Меню Рубрики

Стресс и его стадии в психологии кратко

Стресс – целесообразная приспособительная реакция, обеспечивающая адаптацию к многообразным условиям жизни. Данное понятие было введено английским учёным Г. Селье. Буквально «стресс» означает «напряжение».

Создатель теории стресса Г. Селье определяет его как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. сопротивлению, борьбе, бегству. Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающим психологические и физиологические компоненты.

Стрессами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации (необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения, сделать неожиданный выбор).

При физиологическом стрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменение адаптивной активности), но и даёт комплексную обобщённую реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностная значимость для человека.

Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным, последний встречается чаще.

Стресс может дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей:

— Интенсифицировать соматические возможности человека,

— Улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление),

— Резко изменить психологические установки.

Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.

Г. Селье выделил две разновидности стресса:

1. Физиологический (эустресс).

2. Патологический (дистресс). Он возникает под действием чрезмерных, неблагоприятных раздражителей.

Эустресс – это воздействие, которое оказывает позитивное влияние на работоспособность или благополучие.

Стресс обеспечивает человеку условия наибольшего благоприятствования в борьбе с опасностью.

Стрессорами могут быть не только сильные, реально действующие раздражители, но и представляемые, воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а так же другие эмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические и психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия, а иногда и депрессии.

Американские психологи Холмс и Рей разработали шкалу стрессовых ситуаций, распределив важные жизненные события по степени вызываемого ими эмоционального напряжения. Наивысшим баллом в этой шкале отмечена смерть близкого родственника. Далее по убывающей следует развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, крупный долг… Исследователи считают, что накопление в течение 1 года напряжения, превышающего 300 баллов, таит серьёзную угрозу для нашего душевного и даже физического самочувствия.

Парадокс состоит в том, что данная шкала включает и такие события, как свадьба, рождение ребёнка, выдающееся личное достижение, переезд на новое место жительства и даже отпуск. Т.о., если Вы в течение года сумели окончить университет, найти работу и новое жильё, жениться, съездить в свадебное путешествие и обзавестись потомством, то ваш личный показатель эмоционального напряжения начинает «зашкаливать». Результат – «необъяснимое» раздражение и упадок сил.

В стрессе выделяют 3 фазы:

На первой фазе организм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующему стрессору.

На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, стабилизируются и укрепляются на новом уровне. Организм начинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза (истощение) становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационных резервов оказывается достаточно.

У одних людей при стрессе активность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса и жизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремлённости. У других стресс сопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношению к другим.

Наиболее разрушительным стрессором признано психическое напряжение, результатом которого являются невротические состояния. Их основной источник – информационный дефицит, ситуация неопределённости, неумение найти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.

Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Фрустрация сопровождается це­лой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизо­вать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации че­ловек может проявлять озлобленность, подавленность, внеш­нюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воз­действующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная соци­альная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Наиболее сильные стрессы человек переживает при негативных изменениях в отношениях с наиболее близкими, значимыми людьми (родители, дети, супруги, близкие друзья). Потеря партнёра (супруга) воздействует на 4 наиболее важные области социально – психологического функционирования отношений.

Во-первых, утрачивается возможность сравнения человеческих суждений, в том числе о собственной значимости с мнением наиболее значимого для личности человека. Утрата точки зрения партнёра может создать трудности для уверенного уместного поведения, возникает состояние неуверенности в себе, что может повлечь дестабилизацию межличностных связей. Во–вторых, утрачивается социальная и эмоциональная поддержка. В третьих, теряется материальная и целевая поддержка. В четвёртых, ощущение социальной защищённости.

Таким образом, очевидно, что стресс – это неотъемлемая часть нашей жизни. Он вызывается любыми сколько-нибудь значимыми событиями – как приятными, так и не приятными. И борьба со стрессом означала бы не только попытку предупредить потенциальные не удачи, но и отказ от лишних достижений и радостей жизни.

Как бы человек ни старался избежать неприятных переживаний, это не удаётся. Но негативные переживания так же необходимы в жизни, как и положительные. Как заметил Дж. Стейнбек: «что толку в тепле, если холод не подчеркнёт всей его прелести?»

