Меню Рубрики

Стресс и его последствия цели

Стресс – это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Понятие «стресс» введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Первооткрыватель стресса Г. Селье дал следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

1.стресс-фактор – «требование», то есть то, что воздействует на человека;

2.стресс-реакция – ответная неспецифическая реакция организма на воздействующий стимул.

Воздействие стресс-фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных процесса:

  • активацию стандартных неспецифических реакций, которые развиваются при воздействии любого необычного для организма стимула.
  • мобилизацию физиологических систем, которые обеспечивают приспособление именно к данному фактору.

Стадии развития стресса

  • «Общая реакция тревоги»
  • «Резистентность» («Сопротивление»)
  • «Истощение»

Какие бывают причины стресса?

Психологические , которые в свою очередь подразделяются на

Уровни проявления стресса

  • эмоционально-поведенческий
  • вегетативный
  • когнитивный
  • социально-психологический

Эустресс – мобилизует организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций.

Дистресс – дезорганизует поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических процессов.

Факторы, способствующие возникновению дистресса

Факторы, способствующие возникновению эустресса

Большая длительность воздействия стресс-фактора или его высокая интенсивность Низкая длительность воздействия стресс-фактора или его низкая интенсивность Негативная субъективная оценка ситуации Положительная субъективная оценка ситуации Отсутствие достаточных ресурсов, чтобы справиться со стресс-фактором Наличие достаточных ресурсов, чтобы справиться со стресс-фактором Отсутствие опыта решения проблем в прошлом

Наличие опыта решения подобных проблем

В зависимости от проявления стресс-реакции различают несколько видов стресса:

  1. Острый стресс – возникает непосредственно в ответ на воздействующий стресс-фактор (т.е. здесь и сейчас).
  2. Отложенный стресс – характеризуется некоторой «отложенностью» переживаний на определенный период, что может быть связанно с разными причинами.
  3. Накопленный (хронический) стресс – возникает при непрерывном или регулярном стрессовом воздействии, сила которого, как правило, невелика.

Травматический стресс возникает, если:

  • Человек оказывается в ситуации, которая выходит за рамки обычного человеческого опыта (например, угроза жизни, гибель людей, насилие, стихийные бедствия).
  • Эта ситуация не поддается контролю.
  • Возникают интенсивные переживания беспомощности, страха.

Способы адаптации к стрессовой ситуации

Копинг-механизмы (осознаваемые), подразделяются на:

Защитные механизмы (неосознаваемые)

Профессиональный стресс – это стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. У специалистов ЕДДС, пожарных и спасателей развитие профессионального стресса выражается в форме накопленного стресса.

Проявления накопленного профессионального стресса :

  • снижение производительности труда;
  • постоянное ощущение внутреннего дискомфорта;
  • утрата ценностных мотивов к труду (изменение мотивации деятельности);
  • разочарование в результатах собственной деятельности и в себе;
  • возникновение психосоматических заболеваний, устойчивых депрессивных состояний.

Профессиональное выгорание – выработанный личностью защитный механизм в ответ на неблагоприятные для психики воздействия, в сфере профессиональной деятельности. Процесс профессионального выгорания развивается поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса.

Следствием профессионального выгорания может стать уход человека из профессии.

П рофессиональное здоровье процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, которые обеспечивают высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни.

Три вопроса, ответы на которые помогают сформировать адекватное отношение к собственной деятельности и к возможности реализовывать себя в ней:

  • Каковы особенности моей профессиональной деятельности и как они на меня влияют?
  • Чем я обладаю, для того чтобы быть успешным в этой деятельности?
  • Зачем я выполняю эту деятельность?

Эустресс – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни.

Дистресс – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах.

Стресс – это напряженное состояние организма, т.е. неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию). Под воздействием стресса организм человека испытывает стрессовое напряжение. Стресс могут вызывать и личностные факторы. Стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

Признаки стрессового напряжения :

  1. невозможность сосредоточиться;
  2. частые ошибки в работе;
  3. ухудшение памяти;
  4. частое возникновение чувства усталости;
  5. быстрая речь;
  6. мысли часто улетучиваются;
  7. довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка);
  8. повышенная возбудимость;
  9. работа не доставляет прежней радости;
  10. потеря чувства юмора;

Способность реагировать на интенсивные внешние раздражители определяется индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности:

  • психофизиологической конституцией,
  • чувствительностью к воздействиям (сензитивностью),
  • особенностями мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

Чтобы внешние воздействия не вызывали дистресс, необходимо формирование у личности таких качеств, как самообладание, дисциплинированность, стремление к преодолению препятствий и т.д.

Физиологическими признаками стресса являются язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.

Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

Стадия тревоги – это первоначальный отклик нашего организма на опасность или угрозу, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Этот приспосо­бительный механизм возник еще на заре эволюции, когда для того, чтобы выжить.

Биологический смысл стадии тревоги заключается в максимальной мобилизации адаптационных ресурсов организма, быстром приведении человека в со­стояние напряженной готовности – готовности бороться или бежать от опасности.

Стадия сопротивления (резистентности) наступает, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие достаточно длительный промежуток времени.

На этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам. В результате этого возникает стойкая адаптация: активность физиологических процессов резко снижается, все ресурсы расходуются оптимально – организм готов к длительной борьбе за жизнь, его устойчивость к различным воздействиям повышена.

Все изменения, происходящие на этой стадии адаптаци­онного синдрома, можно считать обратимыми, поскольку прекращение воздействия стрессора возвращает организм в состояние нормы.

Стадия истощения. Если человек длительное время находится в стрессе, то наступает момент, когда человек уже не можем найти силы, чтобы справиться с ситуацией. На этой стадии энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности сопротивляться стрессу. Помощь может прийти только извне – либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.

Современные исследования стресса уделяют внимание также и другим аспектам стресса:

  • психологическому (изменение настроения, отрицательные эмоции и чувство беспомощности);
  • поведенческому (непосредственная конфронтация с факторами стресса или попытка получить сведения о них.

Острый стресс. Это реакция организма, которая возникает непосредственно в ответ на травмирующую ситуацию.

Характеризуется непродолжительностью. Он выступает в качестве ориентировки к адаптации в условиях изменённой ситуации. Острый стресс отличается отсутствием серьезных последствий для здоровья.

Отложенный стресс . Характеризуется некоторой «отложенностью» на определенный период переживаний (у каждого свой), что может быть связанно с разными причинами. Отложенный стресс – запаздывающая реакция на стрессор.

Постоянный накопленный (хронический) стресс.

Постоянный стресс суммарная реакция на длительное воздействие стрессоров. Сила воздействия стрессора при накопленном стрессе, как правило, невелика, однако, постоянна или регулярна. Постоянные эмоциональные переживания, истощающие организм, могут стать причиной развития заболеваний, называемых болезнями адаптации (мочекаменная болезнь, диабет напряжения, сердечно-сосудистые заболевания, аллергические реакции, бронхиальная астма и т.д.).

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека.

Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом. Так, у специалистов экстремального профиля можно выделить два механизма накопления профессионального стресса: накопленный (хронический) стресс и травматический.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента:

  • угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию,
  • невозможность что-либо сделать, беспомощность.

