деятельность войск, — внешние и внутренние. В свою очередь внешние факторы подразделяются на социальные и боевые. Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, так как служат основой для формирования общих социальных мотивов их поведения и боевых установок. Макросоциальный фактор — это отношение народа к войне. Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный, пассивный, самоотверженный, самосохраняющий и т.д.) во многом зависит от степени популярности войны в сознании масс. Сплоченность воинского подразделения является микросоциальным фактором, весьма значительно определяющим поведение воинов в бою.

Доверие к своим командирам — еще один существенный микросоциальный фактор.

Боевые факторы — это широкий спектр показателей, определяющих состояние и поведение воинов в бою. К ним относятся вид, условия и интенсивность боевых действий, особенности применяемого оружия, надежность средств защиты, природно-географические и погодно-климатические условия и т.д.
К числу внутренних факторов относятся психофизиологические и психические факторы типа нервной системы (психофизиологические факторы) оказывает определенное влияние на характер поведения военнослужащих. Говоря о психологических факторах боевого поведения, необходимо подчеркнуть, что воин не слепое орудие в руках внешних обстоятельств боя и природных инстинктов. Поведение в бою в решающей степени определяется направленностью личности, особенностями характера, интеллекта, воли, эмоций, способностей.
Социальные, боевые, физиологические и психологические факторы боевого поведения действуют на воинов в разное время с разной силой, в различных комбинациях. Командиры всех уровней должны учитывать специфику влияния вышеуказанных факторов боя, которые могут рассматриваться в качестве предпосылок боевого стресса, на поведение воинов.

Главным условием формирования боевого стресса является наличие специфических и неспецифических для боевой обстановки стрессоров, оказывающих болезненное влияние на военнослужащего.

К специфическим стрессорам относятся:
1. ситуации, угрожающие здоровью и жизни;
2. ранения, контузии, увечья и дозы облучения;
3. гибель близких людей и сослуживцев;
4. ужасающие картины смерти и человеческих мучений;
5. случаи гибели сослуживцев, мирных граждан, ответственность за которые воин приписывает себе;
6. события, в результате которых пострадали честь и достоинство военнослужащего.
Неспецифические стрессоры присущи как боевой обстановке, так и другим видам стрессовых ситуаций.

Они включают в себя:
1. высокий уровень потенциальной угрозы для жизни и здоровья;
2. длительное выполнение напряженной деятельности;
3. длительное неудовлетворение тех или иных биологических и социальных потребностей;
4. резкие и внезапные изменения условий жизнедеятельности (службы);
5. тяжелые экологические условия жизнедеятельности (службы);
6. длительное отсутствие контактов с близкими людьми;
7. интенсивные и длительные межличностные конфликты;
8. повышенная степень ответственности за свои действия и т.п.
Реакция воина на воздействие стрессоров боевой обстановки, интенсивность переживания боевого стресса зависит от взаимодействия двух основных факторов:
1. силы и длительности воздействия стрессоров на психику воина;
2. индивидуальных особенностей реагирования воина на их воздействие.

Проявления боевого стресса у военнослужащих различаются в первую очередь именно по степени их интенсивности.
Боевой стресс низкой интенсивности (БСНИ), как правило, эффективно преодолевают большинство военнослужащих. В дальнейшем БСНИ либо становится привычным для участников боевых действий, либо переходит в боевой стресс высокой интенсивности.
Боевой стресс высокой интенсивности (БСВИ) значительно затрудняет деятельность как отдельных воинов, так и воинских коллективов. На индивидуальном уровне БСВИ проявляется во внешних и внутренних формах.
Внешние проявления включают в себя выраженное повышение или, наоборот, снижение боевой активности; эмоциональное возбуждение или эмоциональное оцепенение (бесчувственность); явное презрение к смерти или, наоборот, желание любой ценой сохранить себе жизнь; неожиданные развязность, недисциплинированность, а также сильную психическую напряженность и т.п.
Внутренние проявления включают в себя ощущение нереальности происходящего; резкое возрастание тревожности, невозможность сосредоточить на чем-либо внимание; появление панического настроения и т. п.
Проявления боевого стресса могут носить не только индивидуальный, но и коллективный, групповой характер.
На групповом уровне БСВИ проявляется не только в увеличении количества военнослужащих, испытывающих его, но также в качественном изменении социально-психологической ситуации в воинских коллективах.
БСВИ препятствует осуществлению боевой деятельности на относительно продолжительное время (более суток). Крайние формы его проявления — психические расстройства. При этом чем больше воинов находятся в состоянии боевого стресса, тем больше психологических потерь наблюдается в подразделении (части, соединении).
Конкретные проявления боевого стресса обозначаются как реакции боевого стресса (РБС) — психические реакции различной степени тяжести, возникающие непосредственно в боевой обстановке и ведущие к снижению или утрате боеспособности.
Выделяется два уровня РБС: невротический и психотический. Военнослужащие с реакциями невротического уровня доступны контакту с окружающими, понимают и оценивают ситуацию в целом адекватно и правильно, хотя контроль сознания за своими действиями и способность прогнозировать ситуацию снижается. Эти реакции проявляются кратковременными состояниями эмоционального напряжения (возбуждение), взрывами, гнева, злобы и обиды, слепой яростью, агрессией или, напротив, бегством из ситуации (самовольным оставлением части), демонстративными, показными суицидальными стремлениями и действиями.