Чтобы преодолеть негативные переживания, не допустить их перехода в патологический стресс психологи предлагают:

— Физическую активность, как простейшее средство (прогулка, занятие спортом, различные виды физической работы);

— Смену видов деятельности, когда положительные эмоции от нового вида деятельности вытесняют отрицательные.

Для снятия состояния напряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Стресс есть у всех. Мы все его испытываем, но насколько это важно для нормальной жизнедеятельности и состояния здоровья? Как он влияет на повседневную деятельность и на жизнь в долгосрочной перспективе? Может ли он убить человека? Эти вопросы давно интересуют ученых, среди которых Роберт Сапольски, Юрий Щербатых, Леонид Китаев-Смык.

Рассмотрим что это за процесс, его виды, как он прогрессирует на различных стадиях и фазах, тип ущерба, который он причиняет, способы борьбы и профилактики.

Психология стресса и его преодоление важная тема научных исследований, представляющих интерес для ученых с прошлого столетия. Применение изучения психики и поведения к таким понятиям, как стресс и его преодоление, привело к появлению развивающегося определения стресса, расширению исследований его физических, психологических и социальных последствий. Это помогло в разработке комплексных способов, с помощью которых люди справляются с ним.

Наше понимание того, как человек справляется со стрессом, расширилось и теперь включает в себя восприятие способности справляться с ситуацией, подход к преодолению, оценку и использование имеющихся ресурсов преодоления, а также принятие стратегий.

Рассмотрим психологию этого процесса и борьбы с ним в том виде, в каком он представлен в текущих исследованиях и теоретических разработках.

В 1925 году студент второго курса медицинского факультета Ханс Селье заметил, что у людей, страдающих от широкого спектра соматических (физических) расстройств, все симптомы были одинаковыми или похожими:

· снижение мышечной силы и выносливости;

· снижение уровня амбиций или влечения.

Он обнаружил, что эти симптомы возникали всякий раз, когда человеческому организму нужно было адаптироваться к изменяющейся внутренней или внешней среде.

Это было первое наблюдение и идентификация, которые привели к появлению термина «СТРЕСС».

Сначала Селье определил эго как неспецифическую реакцию организма на любые требования, предъявляемые к нему. Даже это первоначальное определение подразумевает, что не все стрессы являются результатом «плохих» вещей, происходящих с нами.

Позже, это психологическое понятие развилось в общий синдром адаптации, который он определил как физиологические процессы и результаты стресса. Отсюда мы получаем современное, более полное определение.

Стресс — психологическая и физическая реакция организма, возникающая всякий раз, когда нам приходится приспосабливаться к изменяющимся условиям, реальным или вымышленным.

В 1930-х годах Селье изучал реакции лабораторных крыс на различные явления, такие как жара, холод, яды, нагрузки и удар током. Он обнаружил, что разные стрессоры вызывают одинаковую реакцию: увеличение надпочечников, сокращение вилочковой железы (железы, участвующей в иммунном ответе) и кровоточащие язвы желудка.

Селье предложил трехэтапную модель реакции, которую он назвал общим адаптационным синдромом.

Три модели стадий Селье — тревога, сопротивление и истощение.

  1. Стадия тревоги — это генерализованное состояние возбуждения во время начальной реакции тела на стрессор.
  2. На стадии сопротивления человек приспосабливается к раздражителю и продолжает сопротивляться ему с высоким уровнем физиологического возбуждения.
  3. Когда стресс сохраняется в течение длительного времени, а организм хронически сверхактивен, сопротивление перестает действовать, и тело переходит в стадию истощения. На этой стадии организм уязвим к болезням и даже смерти.

Стресс определяется по-разному в зависимости от теоретического контекста. Определение этого процесса развивалось в соответствии с исследованиями и разработкой теории.

· Cannon в 1929 году был одним из первых ученых, описывающих процесс в физиологическом контексте, отметив, что стресс является неспецифической реакцией на раздражители в попытке восстановить гомеостаз.