В живых организмах есть механизмы устойчивости к различ­ного рода стрессам. Вследствие познания этих механизмов возможна выработка адекватных методов реабилитации, способных поднять устойчивость человека к воздействию стрессовых факторов (стрессоустойчивость).

К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:

  • Тип нервной системы.
  • Гормональные особенности.

Личностные черты, обусловливающие повы­шенную стрессоустойчивость:

  • Уровень самооценки.
  • Уровень субъективного контроля.
  • Уровень личностной тревожности.
  • Баланс мотивации достижения и избегания.

Умение справляться со стрессом зависит от:

  • настойчивости;
  • умения принимать решения;
  • рационального осмысления своих поступков;
  • организованности;
  • умения создать свой круг общения;
  • умения «качественно» общаться;
  • умения контролировать себя.

Профессиональный стресс представляет собой стресс, возникающий в процессе трудовой деятельности человека. Данный вид стресса имеет свои особенности, зависящие от рода деятельности, которой занимается человек, от профессии в целом.

Травматический стресс – это состояние, возникающее у человека, пережившего ситуацию, выходящую за рамки обычного человеческого опыта: угрозу своей жизни или жизни близких людей, смерть, участие в боевых действиях, насилие, стихийные бедствия, катастрофы и т.п.

Травматический стресс возникает в случае, когда одномоментно присутствуют 2 компонента: угроза своей жизни или жизни близких людей и отсутствие возможности контролировать ситуацию, невозможность что-либо сделать, беспомощность.

Причины производственного стресса:

К первой группе относятся вредные характеристики производственной среды, тяжелые условия работы и чрезвычайные (форс мажорные) обстоятельства. Следует отметить, что некоторые виды деятельности изначально предполагают наличие стрессогенных факторов, связанных с особенностями производства. Это пыль на цементном заводе, ядовитые испарения в химическом производстве, высокий уровень шума в ткацком цехе, жара в литейном производстве и т. д. Данные факторы производственной среды первично способствуют развитию биологического стресса, который затем может осложняться стрессом психологическим. Например, после чернобыльской катастрофы у многих «ликвидаторов» на фоне первичного радиационного облучения, интенсивность которого была им неизвестна, развивалась радиофобия, приводившая к серьезному стрессу. К неблагоприятным условиям работы, провоцирующим развитие производственного стресса, можно отнести высокий темп деятельности (профессиональный спортсмен), длительную работу (шофер дальних рейсов), «рваный» темп деятельности (врач «скорой помощи»), повышенную ответственность (авиадиспетчер), значительные физические нагрузки (грузчик) и т. д.

Дополнительными факторами стресса являются различные чрезвычайные (форс мажорные) ситуации, которые могут принимать различный характер в зависимости от специфики труда. Так, для работников нефтедобывающей промышленности это будет авария на буровой установке или газопроводе, для биржевого маклера – обвал акций или неожиданное изменение курса валют, для менеджера отдела снабжения – срыв поставок сырья или комплектующих.

Вторая группа (субъективные факторы стресса) включает две основные разновидности: межличностные (коммуникационные) и внутриличностные стрессы.

В числе главнейших стрессов руководители различного уровня назвали:

  • сложность и противоречивость отечественного законодательства и нормативных инструкций»;
  • «низкую мотивацию сотрудников и необходимость постоянного контроля за их деятельностью»;
  • «отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами и конфликты с ними», «постоянную нехватку времени»;
  • «чрезмерный и не всегда обоснованный контроль со стороны руководства» (у госчиновников и руководителей дочерних предприятий);
  • «ощущение несоответствия между затраченными усилиями и реальными результатами»;
  • «потерю смысла деятельности»;
  • «стресс несбывшихся надежд» и т. д.

Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний:

  • повышенная раздражительность;
  • бессонница, гипертония или вегетососудистая дистония;
  • нарушения функций желудочно-кишечного тракта (запоры, язва желудка, дисфункция поджелудочной железы);
  • головная боль, мышечные боли различной этиологии и т. д.

Презентация доступна по кнопке скачать после статьи

источник

Стресс оказывает негативное влияние на всю жизнь современного человека, затрагивая его психологическое и физическое здоровье. Последствия стресса включают нарушения в работе жизненно важных органов, снижают естественную защиты организма. Следует понимать механизм воздействия стресса и возможности избегания тлетворного влияния.

От стресса страдает весь организм человека, особенно последствия нервного потрясения сказываются на общем состоянии здоровья. Мало того, негативное влияние не заканчивается с окончанием воздействия стрессоров, а только начинается.

Симптоматика стресса весьма расплывчата, связать симптомы именно с воздействием длительного или сильного кратковременного напряжения часто не удается. С отдельными признаками человек обращается к узким специалистам, которые пытаются вылечить следствие без устранения причины полученных заболеваний.

Последствия сильного стресса могут выражаться в следующих признаках:

  • повышение давления, нарушения работы сердца;
  • головная боль, головокружения;
  • нарушение работы иммунной системы;
  • заболевания ЖКТ;
  • изменение состояния кожного покрова, волос, ногтей;
  • паническая атака.

Последствия стресса

Последствия стресса у женщин включают нарушения половой жизни, нежелание близости, боль при половом акте, зуд и жжение, симптомы молочницы. В отдельных случаях могут возникнуть проблемы с менструальным циклом. Все эти признаки указывают на травму, которую нанесла трагедия. Помочь может комплексное лечение, в основе которого лежит психотерапевтическая помощь.

Сильный стресс последствия может вызвать непредсказуемые. Удар наносится на физическом и эмоциональном уровне.

Со стороны нервной системы возникают нарушения следующего характера:

  • повышенная тревожность;
  • раздражительность;
  • неврозы;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • нетерпимость;
  • перевозбуждение;
  • ипохондрия;
  • упадок сил;
  • депрессия;
  • быстрая утомляемость;
  • бессонница;
  • нарушения памяти.

Человек испытывает необъяснимые, часто неконтролируемые приступы агрессии, перепады настроения, теряет интерес к привычным вещам, которые ранее его радовали.

Влияние на человека постоянного напряжения заключается в следующем.

  • Повышение уровня глюкозы в крови. Она необходима для получения организмом энергии. Но при постоянных стрессах уровень сахара повышается постоянно, напряжение приводит к нарушениям работы внутренних органов, в частности поджелудочной железы, она перестает справляться со своими функциями, что приводит к развитию сахарного диабета.
  • За выработку лейкоцитов отвечает вилочковая железа, которая также страдает от стресса. При снижении иммунитета этот орган неконтролируемо сокращается, что приводит к нарушению формирования лейкоцитов. Это ещё больше снижает защитные силы организма.
  • При выбросе адреналина капилляры расширяются, а при сильном нервном напряжении они лопаются. Это вызывает образование гематом, застоя крови. Поверхность кожи становится неестественно бледной с синюшным оттенком. Нарушается и кровоснабжение органов.
  • Непроизвольное напряжение мышц приводит к разрушению тканей на клеточном уровне. Регулярное чередование напряжения и расслабления негативно сказывается на работе внутренних органов. Глюкостероиды, накапливаемые в мышечных тканях, способствуют распаду белков и нуклеиновых кислот, что приводит к дистрофии.
  • От нарушения обмена веществ страдают клетки, в них накапливаются токсины, которые провоцируют интоксикацию организма. Вывод их естественным путём затруднён. Нарушается рост клеток, кожа истончается, легко повреждается, раны заживают долго. Страдают и кости из-за недостатка кальция, повышается их ломкость, развивается остеопороз.