Военнослужащие с психотическим уровнем РБС контакту с окружающими практически недоступны, оценить адекватно свое состояние и ситуацию они не могут, самоконтроль над поведением у них полностью утрачен, прогноз будущего исключен. Такого рода психотические состояния, наблюдаемые во время войны, обозначаются как острые боевые психозы, которым присущи острота возникновения и скоротечность (до 2-4 суток); помрачение сознания (военнослужащий не понимает, где находится, в какое время, не может назвать свою фамилию, имя, отчество); выраженные тревога, страх, напряженность, бред, галлюцинации.
Чем более сильный, интенсивный и продолжительный боевой стресс пережил воин, тем выше вероятность возникновения у него негативных психолого-психиатрических последствий после прекращения воздействия боевых стрессов.

Следует помнить, что у военнослужащих стресс может возникнуть в любое время: до боевой операции, во время и после нее. В связи с этим стрессоры, действующие на участников войн, различаются по времени их проявления. К добоевым стрессорам относятся ожидание боя, риск смерти и ранения, популярность войны, сплоченность подразделений, качество и авторитет руководства. Боевые стрессоры — стрессоры боевой обстановки. После возвращения к мирной жизни на ветеранов продолжают оказывать влияние социальные стрессоры, а также стрессоры, связанные с последствиями полученных на войне ранений и увечий (переживание своих увечий и собственной несостоятельности, сохраняющееся чувство вины, недостаточная поддержка ветеранов со стороны близких, общественности и государства).
Психолого-психиатрические последствия боевого стресса могут проявиться как спустя несколько месяцев после выхода из боевой ситуации, так и спустя несколько десятилетий мирной жизни.

Читайте также:  Живу в постоянном стрессе что делать

Психологические переживания комбатантов (участников боевых действий) в сложном процессе их возвращения в мирную жизнь, в процессе их адаптации (приспособления) к диаметрально противоположным боевым гражданским условиям, которые подчас входят в противоречие со сформировавшимися боевыми представлениями о чести, справедливости, дружбе и т.д.

Психологические последствия участия в войне представлены прежде всего в многочисленных проявлениях личностных изменений у комбатантов. К их наиболее характерным признакам относятся следующие переживания: ненормативная бдительность, взрывная реакция, притупленность эмоций, агрессивность, нарушения памяти и концентрации внимания, депрессия, общая тревожность, а также склонность к злоупотреблению наркотическими и лекарственными веществами.

Психиатрические последствия (т.е. психические расстройства, требующие медицинского вмешательства) боевого стресса наиболее ярко представлены посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР), которые обычно обозначаются как «вьетнамский», «афганский», «югославский», «чеченский» и т.д. синдромы. В целом речь идет об отставленном проявлении (на различное время) боевого стресса.

Как правило, ПТСР развивается у военнослужащих, которые непосредственно участвовали или были свидетелями боевых событий, представляющих реальную или возможную угрозу смерти (участие в боевых операциях, внезапные артналеты, нахождение в плену и т.д.). Эти реальные стрессы переживались крайне глубоко и остро, испытывались страх, ужас, беспомощность.

В последующем (спустя несколько месяцев, несколько лет или даже десятилетий) при развитии ПТСР это конкретное психотравмирующее событие переживается периодически или практически постоянно, ежедневно в одной или нескольких следующих формах:
1. Повторяющиеся навязчивые воспоминания.
2. Стойкие нарушения сна.
3. Переживание (действие, чувство) в мирной обстановке кратковременного возвращения в прошлую боевую ситуацию, травмирующее событие как бы повторяется наяву снова и снова (т.н. флешбэк-эффекты).
4. Глубокие психологические переживания (психологический дистресс), которые возникают у комбатанта под действием событий мирного времени, имеющих сходство или символизирующих пережитую боевую ситуацию.
5. Постоянное избегание комбатантами раздражителей, ассоциирующихся с пережитым боевым стрессом: уклонение от разговоров на тему войны, нежелание смотреть соответствующие фильмы, читать литературу по военной тематике, попытки избегания действий мест или лиц, вызывающих воспоминания о своих боевых переживаниях.
6. Стойкие признаки повышенной возбудимости, отсутствовавшие до переживаний боевого стресса.
Характерно, что для снятия остроты болезненных переживаний, воспоминаний или чувств комбатанты с ПТСР часто начинают злоупотреблять алкоголем или пробовать наркотики, у них нередко возникают суицидальные мысли или попытки к самоубийству. Многие боевые ветераны стремятся вновь вернуться в зону своих боевых действий или принять участие в других вооруженных конфликтах и рискованных предприятиях, что свидетельствует о выраженном влиянии пережитого ими боевого стресса на личность.

Основным способом повышения устойчивости солдата к боевому стрессу является практически и психологически обоснованная профессиональная подготовка с обязательным боевым слаживанием. При этом командиру следует развивать доверие между военнослужащими и способствовать установлению эффективных межличностных связей в воинском коллективе. Обучение и тренировка войск должны проводиться в обстановке, приближенной к боевой. Только в этом случае формируются уверенность в своих силах и профессионализме, в оружии и технике, доверие к командирам и товарищам, уверенность в надежности и своевременной медицинской помощи.

Уменьшение стрессорного влияния на личный состав в боевой обстановке обеспечивается эффективным и устойчивым руководством войсками, сплоченностью и единством действий, наличием в личном составе значительного числа офицеров, имеющих боевой опыт и авторитет у подчиненных, надежной связью и снабжением. Благотворно влияет осведомленность о продолжительности предстоящих боевых операций. В боевой зоне необходимо активно обеспечивать всех солдат реалистичной информацией, бороться с распространением слухов, предоставлять хотя бы 3-4 часа сна. Командиры и военные врачи всех специальностей должны замечать едва различимые признаки боевой усталости, снижение морального духа, живо реагировать на самые незначительные проявления нежелательного стрессового поведения. Командирам следует доброжелательно встречать и оказывать поддержку вернувшимся в строй военнослужащим, подкрепляя их моральный дух и предупреждая развитие чувства вины.