· Другие теоретики поставили под сомнение идею о том, что стресс был только системой стимула-ответа, основанной на физиологии, и продолжили определять его как процесс, который требует оценки стрессора и ресурсов, доступных для удовлетворения требований стрессора (Lazarus 1966).

· Введение этого определения расширило изучение явления таким образом, чтобы признавать психологический и социальный контексты в дополнение к физиологическому. Например, McGrath в 1970 году обобщает наблюдения таким образом, чтобы определить стресс в контексте дисбаланса. Он переживается в результате дисбаланса между требованиями, предъявляемыми окружающей средой, и степенью, в которой человек способен удовлетворить эти требования.

· В других работах Kaplan в 1983 году, более подробно рассматривается психологический контекст для определения стресса с точки зрения психологических и поведенческих последствий, которые возникают в результате неспособности дистанцироваться от нежелательных обстоятельств.

· Elliot и Eisdorfer в 1982 классифицируют типы стрессоров по времени, в течение которого они испытываются. Здесь определение «стимул — ответ» одобрено, но изменено до такой степени, что стрессор является острым или хроническим и прерывистым или последовательным.

Читайте также:  Занятия по устойчивости к стрессам

· Мейсон в 1975 предполагает, что один термин является слишком расплывчатым, и доказывает, что существуют различия, основанные на внешних проблемах (например, стрессоры), психофизиологических реакциях (то есть напряжении) и взаимодействии стимулов, ответов и оценочных процессов.

· Чтобы суммировать различные определения и степень, в которой эти определения укоренены в экспериментах и теориях, Fink в 2016 представляет хороший обзор различных определений и того, как он связан с психологическим опытом, таким как страх и беспокойство.

Хронический стресс оказывает мощное влияние на умственную деятельность, работоспособность, межличностные контакты и здоровье.

По результатам тестов 50-80% всех телесных расстройств имеют психосоматическое или стрессовое происхождение.

Некоторые ошибочно полагают, что психосоматический недуг — это фальшивая болезнь или что-то воображаемое. Это НЕ верно. Психосоматическое заболевание — это состояние, при котором состояние души (психики) либо вызывает, либо опосредует реальные, измеримые повреждения в теле (сома). Примеры включают в себя: язву, астму, мигрень, артрит и даже рак.

Это не категория, подобная дистрессу, который можно определить как психическое расстройство, вызывающее физиологическую реакцию. Таким образом, именно стресс приводит к психосоматическим заболеваниям.

В повседневной жизни психофизиологический стресс является наиболее распространенным и основным фактором возникновения психосоматики. Он приводит к болезни с помощью психосоматической модели. Теперь

Он приводит к болезни с помощью психосоматической модели. Теперь нужно разобраться, что это за модель, и какие стадии она содержит.

Если не справиться должным образом, потрясение приводит к серьезным проблемам. Воздействие хронического стресса способствует как заболеваниям тела, таким как болезни сердца, так и психическим недугам, таким как тревожные расстройства. Область психологии здоровья частично фокусируется на том, как стресс влияет на функционирование организма и на то, как люди могут использовать методы управления этим состоянием для предотвращения или минимизации заболеваний.

Идея создания и понимания модели болезни, связанной со стрессом, заключается в том, что, зная шаги, которые ведут к болезни, мы можем вмешаться в любую из стадий, чтобы разорвать цикл. Модель работает как теория фаз — вы должны перейти от одной фазы к следующей в правильном порядке, чтобы модель работала.

1. Сенсорный стимул — также упоминается как СТРЕССОР, который может быть любым умственным или физическим требованием, предъявляемым к телу разумом. Это что угодно — от громкого шума до экзамена или рабочей нагрузки, до физической активности или от родственников, приезжающих в город. Например, если вы застряли в пробке, что такое стресс и что такое стрессор? Стрессор = пробка, стресс = психическая и физическая реакция на стрессор.

2. Восприятие — активный процесс введения внешнего раздражителя в ЦНС (особенно в мозг) для интерпретации. Стрессор является внешним событием, но для того, чтобы он воздействовал на человека, он должен проникнуть в систему разум-тело. Это происходит через восприятие.