На фоне постоянного эмоционального напряжения возникает благодатная почва для развития онкологических заболеваний. Стресс провоцирует проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта, вызывает язву желудка. Это главный фактор риска, возбуждающий заболевания сердца и сосудов, инфаркты, инсульты, гипертонию и стенокардию.

Сложность ситуации заключается в том, что современный человек ведёт малоактивный образ жизни. Биологически активные вещества длительное время сохраняются в организме в повышенной концентрации, что не даёт нервам и организму успокоиться из-за недостатка мышечной активности.

Разрушительные реакции вызываются не только длительным, но и кратковременным стрессом. Доказано, что единовременное сильное потрясение негативно сказывается в течение длительного периода после воздействия. При этом от стресса последствия бывают необратимыми, в некоторых случаях происходит разрушение клеток мозга.

С ситуацией сильного эмоционального напряжения следует научиться справляться самостоятельно. Главное правило – не «прятаться» от стресса, не делать вид, что ничего не происходит, а применять определённые практики, которые позволят справиться с ним. Эта способность поможет во многих сложных ситуациях сохранить здоровье и выйти победителем.

После стресса необходимо обязательно спустить напряжение, дать выход эмоциям, не держать всё в себе. Эффективно выбраться на природу и вынести всё, что скопилось внутри.

К примеру. Для этого следует собрать весь негатив и прокричать со всей силы. Бывает достаточно одной такой прогулки, чтобы достигнуть облегчения.

Отлично помогает снять напряжение дыхательная гимнастика антистрессовая. Эмоциональное состояние напрямую зависит от дыхания, вариантов практик много. Иногда достаточно несколько раз глубоко вдохнуть, задержать дыхание на несколько секунд и медленно выдохнуть. Это простое упражнение хорошо сочетать с расслаблением.

Читайте также:  Стресс и переутомление у студентов

Хороший и эффективный способ справиться с негативными последствиями стресса – физическая активность. При этом необязательно бежать в спортзал, достаточно совершить небольшую прогулку или заняться монотонной работой: вымыть полы, посуду, провести обработку цветов. Уход за домашними растениями превосходно успокаивает.

Отлично снимают нервное напряжение занятие любимым делом – вязание, вышивка, танцы, рисование, пение. Антистрессовая терапия невозможна без привлечения силы искусства. Переключение внимания на приятные вещи снижает влияние напряжения. Главное, не погружаться в себя, не оставаться с проблемой один на один.

Предупреждение последствий стресса невозможно без поддержки близких людей. Человеку необходимо поделиться бедой, выплеснуть беспокойство, рассказать о сложной ситуации. Поделившись проблемами, они уже не кажутся такими безнадёжными, человек ощущает облегчение.

Если самостоятельно не удаётся избежать негативных последствий стресса, следует обратиться к психологу. Но при лечении в любом случае необходимо следить за собой, выполнять несложные физические упражнения, поддерживать здоровое питание, отказаться от вредных привычек. Это всё в комплексе позволит пережить сложные времена без сильных отрицательных последствий для здоровья.

источник

Полноценное развитие личности требует некоего воздействия извне. Этим воздействием могут быть люди, события и … стрессы. Нас как раз и интересует этот последний фактор.

Стрессы могут быть: физические и психологические. Физические – возникают от ощущения голода, жары, жажды, холода, инфекции и пр. Психологические – являются следствием сильного нервного перенапряжения.

Влияние стресса на организм человека может быть как положительным, так негативным. К положительным переменам приводят стрессы не слишком сильные и продолжительные. Однако, если воздействие стресса интенсивное, резкое, затянутое по времени, то оно носит разрушительный характер. В попытках компенсировать нарастающую внутреннюю неудовлетворенность, человек начинает употреблять психоактивные вещества, алкоголь, наркотики, меняет сексуальные предпочтения, совершает необдуманные поступки, погружается в мир азартных игр. Такое поведение лишь усугубляет внутренний дискомфорт и добавляет проблем.

В том случае, если стресс оказывает негативное воздействие, то возможно изменение ряда показателей, среди которых физическое и психическое здоровье, круг общения, успешность в реализации профессиональных планов, отношения с противоположным полом.

Стресс и его последствия – прямо пропорциональные явления, чем сильнее и длительнее стресс, тем большее негативное влияние он оказывает и в первую очередь на здоровье.

Стресс нарушает привычный ритм жизни человека. Вследствие сильного нервного перенапряжения под «ударом» оказываются наиболее уязвимые системы организма: сердечнососудистая, желудочно-кишечный тракт, эндокринная система.

Возможно развитие таких заболеваний, как:

  • стенокардия
  • повышение сахара в крови
  • гипертония
  • инфаркт
  • повышение уровня жирных кислот
  • гастрит
  • бессонница
  • язва желудка
  • неврозы
  • хронический колит
  • желчекаменная болезнь
  • депрессия
  • снижение иммунитета, как результат частые простуды и пр.

Влияние стресса на организм человека может проявиться не сразу, а иметь отсроченное во времени развитие серьезного, а иногда опасного для жизни, заболевания. Не зря медики предупреждают нас, что «все болезни от нервов».

Гормоны, вырабатываемые организмом во время стрессового напряжения, необходимы для обеспечения нормального функционирования организма, но объем этих гормонов не должен быть высоким. Высокое количество таких гормонов способствует развитию различных заболеваний, в том числе и онкологических. Их негативное воздействие усугубляется тем фактором, что современные люди ведут малоподвижный образ жизни и редко пускают в ход мышечную энергию. По этой причине активные вещества долго «блуждают» по организму в повышенных концентрациях, тем самым держат организм в состоянии напряжения и не позволяют нервной системе успокоиться.

Так, высокая концентрация глюкокортикоидов вызывает распад белков и нуклеиновых кислот, что в итоге способствует дистрофии мышц.

В костной ткани гормоны приводят к подавлению поглощения кальция, при этом происходит уменьшение массы костей. Повышается риск развития остеопороза, довольно распространенного среди женщин заболевания. В коже – затормаживают обновление фибробластов, тем самым вызывая истончение кожных покровов, способствуя плохому заживлению при повреждениях.

Последствия стресса могут проявляться в дегенерации клеток головного мозга, задержке роста, снижении секреции инсулина и пр.

В связи с таким обширным списком в медицине возникло новое направление – психосоматическая медицина. Она занимается всевозможными формами стрессов, выполняющих роль основных или сопутствующих патогенетических факторов, провоцирующих развитие заболеваний.

Сам стресс не оказывает никакого влияние на круг общения. Однако последствия стресса, выражающиеся в психо-эмоциональных перестройках, могут стать одним из основных факторов, нарушающих взаимодействие с представителями социума. Прежде всего, эти нарушения связаны с нежеланием поддерживать прежние отношения, что ведет к сужению круга общения.

Кроме того распространенным явлением в данной ситуации является конфликтность, резкий негативизм и вспышки гнева, что, естественно, отражается на взаимодействии с партнерами по общению.

В результате, личность, пережившая стрессовое расстройство, под влиянием приобретенных особенностей теряет привычный круг общения, что способствует усилению постстресовых реакций.