Примечательно, что в боевой обстановке лечение боевого стресса осуществляется вне госпитальных баз, непосредственно вблизи передовых рубежей и состоит в основном в предоставлении горячей пищи, отдыха, сна, в проведении мероприятий психической релаксации, успокоении, ободрении. Седативные, успокоительные препараты на войсковом этапе медицинской помощи применяют в небольших дозах для обеспечения сна (если другие методы не помогают). Возвращение к служебным обязанностям в прежнее подразделение обеспечивает сохранение идентичности, преданности своему воинскому коллективу. Считается, что критерием для возвращения в строй является не полное отсутствие у солдата признаков боевого стресса, а его способность действовать.

Существенно уменьшить психолого-психиатрические последствия войны можно с помощью ряда социальных, служебных и медицинских мер. Необходимым условием снижения частоты и выраженности психических нарушений в воюющих армиях являются формирование у военнослужащих смысла и цели войны, веры в правоту дела, защищаемого военным способом, доверие к политическому и военному руководству, эффективное идеологическое сопровождение военной кампании, наличие общественной поддержки воинов во время и после участия в боевых действиях, немедленное вовлечение ветеранов после возвращения домой в активную общественную и трудовую деятельность, обеспечение им возможности получить или при необходимости сменить профессию.

В комплексе мер по предупреждению и коррекции последствий боевого стресса можно выделить профилактическую, лечебную и реабилитационную составляющие. Профилактика боевого стресса и его негативных последствий у комбатантов заключается в тщательном отборе военнослужащих для участия в боевых действиях, мониторинге (динамическом наблюдении) состояния психического здоровья на всех этапах военной службы, комплексности оценки психического и физического здоровья, активном участии в психопрофилактике командования, специалистов органов по работе с личным составом и военных психологов, врачей, младшего и среднего персонала войскового звена медицинской службы, психиатров.
Профилактика боевого стресса у комбатантов начинается на этапе первичных психопрофилактических обследований. Для выявления военнослужащих, предрасположенных к психическим расстройствам, в ВС РФ в последние годы активно используется методология многомерного скрининга как прикладной технологии психопрофилактических обследований в войсках для раннего выявления лиц с начальными проявлениями психических расстройств.

Весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий применительно к военнослужащим с боевым стрессом можно разделить на две части: первичную психопрофилактику и вторичную психопрофилактику.
Первичная психопрофилактика начинается еще до начала боевых действий и своими целями имеет профессиональный отбор, оценку и прогнозирование психического здоровья, а также психологическую подготовку военнослужащих к экстремальным условиям боевой деятельности, т.е. она направлена на повышение стресс- устойчивости военнослужащих. Важная роль в этой деятельности отводится командирам и специалистам по работе с личным составом.
Вторичную психопрофилактику составляют ранняя диагностика, своевременное лечение и прогноз опасных для жизни больного состояний, а также комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики возникших психических болезней. К переживанию боевых стрессов и жизненных кризисов, обусловленных войной, необходимо готовиться заблаговременно, потому что еще никому не удалось их избежать.

При участии командира войсковой части психолог разъясняет военнослужащим, что в основе профилактики стрессов и кризисов лежат следующие основные подходы:
а) мудрое отношение к жизни. В любой ситуации существуют выход и выбор. Сложная ситуация проверяет нас на прочность — выдержим или нет? К принципам мудрого отношения к жизни можно, в частности, отнести следующие: постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим возможностям жизненных целей; уметь отличать главное от второстепенного; уметь подходить к проблеме с разных сторон; готовить себя к любым неожиданным событиям заранее;
б) активное конструирование своей повседневной реальности. Важно не только мудро строить свою жизнь, но и активно строить свою повседневность. Активные люди отличаются тем, что события, как правило, не застают их врасплох. Активные люди очень часто способны действовать, находясь в состоянии стресса, но при этом сохранять трезвую способность следить за развитием событий. В то же время люди, сильно подверженные стрессу, стараются отстраниться от стрессогенной ситуации, избегая ее;
в) формирование стрессоустойчивости. К основным мероприятиям этого направления необходимо отнести следующие: использование разнообразных тестовых методик (что осуществляет военный психолог); ознакомление с боевым опытом других, специальной литературой по стрессу; физические упражнения; создание позитивной морально-психологической обстановки в воинском подразделении, формирование волевых качеств и т.д. Большое значение придается и первой само- и взаимопомощи.

При появлении первых признаков психического расстройства у человека, перенесшего боевой стресс, необходимо прежде всего его успокоить, вселить в него уверенность в благополучном исходе случившегося. Далее следует формировать у него установку на улучшение самочувствия и в доступной форме объяснить сущность произошедшего с ним острого переживания.
Прямое психотерапевтическое воздействие могут осуществлять командиры, медицинские работники, другие должностные лица, авторитетные сослуживцы. Оно подразумевает использование специальных методик: внушения, убеждения, активизирующей психотерапии.