3. Когнитивная оценка — процесс анализа и обработки информации, а также ее классификация и организация. На уровне когнитивной оценки мы наносим ярлыки на вещи — хорошие, плохие, опасные, приятные и т. д. Таким образом, для большинства ситуаций именно «этикетка», которую мы даем информации, определяет, будет ли она считаться стрессовой и вызывать физиологический ответ. Кроме того, на оценку влияют личная история и убеждения. Именно эти процессы маркировки являются ключевым компонентом. Мы все делаем личную оценку ситуации, и именно эти метки определяют уровень стресса и ответ на него.

4. Эмоциональное возбуждение — если мы классифицируем / обозначаем что-то как стрессовое, оно вызывает телесный / физиологический ответ. Помните, что всякий раз, когда возникает субъективное переживание эмоций, за ним следуют перемены в вегетативной физиологии. Итак, на данном этапе мы просто испытываем эмоцию, ничего больше. на этом этапе, только производство (или начало) эмоции. Поэтому любая эмоция, будь то радость, страх, волнение, гнев вызовет стрессовый ответ в организме. На физиологическом уровне мы не можем различать положительные и отрицательные эмоции.

5. Связь между разумом и телом — здесь эмоциональное возбуждение превращается в физическое преобразования, чтобы вы могли адаптироваться к ситуации и реагировать соответствующим образом. Теперь эмоциональное возбуждение начинает превращаться в тот телесный отклик или метаморфозы, к котором мы обратились. Это изменение произойдет на двух уровнях: а) Нервная система — симпатическая и парасимпатическая системы. Краткосрочные перемены происходят и работают на электрическом уровне. Например: вы боитесь, и ваш телесный ответ — дрожать. б) Эндокринная система — производит медленные, более длительные реакции с использованием химических веществ, гормонов и желез. Эмоциональное возбуждение стимулирует гипоталамус, который посылает сообщения через симпатическую нервную систему в соответствующий орган. Кроме того, гипофиз стимулируется и приводит к выработке гормонов.

6. Возбуждение. Как только связь между разумом и телом установлена и происходят телесные изменения, они называются физическим возбуждением.

7. Телесные эффекты — теперь, когда внутренние органы испытывают телесное возбуждение, появляется учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, расширение зрачков и т. д.

8. Болезнь — если эффекты продолжаются в течение длительного периода времени (это варьируется), дисбаланс функционирования приводит к болезни. Один или несколько органов истощаются и работают неэффективно или вообще не функционируют.

В этот момент мы бы сказали, что у человека психосоматическое заболевание. Но мы даем им конкретное название: психогенная болезнь — физическое заболевание, основной причиной которого является метаморфоза психического состояния.

Эта модель является циклом обострения – возбуждение. Напряжение и болезни провоцируют дальнейшие стрессовые ответы и становятся еще более интенсивными.

У человека, испытывающего потрясение, возникают тревожные мысли и трудности с концентрацией внимания или запоминанием. Он также изменяет внешнее поведение. Сжатие зубов, скручивание рук, стимуляция, кусание ногтей и тяжелое дыхание являются общими признаками стресса.

Люди чувствуют себя иначе, когда испытывают потрясение. Бабочки в животе, холодные руки и ноги, сухость во рту и учащенное сердцебиение — все это физиологические эффекты, связанные с эмоциями тревоги.

Врачи все чаще признают, что это является фактором, влияющим на широкий спектр проблем со здоровьем. Эти проблемы включают:

· сердечно-сосудистые нарушения, такие как гипертония (высокое кровяное давление);

· ишемическую болезнь сердца (коронарный атеросклероз или сужение артерий сердца);

· желудочно-кишечные расстройства, такие как язвы.

Стресс также является фактором риска развития рака, хронических болей и многих других заболеваний.

Исследователи четко определили потрясение и, в частности, характерный для человека способ реагирования на него, как фактор риска сердечно-сосудистых заболеваний. Выделение гормонов стресса оказывает кумулятивное негативное влияние на сердце и кровеносные сосуды.