Стресс и его последствия негативным образом отражаются на внутрисемейных взаимоотношениях. Независимо от того, кто из супругов пережил воздействие стресса, в семье появляются определенные трудности. Связаны они с нарушениями:

  • в общении (вспыльчивость, конфликтность, мнительность не укрепляют общение супругов)
  • в интимной сфере (отказ от выполнения супружеского долга)
  • в профессиональной деятельности (потеря работы, ухудшения материального благосостояния семьи).

Мы уже неоднократно говорили о том, что сила личности заключается не в способности «прятаться» от стресса, а в умении контролировать свое состояние. Именно эта способность и защитит впоследствии от негативного воздействия стрессовых ситуаций. Существует масса приемов для восстановления нормального психоэмоционального состояния.

  1. Прежде всего, после перенесенного нервного перенапряжения следует «выпустить пар». Эффективным средством является упражнение, заключающиеся в обычном сильном крике. Для его выполнения необходимо одно условие – обеспечение уединенности, дабы не перепугать окружающих. Можно выехать на природу и там на ее лоне, выплеснуть все то, что скопилось. Для этого необходимо сконцентрироваться на негативных эмоциях и что есть силы прокричать. Кричать можно любой звук или слово. Достаточно трех подходов.
  2. Хорошо восстанавливает внутренний баланс дыхательная гимнастика. Связь дыхания и состояния человека давно установлена. Например, в момент сильного испуга перехватывает дыхание. Восстановив нормальный ритм дыхания, возможно, восстановить и эмоциональное состояние. Существует масса всевозможных вариантов гимнастики. Чтобы успокоиться, необходимо медленно вдыхать через нос, слегка задержав дыхание на пару секунд, также медленно выдохнуть, но уже рез рот. Это упражнение хорошо комбинируется с упражнениями по расслаблению частей тела или мышц лица.
  3. Помогает справиться с последствиями стресса физическая активность. Это могут быть спортивные занятия (командные игры или индивидуальные упражнения) или же обычная бытовая работа, позволяющая активно двигаться (мытье полов, прополка огорода). Кроме того, что в результате работы мышц организм избавиться от ненужных продуктов стресса, образовавших в его тканях, эти занятия позволят отвлечься от неприятных мыслей.
  4. Огромное значение в преодолении результатов стресса имеет поддержка близких. Возможность высказаться, выплеснуть наружу накопившиеся мысли и при этом получить одобрение позволят «залечить» душевные травмы.
  5. Избавит организм от гормонов стресса хорошая русская баня.
  6. Помогает справиться сила искусства. Пение, музыка, танцы воздействуют на эмоции, снимают напряжение, позволяют выразить переживания. Вдобавок пение и танцы способствуют нормализации дыхании (о его значении мы писали выше) и повышают физическую активность, роль которой неоценима в антистрессовой терапии.

Таким образом, справиться со стрессами и их последствиями без вреда для здоровья и потери социальных связей, возможно. Важно, хотеть этого и знать некоторые секреты, с которыми мы с вами делимся. Победив однажды этого «монстра», вы сможете идти по жизни с чувством победителя и хозяина своей жизни.

источник

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Чувашский педагогический университет им. И.Я.Яковлева

1.3 Причины возникновения стресса

1.4 Методы борьбы со стрессом

2. Стресс в управленческом труде

2.2 Причины возникновения стресса на работе

2.3 Методы борьбы со стрессом на работе

3. Исследование последствий стресса у сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А. Г. Николаева»

3.1 Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева

3.4 Вывод исследования и некоторые рекомендации по борьбе со стрессом

Список использованной литературы

стресс дистресс управленческий работа

Целью данного курсового проекта является изучение стресса и его последствия в организации.

В соответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:

1.Узнать, что же представляет собой термин «стресс».

2.Выявить причины и последствия стресса у сотрудников организации.

3.Проанализировать проблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

4.Сделать вывод о проделанной работе.

Объектом исследования являются сотрудники МОУ «Шоршелской СОШ им. А. Г. Николаева».

Актуальность курсового проекта.

Стресс – это «тихий убийца», он проник повсюду и его воздействия на организм губительны, особенно в последние годы. Стресс с большей силой затронул все население страны, этому поспособствовал финансовый кризис. Следовательно, кому как не трудоспособным людям приходится каждодневно испытывать стресс.

Ведь стрессы, возникают из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и еще одной из самых главных причин, является загруженность на работе. Сегодня к выше перечисленным причинам можно прибавить, извещение об увольнении, сокращении, понижении и даже мрачные мысли об этом.

Целью данного курсового проекта является изучение стресса и его последствия в организации.

В соответствии с данной целью будут выделены следующие задачи:

Узнать, что же представляет собой термин «стресс».

Выявить причины и последствия стресса у сотрудников организации.

Проанализировать проблему стресса, его последствия и пути решения этой проблемы на примере конкретного образовательного учреждения.

Сделать вывод о проделанной работе.

Актуальность темы исследования заключается в том, что именно в последние годы стресс с большей силой затронул все население страны, этому поспособствовал финансовый кризис. А это говорит о том, что кому как не трудоспособным людям приходится каждодневно испытывать стресс.

Ведь стрессы, возникают из-за множества причин: семейных, финансовых проблем и еще одной из самых главных причин, является загруженность на работе. Сегодня, извещение об увольнении, сокращении, понижении и даже мрачные мысли, об этом приводят к стрессу.

Многие люди даже не задумываются о том, что они находятся в постоянном состоянии стресса. Это то психическое состояние организма, когда чрезмерное перенапряжение организма препятствует полноценному восстановлению сил, а иногда приводит к истощению. В народе бытует выражение «Все болезни от нервов». И не напрасно! Ведь, когда мы работаем человек работает, мы он не спрашиваем спрашивает у нашего своего организма: «Не устал ли ты?» Этому способствует то, что Мы не жалеем себя сегодня люди хотят прожить свой жизненный путь достойно и в достатке, а потому что хотим жить достойно в этом жестоком мире! и не жалеют себя.

Раньше к профессиям, наиболее часто вызывающие стресс, относили те, на которых людям приходилось постоянно находиться в напряженном состоянии. А также наиболее стрессовой работой считалась работа сотрудников экстренных служб. Сейчас же этот список расширился, к наиболее стрессовым профессиям относят работу преподавателей, менеджеров, сотрудников области услуг, т.е. в тех отраслях, где приходится контактировать с другими людьми. Им приходится сталкиваться с, неуравновешенными, недоброжелательными, некоммуникабельными людьми, что, естественно, постепенно приводит в стрессовое состояние.

Эти обстоятельства заставляют менеджмент глубоко анализировать причины и последствия стресса у работников и разрабатывать мероприятия по уменьшению его воздействия.

Пятьдесят лет назад мало кто знал, что значит слово стресс. Использовали его разве что физики — для обозначения «внешней силы, приложенной к объекту и вызывающий его деформацию». У них позаимствовал этот термин канадский физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внутренних и внешних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «Стресс в нашей жизнь» и, согласно теории Селье, обозначало психическое напряжение, возникающие у человека под давлением трудных условий — как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Гансу Селье пришлось почти пять лет доказывать скептически настроенным коллегам по всему миру уместность употребления этого технического слова в медицине. И когда его, наконец, внесли во все словари, оказалось, что человечество только и ждало названия для своих душевных и телесных расстройств .

Стресс (от англ. «stress» — напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса »

В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (Эустресс) и отрицательную (Дистресс) формы стресса.