В психотерапии очень важен индивидуальный подход, учет жизненного и боевого опыта, особенностей личности и конкретных условий обстановки.
Обязательное условие — установление полного контакта с воином, получившим боевую психическую травму. Человек должен получить возможность подробно рассказать о своем состоянии, почувствовать, что его слушают, ему сочувствуют и хотят помочь. Малейший намек на недоверие сказанному, скептическое отношение здесь просто недопустимы. Необходимо учитывать, что воины, находящиеся в травмированном состоянии, с их обостренной чувствительностью обычно резко реагируют на всякое проявление неискренности, фальши во взаимоотношениях.

Успех воздействия на них гарантируют сочувствие, сопереживание, умение убедить, что им хотят помочь, спасти, облегчить состояние.
Важнейшим элементом структуры медико-психологического обеспечения военнослужащих является социально-психологическая работа, предусматривающая:
1. формирование у военнослужащих и воинских коллективов психологических качеств, обеспечивающих их устойчивость к воздействиям современных средств борьбы (психологическую подготовку);
2. мероприятия по поддержанию устойчивости личного состава к боевым стресс-факторам и психологическому воздействию противника, предотвращению отрицательных индивидуальных и групповых психических состояний (психологическое сопровождение боевых действий);
3. систему мер по преодолению психотравмирующих последствий воздействия боевой обстановки на психику военнослужащих, психологию воинских коллективов и восстановление их боеспособности (психологическую помощь и реабилитацию).
В настоящее время в Вооруженных Силах РФ с целью реализации главных принципов военной психологии и психиатрии в соответствии с положением приказа министра обороны РФ № 533 от 4 августа 2014 г. («О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих ВС РФ») в состав воинских соединений включены штатные группы медико-психологического сопровождения, а в состав центральных военных госпиталей и их филиалов введены кабинеты медико-психологической коррекции.

Методические рекомендации.
1. Занятия со слушателями целесообразно провести, используя один из наиболее активных и приемлемых в данном случае видов: лекции-беседы или лекции-дискуссии.
2. Руководителю занятий целесообразно использовать тематические таблицы «Проявления боевого стресса», «Последствия боевого стресса и их профилактика» и 1-2 видеоролика (5-7мин.) из популярных художественных фильмов, в которых отражаются переживания военнослужащих с боевым стрессом и его последствиями («Афганский излом», «Кандагар», «Взвод», «9-я рота», «Стрелок», «Чистилище» и др.). Уместно привести описания боевых стрессовых расстройств в художественной литературе (романы Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен», «Возвращение», Э. Хемингуэя «Фиеста (И восходит солнце)», повесть А.Н. Толстого «Гадюка» и др.).
3. При чтении лекции желательно обращаться к слушателям с проблемными и постановочными вопросами. После лаконичного обмена мнениями по полученным ответам излагаются основные положения лекции.
4. Для активизации слушателей занятие целесообразно провести в форме диспута или круглого стола. Полезно пригласить на занятие командиру подразделения, в котором были успешно преодолены проявления боевого стресса.

Читайте также:  Животные помогают нам снять стресс

Рекомендуемая литература:
1. Колосов А. Боевой стресс и его психологические последствия // «Ориентир». — 2011.-№ 5.
2. Ляховский А., Забродин В. Тайны афганской войны — М.: — Планета, 1991.
3. Проблемы военной психологии: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельнечок; под общ. Ред. А.Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 2003.
4. Снедков Е., Резник А., Трущелев С. Реакции боевого стресса: Учебное пособие. — М.: Медкнига, 2007.
5. Современная военная психология: Хрестоматия/ Сост. А.А. Урбанович. — Мн.: Харвест, 2003.

Владимир ЛЫТКИН, доцент кафедры психиатрии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова

Запись создана: Среда, 19 Сентябрь 2018 в 17:54 и находится в рубриках Новости.

источник

Дата публикации: 19.11.2016 2016-11-19

Статья просмотрена: 457 раз

Горячая А. В., Алексеева О. Н. Проявление стресса и способы его подавления у военнослужащих женского пола // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 282-285. — URL https://moluch.ru/archive/128/35446/ (дата обращения: 04.02.2020).

В современном обществе изменяются роль и место женщины. Подписание Российской Федерацией Факультативного Протокола (12.04.2001 г.) в рамках соблюдения «Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» привело к повышению их участия в органах государственного управления, сфере занятости, обозначило новые ориентиры самореализации. Теперь российские женщины могут претендовать на любые самые амбициозные и самые сложные должности, включая службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, как на рядовых, так и на офицерских должностях.

Офицеры-женщины проходят службу в основном по медицинским специальностям (72 %), в структурах связи (8 %), финансовом секторе (4 %), а также в качестве военных переводчиков (2 %). Наибольшее число женщин служит в Сухопутных войсках, Военно-воздушных силах и Ракетных войсках стратегического назначения.

Статистические данные [5] о количестве женщин, служащих в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, показаны на диаграмме представленной на рисунке 1.

Из диаграммы видно, что количество военнослужащих женского пола в Вооруженных силах российской Федерации увеличивается. Вместе с тем оно в настоящее время значительно меньше, чем в годы Великой Отечественной войны.

Рис. 1. Количество женщин военнослужащих в разные периоды (тыс. человек)

Профессиональная деятельность военнослужащих предполагает выполнение ими должностных обязанностей в экстремальных условиях, требующих максимального психоэмоционального напряжения. Такие условия учебно-боевой и боевой деятельности, несущие в себе с серьезную угрозу для жизни и здоровья, заставляет женщин-военнослужащих проявлять самые сильные черты характера, не всегда присущие даже некоторым мужчинам.