Кортизол, например, повышает кровяное давление, которое повреждает внутренние стенки кровеносных сосудов. Это увеличивает количество свободных жирных кислот в кровотоке, что приводит к образованию бляшек на слизистой оболочке кровеносных сосудов. Поскольку кровеносные сосуды сужаются со временем, сердцу становится все труднее прокачивать через них достаточное количество крови.

Когда человек оценивает событие как стрессовое, тело претерпевает ряд изменений, усиливающих физиологическое и эмоциональное возбуждение.

  1. Во-первых, симпатическое разделение вегетативной нервной системы активируется. Симпатическое подразделение подготавливает организм к действию, направляя надпочечники на секрецию гормонов адреналина и норадреналина. В ответ сердце начинает биться быстрее, мышечное напряжение увеличивается, кровяное давление повышается. Кровоток направляется от внутренних органов и кожи к мозгу и мышцам. Дыхание учащается, зрачки расширяются, потоотделение увеличивается. Это состояние называют термином «сражайся или беги», потому что она заряжает организм, чтобы либо противостоять угрозе, либо бежать от нее.
  2. Другая часть ответов включает гипоталамус и гипофиз, части мозга, которые важны для регуляции гормонов и многих других функций организма. Во время стресса гипоталамус направляет гипофиз на секрецию адренокортикотропного гормона. Этот гормон, в свою очередь, стимулирует наружный слой или кору надпочечников к высвобождению глюкокортикоидов, прежде всего гормона стресса кортизола. Кортизол помогает организму получать доступ к жирам и углеводам, чтобы стимулировать сценарий «бей или беги».

Хотя мы знаем, что источником стресса может быть что угодно, есть 4 основных классификации или типа:

  1. Фрустрация. Это потрясение из-за любой ситуации, в которой достижение какой-либо цели сорвано. Разочарование обычно недолгое, но некоторые расстройства становятся источником серьезного стресса.
  2. Неудачи. Мы все терпим неудачу. Но если ставим нереальные цели или уделяем слишком много внимания достижению определенных успехов, неудача оказывает разрушительные последствия.
  3. Потери. Лишение того, что вы когда-то имели и считали «частью» своей жизни приводит к огромному стрессу.
  4. Конфликт. Две или более несовместимые мотивации или поведенческие импульсы конкурируют за выражение. Когда вы сталкиваетесь с множеством мотиваций или целей, должны сделать выбор, и именно здесь возникают проблемы / конфликты. Исследования показали, что чем больше у человека конфликтов, тем выше вероятность возникновения беспокойства, депрессиии физических симптомов. Существует 3 основных типа конфликтов: 1 Когнитивный диссонанс Выбор должен быть сделан между двумя привлекательными целями. Вы можете хотеть и то, и другое, но можете иметь только одно. Этот тип конфликта наименее разрушительный. 2. Избегание — выбор должен быть сделан между двумя непривлекательными целями. «Оказавшись между камнем и наковальней». Эти конфликты неприятные и очень стрессовые. 3. Подход-избегание: необходимо сделать выбор для достижения единой цели, которая имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, спросить кого-то о свидании.
  5. Изменения в жизни — это заметные перемены в жизненных обстоятельствах, которые требуют корректировки. Holmes & Rahe (1967) — разработали шкалу оценки социальной перестройки (SRRS) для измерения изменений в жизни. Они обнаружили, что после опроса тысяч людей, в то время как большие изменения, такие как смерть любимого человека, являются очень стрессовыми, небольшие изменения в жизни имеют огромное влияние. Исследования с использованием SRRS показали, что люди с более высокими баллами, сильнее уязвимы для различных физических и психологических заболеваний. Дальнейшие исследования показали, что шкала измеряет широкий спектр переживаний, которые могут привести к стрессу, а не просто измерять «изменения в жизни».
  6. Давление — ожидания или требования при которых нужно вести себя определенным образом. Например, я вынужден выступать совершенно определенным образом, когда я нахожусь перед классом как «учитель». Удивительно, но давление только недавно было исследовано с точки зрения психологических и физических последствий стресса. Эксперименты показали, что инвентаризация давления (созданная в 80-х годах) более тесно связана с психологическими проблемами, чем СРРС.