Эустресс имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Он оказывает на человека положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.

Дистресс – это патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, на его психическую деятельность и на поведение человека. Это тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

2. Упадок сил; нежелание что-либо делать.

3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем;

4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск;

5. Рассеянность, ухудшение памяти;

6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию;

7. Переменчивое настроение, усталость, вялость.

В психологической литературе также активно обсуждаются понятия стрессодоступности и стрессоустойчивости, так как именно они во многом определяют, возникнет ли у человека Дистресс в ответ на определенное событие.

Стрессоустойчивость характерна для физически здоровых, эмоционально стабильных личностей с активной жизненной позицией, с низкой тревожностью и адекватной самооценкой.

Стрессодоступность в основном характерна для пассивных, зависимых, высокотревожных или склонных к депрессивным и ипохондрическим реакциям личностей.

Стрессодоступность повышается при недостатке сна, физической или психической истощенности, после перенесенной болезни и т.д. Несомненно, играют роль сила и длительность самого стрессорного воздействия.

Разработав теорию стресса, Селье выделил в нем четыре фазы (стадии).

Первая фаза — стадия тревоги:

Тревога — реакция организма на повреждающие агенты. Она может быть выражена повышенной раздражительностью, постоянной усталостью, головными болями, потерей аппетита. Фаза тревоги — это мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на первой фазе стресса он справляется с нагрузкой еще с помощью функциональной мобилизации без структурных перестроек. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически реакция тревоги проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышение выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и т.д. Вслед за первой наступает вторая фаза – привыкание:

Привыкание — длительное действие вредных агентов, при котором происходит перестройка организма, его приспособление к измененным условиям. Ярким примером могут служить особенности в состоянии здоровья, такие как «анемия спортсменов», «спортивная тахикардия».

Вслед за второй наступает третья фаза-истощение:

Истощение — при продолжающемся воздействии вредных факторов организм утратил все резервы для поддержания существования.

Последняя фаза- болезнь. Болезнь — развитие хронических заболеваний. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий — тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.

Читайте также:  Ацетон в моче при стрессе

1.3 Причины возникновения стресса

Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.

Итак, выделим источники стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком);

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение со стороны на ссоры в семье).

Мы видим, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные — потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Автор теории стресса Ганс Селье определяет его как совокупность стереотипных запрограммированных реакций, первично подготавливающих организм к физической активности (к сопротивлению, борьбе, бегству). Это, в свою очередь, обеспечивает условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние тех или иных факторов (стрессоров) превосходит приспособительные возможности человека. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определённые гормоны, вследствие чего изменяется режим работы многих органов и систем организма (изменяются его защитные свойства, учащается ритм сокращений сердца, повышается свертываемость крови). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, приспособиться к ней — в этом и состоит основное биологическое значение стресса.

Различают физиологические и биологические стрессоры. К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим — необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта. Речь идёт не только о ситуациях, которые мы расцениваем как негативные.

Индивидуальная выраженность стресса определяется в значительной мере осознанием человеком ответственности за себя, за окружающих, его установкой на собственную роль в создавшейся ситуации. На фоне стресса возникает перераспределение резервов организма. Решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Нередко в тяжелой стрессовой ситуации человек ведет себя сдержанно, полностью контролирует свое психическое состояние, принимает точные и соответственные решения, однако при этом его адаптационный резерв снижается и вместе с тем повышается риск подвергнуться различным заболеваниям.

Установлена прямая зависимость силы эмоционального напряжения и частоты пульса (как следствия изменения степени ответственности человека). Так, учащение пульса у финансовых контролеров находится в прямой зависимости от степени их ответственности при счете банкнот малого или большого достоинства. При посадке самолета в неблагоприятных условиях частота пульса нарастает у того пилота, которые принимает решение о посадке, хотя степень опасности и осознание этой опасности одинаковы для всех членов экипажа.

1.4 Методы защиты от стресса

Стрессом можно и нужно управлять, но что делаем делает мычеловек? Испытав стресс, большинство людей бегут к холодильнику, мы начинаем, есть, хотя совершенно не голодны, поддаваясь инстинкту, который мы они сохранили с младенческих лет, когда символом спокойствия для нас них была материнская грудь.

«Забивая» стресс едой, алкоголем или табаком, мы человек довольны доволен временной передышкой, которую они дают, и не думают думает о том, чем чреваты для здоровья эти излишества. Отправляясь в спортзал после рабочего дня, мы люди испытываем испытывают на прочность свой организм и не даем дают ему возможности пополнить свои ресурсы.

Мы Люди боремся борются с последствиями, вместо того чтобы устранить причину стресса. Заполняя ежедневник делами, мы планируем не свои дела, а свой стресс. Мы не соблюдаем простейших правил его укрощения, а потом страдаем от его последствий.

Чтобы уберечь нервную систему от разрушительного действия стресса на организм, необходим: достаточный сон, рациональная организация труда, общеукрепляющие процедуры, в том числе закаливание и занятия физкультурой. Чаще говорите о своих проблемах с близкими людьми. Многие эксперты считают, что общение с семьей и друзьями, поддержка с их стороны благотворно влияет на нервную систему. Поэтому, необходимо постараться быть выдержанным и корректным как на работе, так и в семье.

Не изменяйте привычный ритм жизни. Очень часто люди, находящиеся в состоянии стресса, бывают не в состоянии выполнять свои ежедневные обязанности. Очень важно, чтобы человек не бросал привычных дел, монотонность и обыденность которых могут благотворно повлиять на настроение.

Начните день с физических упражнений. Эксперты считают, что физическая нагрузка значительно улучшает настроение. Если вы не владеете йогой, вам стоило бы этим заняться. Йога прекрасно концентрирует мысли и расслабляет тело.

Откажитесь от кофе или алкоголя или значительно уменьшите их употребление. Кофе, алкоголь и стресс несовместимы, так как эта «гремучая» смесь может породить бессонницу и сильное эмоциональное напряжение.

Старайтесь больше отдыхать. Если у вас бессонница, просто полежите в темной комнате с закрытыми глазами, подумайте о чем-нибудь приятном.

Следите за питанием. Пища должна быть свежей, богатой витаминами.

Не пропускайте приемы пищи.

Чаще бывайте в общественных местах. Обед в ресторане или кафе, дансинг, посещение кинотеатра — все это может существенно помочь.

Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) — у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Вот перечень некоторых советов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) « по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью — все равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

2.Стресс в управленческом труде

Мы счастливы, когда мы не болеем, у нас все хорошо в семье и на работе. И не имеет значения, работает ли человек в министерстве или дома воспитывает детей, если ему не нравится, то, что он делает, и работа не приносит удовольствия, то счастье будет неполным.

Конечно работа – это стресс. Особенно, когда работаешь над серьёзным проектом, и вдруг выключается компьютер, когда остаешься после рабочего дня, доделать работу за коллег, которые ушли в отпуск, когда сотрудники и начальник не дают спокойно жить и прочее.

Хотя не весь стресс – это плохо. Положительный стресс улучшает производительность труда. Установленные сроки сдачи проекта стимулируют и организовывают. Адреналин, выделяющийся перед устным докладом, позволяет выступить более эмоционально, и доклад звучит живее. Положительный стресс обеспечивает чувство удовлетворенности, делая работу увлекательной.