Практика боевых действий свидетельствует, что противодействующие стороны, наряду с неизбежными физическими, несут ощутимые психологические потери. Они связаны с получением воинами боевых психических травм, которые, в свою очередь, приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере боеспособности. Так, исследования в частях, выведенных из зон боевых действий, показали: 62 % военнослужащих испытывали предельные психические нагрузки, 58 % из них в ходе боя были неспособны вести прицельный огонь; 80 % солдат и сержантов, 60 % офицеров перенесли стрессы, угрожавшие срывам их деятельности.

Стресс, переживаемый человек в сложных условиях боевой деятельности, лежит в основе психических травм, потери боеспособности. Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнет; нагрузка; напряжение) — это реакция организма на физическое или психологическое воздействие, нарушающее его внутреннее равновесие, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Для того чтобы выжить в боевой обстановке, человек должен перестроить все свое существо (уровень бдительности и активности, скорость реакций, стиль поведения, систему ценностей и отношений к окружающему, людям, себе и т. д.) в соответствии с ее требованиями. Такая перестройка, приспособление к режиму боевой жизнедеятельности, к стресс-факторам войны происходит с каждым ее участником. Это приспособление называется боевым стрессом.

Проблема преодоления стресса изучались в работах Л. Мэрфи, который впервые употребил этот термин в психологической литературе в 1962 году, изучая, каким образом дети справляются с кризисом развития [6]. Четыре года спустя, в 1966 году Р. Лазарус в своей книге [7] раскрыл вопрос преодоления стресса.

Как известно, мужчины и женщины по-разному справляются со стрессовыми ситуациями — это зависит от ряда факторов, однако самым важным и определяющим является чрезмерная чувственность. Представители сильной половины человечества умеют просто откладывать решение внезапной проблемы, в то время как девушки не могут успокоиться, пока не придумают выход из трудной ситуации.

На сегодняшний день самыми доступными, известными и наиболее эффективными средствами регуляции психической деятельности являются аутогенные способы саморегуляции, направленные на улучшение психического состояния военнослужащих в бою. Классическими примерами аутогенной тренировки являются методика И. Г. Шульца[1] и «Психическая саморегуляция» по С. А. Зелинскому[2]. К числу аутогенных методов саморегуляции относят как простейшие средства (дыхательные приемы, управление тонусом скелетной мускулатуры, самоубеждение, саморегуляция, самовнушение, самоприказ, самоподкрепление), так и сложные психорегуляционные комплексы (индивидуальный психофизический тренинг, ситуативно-образный психологический тренинг).

Выбор того или иного метода зависит от этапа психологической подготовки военнослужащих, а также от самих боевых действий. Простейшие приемы отличаются простотой в овладении и выполнении, не требуют много времени на выполнение процедур (1–3 мин.), эффективны (результат обнаруживается уже в процессе выполнения приемов), не влекут негативным побочных явлений (например, сонливости) и др.

Для наших исследований был выбран метод самовнушения. Это один из немногих способов проверить насколько человек может управлять своими эмоциями и подавлять стресс в сложных ситуациях. Сущность данного приема лежит в выработке положительных стимулов посредством регулярного воспроизведения специально подобранных высказываний до тех пор пока не будет достигнут результат. Мы попросили оказать помощь в изучении этой методики военнослужащих женского пола, обучающихся в военной академии, выбрав по двадцать человек с каждого курса. Таким образом, мы сможем понять, как время пребывания в воинском коллективе влияет на саморегуляцию отдельного курсанта, зависит ли стрессоустойчивость от возраста, образования и семейного положения девушек (в исследовании принимали участие и замужние военнослужащие).

Для моделирования переживаний мы выбрали повседневные стрессовые ситуации: подготовка к любым видам отчетностей, к которым относятся как практические занятия, семинары, так и зачеты и экзамены, организация жизнедеятельности, а именно — скоротечный рабочий день, организационные моменты, требующие большой выдержки и терпения.

Им была поставлена задача за короткий промежуток времени до стрессовой ситуации (например, за три дня) выполнять следующие действия: проговаривать мысленно повелительным тоном от первого лица в утвердительной форме предложения, не содержащие частицу «не», то есть вместо фразы «у меня не получится написать контрольную» следует сказать «я справлюсь, потому что я подготовилась».

В результате проведенного анкетирования у нас получились следующие статистические данные, представленные на рисунке 2. Построив диаграмму и проведя анализ данных, мы видим, что почти половина опрашиваемых, считает выбранный нами способ действенным, но не основополагающим, так как не помогает полностью избавиться от стресса, однако чуть меньше трети военнослужащих вообще усомнилась в возможности оказания помощи путем аутогенной методики.

Рис. 2. Диаграмма результатов опроса

Полученные результаты свидетельствуют о том, что прием самовнушения позволяет повысить эффективность боевой деятельности военнослужащих, а так же преодолеть боевые стресс-факторы, сохранив психическое здоровье. Однако, для большей эффективности, при выборе аутогенных способов саморегуляции необходимо учитывать склонности и черты характера, каждой личности в отдельности. Предложенная методика может быть использована при подготовке военнослужащих женского пола к выполнению различных задач военной службы.