К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы:

Фактор информационной нагрузки. На работе, нам приходится иметь дело с большим количеством информации, это огромная нагрузка для нашего организма, она выступает, как негативный фактор, приводящий к напряженности и к стрессу.

Фактор информационной неопределенности. На работе очень много информации, которую нам необходимо переработать, но ее может и не хватать. И тогда рабочему, необходимо искать недостающий материал. Следовательно, это также напряженность, которая приводит к стрессовым ситуациям.

Фактор ответственности. На работе, приходится отвечать за проделанную нами работу, за ее результат.

Фактор дефицита времени. Хроническая нехватка времени — это знакомо всем типам работ. Это также приводит к напряжению, а затем уже и к стрессу.

Фактор межличностных конфликтов. У всех на работе бывают межличностные конфликты, это очень сильный источник появления стресса.

Фактор внутриличностных (ролевых) конфликтов.

Система внешнесредовых факторов. Внешняя среда организации является источником многочисленных стрессоров.

Обратите внимание на продолжительность стресса. Слишком длительный стресс приводит к повышенной утомляемости, депрессии и снижает продуктивность. Стресс короткого действия, к примеру, такой как интервью, собеседование, доклад или переговоры, улучшает презентативность.

Таким образом, нужно найти тот комфортный индивидуальный уровень стресса, а не исключить стресс вовсе. Если стресса не будет вообще, потеряется интерес к труду, снизится концентрация и исчезнет мотивация. Когда стресс очень сильный, о результате говорить не приходится. И так оптимальный уровень стресса индивидуален для каждого.

Ухудшение здоровья ведет к большему количеству листков нетрудоспособности, поэтому организация условий труда с минимизированием последствий стресса на работе это задача работодателя. А каждый из сотрудников, в свою очередь, оценивая свои возможности, определяет, подходит ему такая работа или нет. Благоприятные условия для работы и хороших результатов это обязательно: признание заслуг каждого сотрудника в отдельности, возможность для карьерного роста, поощрение инициативы и достойное материальное вознаграждение сотрудника.

У большинства кампаний в США есть программы по стресс-менеджменту, разработанные специально для их сотрудников. Улучшение условий труда вместе с индивидуальными программами по стресс-менеджменту являются основой для предупреждения последствий стрессовых перегрузок на работе.

Бизнес в России — прочно связанная со стрессом сфера деятельности. Эффективность труда человека зависит от уровня его психического напряжения. Чем выше у него мотивация к работе, тем выше его нервное напряжение, а, следовательно, и стресс.

Большинство работодателей требуют от своих подчиненных максимальной вовлеченности в производственный процесс, так как от производительности труда во многом зависит прибыль предприятия. Однако психологическое перенапряжение вызывает нарушения психической деятельности человека и последующий упадок сил.

Стресс, воздействуя на сотрудников, влечет дополнительные затраты и упущенную выгоду компаний. Это выражается в:

— снижении производительности и качества труда;

— некорректных управленческих решениях;

— болезнях сотрудников и производственных травмах;

— расходах на замену сотрудников;

— ухудшении имиджа компании.

Современный бизнес ведется в условиях постоянного стресса — работникам компаний необходимо постоянно учитывать уровень развития конкурентов, тщательно продумывать собственные шаги по развитию компании. Отрицательное воздействие данных факторов на психику — предмет психологических исследований, который становится популярнее с каждым годом.

Например, всемирно известный концерн General Motors имеет собственную программу, согласно которой работники компании имеют неограниченный доступ к телефонным консультациям и бесплатным тренингам. General Motors также обучает менеджеров оказывать первичную психологическую помощь при наличии личных проблем у его подчиненного

Таким образом, стресс на работе зависит как из-за личных характеристик сотрудника, так и предоставленных условий труда.

2.2 Причины возникновения стресса на работе

Наиболее существенными глобальными факторами возникновения стресса являются:

— развитие научно-технического прогресса;

— рост плотности населения в мегаполисах, который ведет к изменению размеров транспортных потоков, росту необходимых контактов и усиливающемуся шуму.

Реструктуризация компаний и сокращения штатов приводят к тому, что меньшее количество людей выполняет больший объем работ. Необходимость выдерживать конкуренцию, отвечать предъявляемым требованиям, а иногда и опасение постоянного контроля приводят к эмоциональному перенапряжению сотрудников. Это усиливают неблагоприятная обстановка в офисе, конфликты в коллективе и нестабильность.

Во многом стресс зависит и от рода занятий человека. Стрессам больше всего подвержены люди, чья работа связана с:

— высокой степенью ответственности (топ-менеджеры);

— постоянным общением с людьми (сотрудники отделов продаж);

— проявлением заботы о людях (медицинский персонал);

— монотонностью (массовое обслуживание, производство, конвейер);

2.3 Методы борьбы в управленческой сфере

При борьбе со стрессом в организации сложнее всего не создавать у сотрудников ощущение навязчивости. Неплохим решением является приобретение корпоративного абонемента для занятия спортом. Помимо снятия стресса это дает возможность сотрудникам сблизиться. Однако не каждый человек после тяжелого рабочего дня согласится на физические нагрузки. Полезными являются и другие формы корпоративных мероприятий, направленных на сплочение коллектива. Не всякий человек может грамотно оценить свое эмоциональное состояние и принять соответствующие меры. Поэтому антистрессовое воздействие должно быть основано на профессиональном опыте и знаниях. Такими качествами обладает квалифицированный психолог.

Читайте также:  У ребенка стресс от положительных эмоций

В последнее время распространено проведение корпоративных психологических тренингов, нацеленных на снижение воздействия стресса и укрепление связей в коллективе. У такого способа существует ряд недостатков: недоступность услуг психолога в момент необходимости, относительно высокая стоимость, субъективность. Существенный барьер для использования услуг психолога — преобладание в обществе устойчивого стереотипа против профессиональной помощи в данной области. Большинство людей болезненно отнесется к предложению работодателя посетить психолога.

Применение медикаментов обладает рядом схожих недостатков, самым страшным из которых является то, что некоторые могут наносить вред здоровью.

Еще один метод — использование технических средств. Современная техника может анализировать и корректировать эмоциональное состояние человека благодаря наличию биологической обратной связи. Применение техники не связано с такими субъективными факторами, как настроение специалиста или его компетенция. В отличие от психолога, приборы доступны именно в тот момент, когда это необходимо. Их применение часто не вызывает у человека чувства, что он болен и его лечат. Стоит отметить высокую скорость проведения сеанса (15–20 минут).

Метод снятия стресса, приемлемый для использования в компаниях, должен отвечать следующим требованиям:

— преследовать профилактические цели;

— создавать комфортную среду, избегая атмосферы медицинского кабинета;

— адаптироваться под конкретные нужды;

— интегрироваться в корпоративные системы;

— использовать несколько методов восстановления работоспособности;

— быть рассчитанным на самостоятельное использование.

Оптимальным решением для компании в борьбе со стрессом будет сочетание применения технических средств для оперативного решения возникших проблем и различных форм корпоративного отдыха и спорта.

Современные приборы способны считывать физиологические параметры, которые характеризуют состояние нервной системы, и подбирать индивидуальные программы для эмоциональной разгрузки и повышения стрессоустойчивости.

Эффект достигается за счет аппаратурного воздействия на органы чувств. Приятная музыка и природные пейзажи положительно воздействуют на зрение и слух, приятные запахи, вырабатываемые аромогенератором, — на обоняние, а температурное воздействие направлено на осязание человека. Чем большее количество органов чувств охвачено, тем эффективнее действие прибора.

Существует три основные разновидности техники для эмоциональной разгрузки

— Приборы, использующие компьютер, часто недостаточно эффективны из-за того, что воздействие оказывается прямо на рабочем месте, тогда как основная составляющая эмоциональной разгрузки — смена обстановки.

— Приборы, обособленные от компьютера, часто сложны в использовании и причиняют дискомфорт из-за необходимости присоединять датчики на голое тело, оказывают воздействие только на два-три органа чувств и не сочетают различные виды стимуляции.

— Специальные комнаты для психологической релаксации позволяют создать благоприятную, расслабляющую обстановку и дают возможность оказывать комплексное воздействие на нервную систему.

Сегодня появились комнаты, использующие современные технологии регистрации физиологических параметров организма бесконтактными методами. Интеграция используемых в них технических средств в единый аппаратно-программный комплекс позволяет упростить процесс их эксплуатации и дает возможность самостоятельного использования.

Сочетая в себе все достоинства, эти комнаты лишены недостатков. Оборудование такой комнаты требует определенных вложений, однако в перерасчете на одного сотрудника ее стоимость получается ниже услуг психолога и окупается в короткое время за счет снижения потерь, обусловленных стрессом.

Мы не можем жить как запрограммированные машины. Бывают моменты, когда не нервничать просто невозможно. В такие минуты стоит остановиться и не драматизировать события, чтобы сохранить нервы в порядке.

Если вы запутались и никак не можете найти решение давно мучающей вас проблемы, то сядьте перед зеркалом и начните проговаривать ситуацию вслух. Сначала вам подобное занятие покажется странным, но потом привыкните и, скорее всего, «договоритесь» до верного решения.

Психологи советуют разговаривать с животными, или хоть со стенами, лишь бы шел диалог или монолог. Подобные разговоры положительно влияют на эмоции людей. Если во время диалога задавать вопросы и искать ответ, то разговор будет вдвойне продуктивен

Если вы на кого-то сильно разозлились, то возьмите листок бумаги и напишите на нем все, что вы думаете об этом человеке, не стесняясь в выражениях. Затем листок сомните и зашвырните куда-нибудь, или сожгите. Сразу почувствуете прилив энергии, а заодно поймете, что тот тип и подметки вашей не стоит.

Если вам просто нужно разрядиться, то примите теплый душ, поплачьте под струей воды, спойте любимую песню, покричите, что захочется. Потом выпейте настойку валерианы или пустырника, и вам станет совсем хорошо.

Очень важно ко всем и ко всему относится более дружелюбно и добрее. Это целая теория (которая может подтверждаться на практике), что чем больше положительных эмоций мы излучаем, тем больше положительного в нашей жизни.

3. Исследование последствий стресса у сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А. Г. Николаева»

3.1 Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева

Практическая часть курсового проекта «Стресс и его последствия» была изучена на преподавателях и сотрудниках МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева».

Расположение данной школы во многом способствует тому, что персоналу постоянно приходится пребывать в состоянии стресса. А именно являясь, ресурсным центром Мариинско-Посадского района, где ведется профильное обучение по трем направлениям — естественнонаучному, физико-математическому и социально-гуманитарному. В школе постоянно проходят совещания, семинары, мастер классы как республиканского, так и всероссийского уровня, часто приходится принимать зарубежных гостей т.к. с. Шоршелы — это родина космонавта А.Г. Николаева.

Кроме того, Шоршелская средняя общеобразовательная школа – «Школа года – 98» (РФ), лауреат республиканского конкурса «Школа года» (3 место в номинации «Школа – хранительница села»), дипломант Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» (октябрь 2006 г.).

В 2007 г. выиграла Грант Президента России (в размере 1 млн. руб.).

Педагогических работников 25 из них:

— 3 учителя получили грант Президента России;

— каждый пятый учитель работает по авторской программе;

— 82 % учителей имеют высшую и первую квалификационные

— 1 компьютер приходится на 6 учеников;

— в рамках ПНПО получено оборудование и мебель для учебных кабинетов и столовой, интерактивный комплект;

— произведен ремонт на 2,5 млн. рублей.

Педагог – прежде всего личность, способная не только передавать определенную сумму знаний и умений, но и управлять процессом обучения и воспитания. Эффективность педагогической деятельности и качество обучения зависят как от профессиональной подготовки преподавателя, так и от его личного благополучия и сохранности психического здоровья. Со стороны социума к педагогам в большей степени, чем представителей других профессий, предъявляются повышенные требования к качеству деятельности в условиях заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, «оттоку кадров», количественному и качественному снижению уровня жизни преподавателей.

Цель исследования – выявить, последствия стресса у преподавателей сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева».

1.выявить источники и уровни стресса у преподавателей МОУ «Шоршелская СОШ», в составе которых 25 человек.

2.определить последствия стресса в зависимости от результатов выше указанного исследования.

Являясь выпускницей МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева», было не сложно провести опрос в преподавательском составе школы.

Первым этапом исследования являлось изучение уровня стресса у преподавательского состава, было выявлено, у какого количества высокий, средний и низкий уровень стресса. Данное исследование показало, что из 25 работников школы у 45% — средний уровень стресса, у 31%- высокий уровень стресса и у 24%- низкий уровень стресса .

Второе, был проведен опрос о том, какие последствия стресса возникают у преподавателей высокого, среднего и низкого уровня стресса. В ходе анализа данного опроса было выявлено, что самым популярным ответом, среди преподавателей среднего уровня стресса, на вопрос «Как на вас влияет стресс?» были следующие утверждения:

1.«К концу рабочего дня я сильно устаю, и на домашние хлопоты совсем нет сил и времени!»

2.«Я, как и ученики, жду каникул!»

Преподаватели, обладающие высоким уровнем стресса, выбрали следующие утверждения:

1.«Я могу сорваться на учениках!»

2.«Придя, домой, я несколько часов отдыхаю!»

Преподаватели, у которых низкий уровень стресса, выбрали утверждение:

1. « Я, как и ученики, жду каникул!»

В соответствии с полученными данными, вызывает интерес и метод борьбы со стрессом, у определенной группы людей, т.к. преподавательский состав в основном состоит из женщин, было выявлено, что справится со стрессом, помогают такие методы, как «поболтать с подружкой, коллегами». Некоторые, для борьбы со стрессом заводят домашних питомцев и заботятся о них, но есть и те, кто не прочь «пропустить и пару рюмок» для снятия стресса.

3.4 Вывод исследования и некоторые рекомендации по борьбе со стрессом

Проведенное исследование актуально, а поэтому и интересно. Опираясь на данные практической работы, можно подчеркнуть, что на вопрос, «приходится ли вам испытывать стресс на своей работе?» все 25 человек ответили положительно, но при этом у всех разные уровни стресса, но последствия схожи. На многих преподавателей стресс оказывает большое влияние, не только физически, но и морально. А этому способствуют такие факторы, как напряжение, страх за огромную ответственность, боязнь начальника. Все это, постепенно, вызывает стресс, а само его присутствие мешает рабочему процессу. При высоком уровне стресса, преподаватель проводит свои занятия не охотно и не раскрывается в полной мере. При среднем уровне стресса, преподаватель старается не брать на себя много ответственности (кружки, научные работы). Низкий уровень стресса, как правило, к нему относится, преподаватели, для которых работа это жизнь, кроме работы у них ничего нет, они являются метрами в своем деле.