  1. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие /Т. Н. Гуренкова, И. Н. Елисеева, Т. Ю. Кузнецова (под общ. ред. Ю. С. Шойгу). М.: Смысл, 2007. 319 с.
  2. Аутогенная тренировка по Шульцу. Электронный ресурс: http://www.alphacentr.ru/hipnos-i-samogipnos/151-autogennaya-trenirovka-po-shultsu. Дата обращения: 13.11.2016.
  3. Стресс. Электронный ресурс: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/stress.html. Дата обращения: 13.11.2016.
  4. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте/А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко (под. ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко). М.: Институт психологии РАН, 2011. 512 с. (Психология социальных явлений).
  5. Женщины в Вооруженных силах РФ. Справка. Электронный ресурс: https://ria.ru/society/20090223/162700751.html. Дата обращения: 13.11.2016.
  6. Мерфи М. Будущее тела: исследование дальнейшей эволюции человека / пер. с англ. М. Ошуркова и др. М., 2009.
  7. Лазарус Р. Психологический стресс и копинг-процессы («Psychological Stressand and Coping Process»). М.: Медицина, 1966.
  8. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка / пер. с немецк. С. Л. Дземешкевича; под ред. В. Е. Рожнова. М.: Медицина, 1985.
[1] Предложенная в 1932 г. методика, представленная шестью упражнениями на мышцы и кровеносные сосуды, была описана в книге: Шульц И.Г. Аутогенная тренировка / пер. с немецк. С.Л.Дземешкевича; под ред. В.Е.Рожнова. М.: Медицина, 1985. [2] В своих работах он часто обращался к методикам других ученых.

источник

Когда жизнь человека находится под угрозой, организм начинает защищаться. Боевой стресс – распространённое явление среди военнослужащих и солдат.

Длительные нагрузки в экстремальных условиях приводят к изменению личности: физические и психические перемены выражаются в агрессии и замкнутости, ликвидируется стрессоустойчивость. В комфортных условиях после завершения службы и по возвращении домой военнослужащий нуждается в квалифицированной консультации психиатра.

Боевой стресс у военнослужащего

Стресс – это потеря контроля над собственными эмоциями и поступками. Нервная система страдает от постоянной нагрузки и создаёт комплекс сопутствующих симптомов. Больному трудно сконцентрироваться, у него наблюдаются частые смены настроения, истерия и повышенная возбудимость. Однако военнослужащий вынужден подстраиваться под происходящие события. Приходится затрачивать больше усилий для поддержания стабильности эмоционального состояния, т. к. в состоянии боевого стресса внешние обстоятельства приводят к искажённому восприятию действительности: любая ситуация расценивается как потенциально опасная, часто срабатывает инстинкт самосохранения.

Реакция воина на воздействие –снижение активности, скорости реакции, изменение моральных ценностей.

Современные боевые условия отличаются повышенной психоэмоциональной нагрузкой. Боевой стресс усиливается, когда раздражающие обстоятельства буквально наслаиваются, усиливая общее воздействие на человека. В результате эмоциональная нагрузка становится настолько сильной, что военному трудно объективно оценить происходящее. Интенсивность боевого стресса зависит от нескольких факторов:

  • силы воздействия стрессора;
  • длительности воздействия стрессовой ситуации на личность;
  • индивидуальной эмоциональной устойчивости военнослужащего.

Различают два типа стрессоров: специфические и неспецифические. В условиях боя возникает один или сразу несколько факторов, которые являются причиной стрессового состояния.

Первопричиной тяжёлой психоэмоциональной реакции является неподготовленность человека к условиям реального боя.

В таком случае на первый план выступает защита психики. Снижение уровня стресса приводит к улучшению состояния пострадавшего, но без грамотной, своевременной психокоррекции солдату сложно вернуться к обычной жизни.

Читайте также:  Живот не худеет из за стресса

Условия боя — одна из причин стресса

Воздействие специфических факторов стресса особенно ярко ощущают военные, находящиеся в эпицентре боевых действий. Стрессоры запускают мгновенную защитную реакцию психики в ситуациях, когда:

  • существует прямая угроза жизни и здоровью военнослужащего;
  • получают тяжёлые ранения или погибают боевые товарищи;
  • человек становится свидетелем смерти гражданских лиц;
  • происходят ситуации, подрывающие внутренние убеждения военнослужащего;
  • сам военнослужащий получает тяжёлые ранения или высокие дозы радиоактивного облучения;
  • военнослужащий становится свидетелем надругательств над сослуживцами.

Вторая группа стрессоров, а именно неспецифических, сопровождает ситуации, в которых запускается ответная реакция организма. Повышенный уровень угрозы оказывает давление на психику военнослужащего: страх быть убитым и чувство незащищённости испытываются воином в каждом бою. Возникают страхи смерти, ранения, боли. Неприятие происходящего, отрицание факта собственной гибели создают условия для развития длительного стресса. Психическая и физическая нагрузка в совокупности понижают стрессоустойчивость солдат, и минимальные «раздражители» полностью уничтожают их психологическую защиту. Длительное выполнение тяжёлой задачи, которая напрямую не связана с активным боем, также создаёт предпосылки для стресса.

Постоянные условия службы создают своеобразную зону комфорта. Но по возвращении домой многие из них испытывают дезориентацию. Становится труднее концентрироваться на чём-либо, возникает ощущение «несобранности», а потерянные контакты с близкими людьми являются сильными неспецифическими стрессорами.

Условия армии для многих очень сложные

Боевой стресс возникает и у военнослужащих с многолетним опытом, и у новобранцев. Однако реакция на стресс-фактор непредсказуема. Стрессоустойчивость солдат в бою определяют личностные качества: последние исследования показали, что дети с трудным детством, перенёсшие личную трагедию, проще адаптируются к тяжёлым полевым условиям. Такие военные длительный период могут находиться в эпицентре боя без последствий для психики. Профессиональная же подготовка военнослужащих включает боевую мотивацию: солдат должен знать своё место в отряде, руководствоваться общей целью и заряжаться общим энтузиазмом. У обособленных «одиночек» стресс проявляется в обострённой симптоматике.

Для большинства военнослужащих важна командная работа, но в условиях тесного сотрудничества сложнее проследить индивидуальную реакцию человека: для выделения отдельных реакций, солдата ограждают от группы.

Состояние пострадавшего может варьироваться, находясь между повышенной напряжённостью и апатией. Основные симптомы: переменчивость в настроении, частая смена собственных взглядов на повторяющиеся ситуации. Патологические состояния характеризуются меньшей симптоматикой. Человеку сложно находиться в постоянном отрицании травмы, поэтому уровень его ежедневной активности существенно снижается. Психофизиологические проявления расстройства самые тяжёлые: затяжной стресс вызывает патологии внутренних органов бойца.

У пострадавших наблюдается частичная, выборочная амнезия. Подсознание блокирует воспоминания о стресс-факторе – о ситуации, которая вызвала защитную реакцию психики. Перемены в поведении выражаются на эмоциональном, когнитивном, мотивационном, волевом и поведенческом уровнях.

Степень осознанности зависит от индивидуальных качеств

Расстройство психики – частый симптом боевого стресса. У пострадавших военнослужащих наблюдается раздвоение личности: стремление к смене личности и отрицание той части себя, которая участвовала в сложной ситуации.

Другие распространённые симптомы стресса у военнослужащих:

  • эмоциональное перевозбуждение;
  • апатия, вялость;
  • безынициативность;
  • потеря ориентации;
  • галлюцинации и паника.

У солдат после сложного боя появляется чувство нереальности происходящего: приходят видения, которые больше напоминают сон, нежели реальные события.

Повышается тревожность. Бойцу трудно расслабиться или отдохнуть. Панические атаки возникают ситуативно без явной закономерности.

После длительной апатии у человека снижается желание жить. Мысли о суициде появляются как логически обоснованное заключение. Пострадавший ищет выход из замкнутого круга и любой ценой отрицает проблему. Из-за страха вернуться в отрицаемую действительность, боец пренебрегает опасностью, лезет на рожон, ставит под угрозу безопасность сослуживцев.

Степень боевой активности определяется количеством проведённых операций. Для каждого солдата бои отличаются значимостью: простые это или ответственные масштабные операции. Характер боевых действий влияет на напряжение внутри отряда: играет роль количество соперников, их сила и преимущества в бою. А влияние стрессоров на психику и поведение бойца зависят от его личностных качеств.

Потери среди сослуживцев в боях являются определяющим фактором уровня стресса для большинства военнослужащих.

Оправиться от потери самостоятельно удаётся только в единичных случаях. Определяющие стресс-факторы не повторяются, но отображаются в выборе стрессоров в будущем. О потере сослуживцев напоминают родные мёртвого товарища, о войне говорят плакаты и баннеры в родных местах.

Степень патриотизма и верность родине играют важную роль в становлении личности военнослужащего. Чем больше человек верен своим идеалам, тем тяжелее ему мириться с несправедливостью и потерями отряда.

Девушки в армии более устойчивы к стрессу

У военнослужащих психические расстройства делятся на 4 уровня:

  • уровень психического здоровья;
  • доклинический уровень;
  • невротический уровень;
  • психотическая стадия.

Разделение расстройств на степени тяжести позволяет оптимизировать диагностику проблемы в условиях боевых действий.

Психиатры осматривают пострадавшего и делают заключение о его психоэмоциональном состоянии. Для лечения невротических и психотических расстройств необходима неотложная коррекция поведения. Вниманию психологов подвергаются доклинические и клинические уровни расстройства.

Общая симптоматика пострадавшего определяет уровень стресса. Учащение пульса, тяжёлое дыхание, спутанное поведение – нормальная реакция человека, находящегося в боевых условиях. Различают стрессовое состояние кратковременного действия и нарушение психики после проявления расстройства. К специфическим формам стресса относятся:

  • нетравматический стресс;
  • боевая травма (психическая проблема);
  • посттравматический стресс.

Испуг и чувство страха запускают продолжительное состояние эмоционального напряжения. Первым проявлением специфического стресса является сильная негативная эмоция. Военнослужащий паникует, проявляет агрессию. Мысли человека спутаны, нелогичны и нерациональны. Тревога – следствие страха, который не исчезает. Она растягивается на определённый промежуток времени: военнослужащий испытывает чувство страха даже на большой дистанции от места событий. Тревожность является основным маркёром специфического стресса у военнослужащих.

В чрезвычайно опасных условиях появляется аффективный страх, когда обстоятельства парализуют тело и разум военнослужащего. Проявления его зависят от психоэмоционального предела напряжения бойца. Симптом животного страха заставляет военнослужащего цепенеть, впадать в молчаливый ступор, терять контроль над собственным телом.

Групповая паника представляет собой массовую истерию. Стрессовое состояние батальона или отряда приводит к потере рационального мышления. Группа поддаётся панике, теряет связь с окружающей средой. Истерия среди военнослужащих ставит под угрозу боевую операцию или задание. Длительность психотравмирующего боевого стресса зависит от формы стрессового состояния, которое проявилось у одного или нескольких бойцов одновременно.