Дорогие преподаватели, Профессия преподавателя, которой вы занимаетесь, имеет большое значение для каждого человека, без знаний, которые вы нам даете дают нам не стать образованным и не найти места в жизни человеком. .

Во-первых, берегите себя нужно, следите следить за своим здоровьем, при конфликтах ищите искать компромиссы, одним словом кто, если не вы позаботится о вашем здоровье!

Во-вторых, ранее в моей работе было сказано, как бороться со стрессами, так вот больше занимайтесь спортом, бывайте чаще на воздухе спортом, не забывайте об общении с природой, она дарит необходимую тишину и покой, занимайтесь делами, которые приносят радость. Т.е. делаете все, что полезно для души и для здоровья.

При ритме современной жизни без стресса никуда. Нас окружает огромное количество неблагоприятных факторов. Подавленность, плохое самочувствие – вот главные признаки стресса. У человека, активно работающего в управленческой сфере, количество таких неблагоприятных факторов увеличивается вдвое – ведь на нем лежит груз ответственности. За коллег, которые находятся у него в подчинении, за проект, который необходимо было выполнить в срок. Работа преподавателя занимает очень много времени, душевных сил, постоянно держит работника в напряжении. Именно поэтому, преподаватели так подвержены стрессу. Необходимо следить своим состоянием и во время оказывать помощь.

Руководитель, на мой взгляд, тоже обязан следить за стрессовой ситуацией, помогать работникам, избежать ее. Для этого существуют методы. Они помогут сплотить коллектив, чтобы избежать конфликтов, которые за собой поведут стрессы коллег. Методы будут помогать работникам, разобраться в своей ситуации, наладить внутреннее благополучие, убрать стресс, помешать ему и дальше расстраивать нервную и физиологическую деятельность.

Преподавателям важно следить за своим внутренним состояниям. Потому что, как было упомянуто в моей работе, стресс может привести к очень серьезным заболеваниям организма. При такой ответственной и напряженной работе, знать о последствиях стресса и как с ними бороться, очень важно.

Также важна корпоративная культура школы, которая диктует соответствующее поведение и мотивацию индивидов даже при наличии неопределенности и конфликта. Культуру школы формирует, и поддерживают ее сотрудники. Если они подвержены стрессу, сверхчувствительности, депрессии и враждебным настроениям, то это найдет отражение в культуре.

Общий вывод таков: более здоровые работники – это более счастливые люди, не знающие что такое стресс. Они выходят на работу регулярно и работают лучше.

Список использованной литературы

1.Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: 2000.-584 с.

2.Гринбер Дж. Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002-400 с.

3.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ТОО «Остожье», 2004.-336 с.

4.Котова И. Б. , Канаркевич О.С. , Петриевский В. Н. Психология. Ростов н/Д: Феникс, 2003.-480 с.

5.Общая психология: Курс лекций для первой ступени пед. образования. Е.И. Рогов. – М.: 2003.-448 с.

6.Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига, 2007.-123 с.

7.Тюрин А. М. Как избежать стрессов на предприятии. Учебник для вузов — СПб.: Питер , 2005.-464 с.

8.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.

9.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. / Под ред.Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко.- СПб.: Речь, 2002.- 694 с.

10.Стресс в работе секретаря / И.К Безменова // Справочник секретаря и офис-менеджера.-2003.- N2.- С.74-80.

11.Стресс: тихий убийца // ГЕО. -2003.- N5.- С.167-179.

12.Стресс на рабочем месте // Управление персоналом.-2003.- N9. — С.74 — 75.

13.Метаморфозы стресса // Знание-сила.-2004.- N 4. — С. 34-38.

14.Пожиратель нервов, или Стресс по жизни / Н. Самоукина // Карьера.- 2003. — N 12. — С. 40-45.

15.Копонев, С. Душевное лекарство // Природа и человек (Свет).-2003.- N8.- C.38-39.

16.Китаев – Смык А. Стресс и психологическая экология // Природа. –

17.Социальные катаклизмы и психическое здоровье//Наука и жизнь.-2008.-N1.-С.36-40.

Шкала психологического стресса

1.Я напряжен и взволнован (взвинчен):1,2,3,4,5,6,7,8.

2 .У меня ком в горле, и (или) я ощущаю сухость во рту:1,2,3,4,5,6,7,8.

3.Я перегружен работой. Мне совсем не хватает времени:1,2,3,4,5,6,7,8.

4 .Я проглатываю пищу или забываю поесть:1,2,3,4,5,6,7,8.

5 .Я обдумываю свои идеи снова и снова; я меняю свои планы; мои мысли постоянно повторяются:1,2,3,4,5,6,7,8.

6 .Я чувствую себя одиноким, изолированным и непонятым:1,2,3,4,5,6,7,8.

7.Я страдаю от физического недомогания: болит голова, напряжены мышцы шеи, боли в спине, спазмы в желудке:1,2,3,4,5,6,7,8.

8 .Я поглощен мыслями, измучен или обеспокоен:1,2,3,4,5,6,7,8.

9 .Меня внезапно бросает то в жар, то в холод:1,2,3,4,5,6,7,8.

10 .Я забываю о встречах или делах, которые должен сделать или решить:1,2,3,4,5,6,7,8.

11 .Я легко могу заплакать:1,2,3,4,5,6,7,8.

12 .Я чувствую себя уставшим:1,2,3,4,5,6,7,8.

13 .Я крепко стискиваю зубы:1,2,3,4,5,6,7,8.

15.Мне тяжело дышать, и (или) у меня внезапно перехватывает дыхание:1,2,3,4,5,6,7,8.

16 .Я имею проблемы с пищеварением, кишечником:1,2,3,4,5,6,7,8.

17.Я взволнован, беспокоен, смущен:1,2,3,4,5,6,7,8.

18 .Я легко пугаюсь; шум или шорох заставляют меня вздрагивать:1,2,3,4,5,6,7,8.

19.Мне необходимо более чем полчаса, чтобы уснуть:1,2,3,4,5,6,7,8.

20 .Я сбит с толку; мои мысли спутаны; мне не хватает сосредоточенности, я не могу сконцентрировать внимание:1,2,3,4,5,6,7,8.

21.У меня усталый вид; мешки или круги под глазами:1,2,3,4,5,6,7,8.

22 .Я чувствую тяжесть на своих плечах:1,2,3,4,5,6,7,8.

23.Я встревожен(-а). Мне необходимо постоянно двигаться; я не могу устоять на одном месте:1,2,3,4,5,6,7,8.

24 .Мне трудно контролировать свои поступки, эмоции, настроение, жесты:1,2,3,4,5,6,7,8.

Чем выше суммарный показатель, тем выше уровень стресса.

Менее 99 баллов – низкий уровень стресса;

100 – 125 баллов – средний уровень;

больше 125 – высокий уровень стресса.

Был задан следующий вопрос, «Как на Вас влияет стресс?», обработав ответы, в работе я использовала наиболее популярные ответы:

1. К концу рабочего дня я сильно устаю, и на домашние хлопоты совсем нет сил и времени.

источник