Групповой стресс во время боя

Война меняет мышление и поведение бойца. Выделить одну причину повышенного стрессового состояния у солдат сложно. Развивается расстройство по следующей схеме: первым проявляется инстинкт самосохранения, психомоторное возбуждение выливается в действие. У бойца наблюдается сужение внимания: он выделяет одну ситуацию, вокруг которой выстраивает линию защиты. Нарушается кратковременная память, проявляются сбои речи. Бойцам свойственна агрессивная жизненная позиция, потерпевший пытается доказать свою точку зрения, на которой зациклилось его сознание.

Найти смысловую нагрузку в словах и действиях бойца сложно. Физиологически организм человека пребывает в постоянном напряжении. Нарушается дефекация и работа желудочно-кишечного тракта. Усложнённые формы расстройства сопровождаются опасным социальным поведением. Боец растерян, потерян в пространстве. Психиатром определяется диагноз «реактивный психоз».

Боевой стресс влияет на модель поведения бойца, его мышление и моральные принципы. Изменения личности сильнее проявляются с влиянием каждого стресс-фактора. Чем дольше боец пребывает в неблагоприятных для его психики условиях, тем сильнее искажается его личность. При этом симптомы воздействия боевых действий в различных регионах земли имеют схожие проявления Заострение черт характера, отвечающих за отчуждение и апатию, приводит к потере профессиональных навыков военного.

Психологические последствия стресса проявляются в физических симптомах. У военнослужащего в состоянии постоянного стресса возникают головные боли, головокружения, потери сознания. Эти симптомы часто сопровождаются повышенной потливостью, резким повышением артериального давления, тахикардией. Потерпевший чувствует сильную боль в области живота и подреберья. Болевой синдром в грудной клетке приводит к удушью. После перенесённого стресса в боевых условиях появляется тремор рук и ног. У пострадавших наблюдается резкое обострение хронических заболеваний.

Благодаря комплексу мероприятий стресс ликвидируется, и у военных, переживших потрясение, увеличивается стрессоустойчивость. Социально-психологическая реабилитация состоит из трёх последовательных этапов.

Тестирование на стрессоустойчивость

Оценка функционального состояния военнослужащего проводится индивидуально. Совместная работа с психиатром помогает определить уровень напряжения и помогает адаптироваться пострадавшему после напряжённой боевой обстановки.

К каждому военнослужащему применяется индивидуальный подход: подбор психиатрического лечения зависит от нарушений и положительной динамики на первичных этапах терапии. Коррекция поведения включает первичное консультирование пострадавшего, суггестотерапию, ауторелаксионнные техники, психологический дебрифинг, метод биологической обратной связи. Корректируется состояние военнослужащего посредством промежуточных оценок психиатра и психолога.

Длительность лечения определяется индивидуально.

Процесс восстановления социальных навыков имеет разную продолжительность. Восстановление профессиональной квалификации и пригодности производится после полной реабилитации военнослужащего. Боевой длительный стресс и его психологические последствия оцениваются как частичные нарушения навыков бойца. Без прохождения лечебных мероприятий возвращение военного к его обязанностям невозможно.

Для ликвидации стресса такого рода используют методики, разработанные специально для бойцов. Основой метода «Рубильник» является сила мысли. Для выполнения данного упражнения необходимо не менее получаса. Военнослужащему необходимо представить рубильник, который питает тайную комнату. В закрытом помещении собран весь негатив, страх и тревога. Боец представляет, как выглядит рубильник максимально ярко, и пытается отключить его в своём воображении. Выполняя это действие ежедневно, пострадавший освобождается от негативного опыта.

Смягчить последствия, которые приносит боевой стресс, помогают дыхательные методики. Глубокое брюшное дыхание успокаивает и приводит реакции организма в норму. Его следует чередовать с задержкой дыхания (30 секунд задержка дыхания, 1 минута отдыха, интенсивное дыхание). Выдерживая ритм, военнослужащий концентрируется на определённой ситуации, мышление приходит в норму, а тревога отступает. Результат домашних упражнений виден с первой недели. Боец чувствует себя спокойно; улучшается сон и повышается дневная активность.

Компьютерное тестирование новобранцев

Для того чтобы знать, как избежать негативных последствий боевого стресса, необходимо психопрофилактическое исследование бойца. Низкая стрессоустойчивость – один из важных нюансов в будущем распределении бойца. А эффективный метод профилактики – многомерный скрининг – используется по всему миру.

Многомерный скрининг помогает выделить проблемы психологического и медицинского характера. Технология массового профилактического обследования военных отсеивает бойцов с начальными стадиями психических расстройств.

Основа многомерного скрининга:

  • адаптационные нарушения;
  • тяжесть расстройства;
  • оценка адаптации к военной службе.

Военный психолог за работой

Адаптационные нарушения будущего бойца определяются на первом этапе скрининга. Чем крепче сила воли новобранца, тем меньше вероятность психических нарушений в тяжёлых условиях. Сравнение базового и профессионального тестирований показывает истинную моральную выносливость бойца. Межличностные отношения в коллективе демонстрируют социализацию военнослужащего в новой среде. По совокупности трёх показателей устанавливается вероятное состояние военного после стрессовой ситуации.

К службе допускаются бойцы без нарушения адаптации.

Военные с тремя негативными результатами направляются к психиатру для дальнейшего лечения. В настоящее время число таких бойцов составляет 1% от всех новобранцев. Две негативные оценки (до 8% военнослужащих, проходящих обследование) определяют солдата на учёт к специалистам группы психического здоровья. Более 20% военнослужащих с одной негативной оценкой проходит повторное тестирование каждые полгода. Военнослужащим без дезадаптации дополнительные психологические исследования не назначаются.

источник