К чему приводит постоянный стресс:

· Ухудшение производительности труда. Обнаружено, что стресс мешает вниманию и, следовательно, производительности. Повышенный стресс = повышенная отвлекаемость = думать о задачах, которые должны быть «автоматическими».

· Эмоциональное выгорание — физическое, эмоциональное и психическое истощение из-за стресса на работе. Причина не внезапное, а длительное воздействие стресса. Например, наличие нескольких ролей, таких как родитель, студент, супруг и т. д.

· Посттравматическое напряжение — нарушенное поведение, связанное с серьезным стрессовым событием, но возникающее после его окончания (часто спустя годы). В 70-х годах — у ветеранов войны во Вьетнаме проявлялся симптом обычно через 9-60 месяцев. Симптомы включают — ночные кошмары, нарушения сна, нервозность и т. д.

Читайте также:  Занятия спортом помогают уменьшить стресс

· Психологические проблемы / расстройства — как правило, результат длительного стресса. Это бессонница, ночные кошмары, плохая успеваемость, сексуальные дисфункции, беспокойство, шизофрения, депрессия, расстройства пищевого поведения и многое другое.

Бороться со стрессом означает использовать мысли и действия, чтобы справиться со стрессовыми ситуациями и снизить уровень потрясения. У некоторых людей есть характерный способ справиться со стрессом, основанный на их личности. Но научно доказанные методы борьбы следующие.

Те, кто хорошо справляются со стрессом, склонны полагать, что могут лично влиять на то, что с ними происходит и снимать напряжение. Обычно они делают более позитивные заявления о себе, сопротивляются разочарованию, сохраняют оптимизм и настойчивость даже в крайне неблагоприятных обстоятельствах. Что наиболее важно, они выбирают подходящие стратегии, чтобы бороться со стрессорами, с которыми сталкиваются.

И наоборот, люди, которые плохо справляются с переживаниями, как правило, имеют несколько противоположные личностные характеристики, такие как снижение самооценки и пессимистический взгляд на жизнь.

Психологи выделяют два основных типа стратегий борьбы: преодоление проблем и преодоление эмоций. Цель обеих стратегий — контролировать уровень стресса.

1. В проблемно-ориентированном копинге люди пытаются замкнуть негативные эмоции, предпринимая определенные действия, чтобы изменить, избежать или минимизировать угрожающую ситуацию. Они меняют свое поведение, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. В преодолении эмоций пытаются напрямую смягчать или устранять неприятные чувства. Примеры ориентированного на эмоции преодоления включают переосмысление ситуации в позитивном ключе, расслабление, отрицание и принятие желаемого за действительное.

2. В целом, проблемно-ориентированное преодоление является наиболее эффективной стратегией преодоления, когда у людей есть реальные возможности изменить аспекты своей ситуации и уменьшить стресс. Сосредоточенное на эмоциях преодоление наиболее полезно в качестве краткосрочной стратегии. Это может помочь снизить уровень возбуждения до решения проблем и принятия мер, а также помочь людям справиться со стрессовыми ситуациями, в которых существует несколько вариантов решения проблем.

Поддержка друзей, членов семьи и окружающих, которые заботятся о нас, помогает справляться с трудностями и снять напряжение. Системы социальной поддержки предоставляют эмоциональную поддержку, материальные ресурсы и помощь, а также информацию, когда мы в ней нуждаемся. Люди с социальной поддержкой чувствуют заботу других и ценят ее, а также испытывают чувство принадлежности к широкой социальной сети.

Исследования связали социальную поддержку с хорошим здоровьем и превосходной способностью бороться со стрессом. Например, одно долгосрочное исследование нескольких тысяч жителей Калифорнии показало, что люди с обширными социальными связями жили дольше, чем те, у кого было мало тесных социальных контактов. Другое исследование выявило, что у жертв сердечного приступа, которые жили одни, вероятность повторного сердечного приступа почти в два раза выше, чем у тех, кто жил с кем-то.

Даже восприятие социальной поддержки помогает справиться со стрессом. Исследования показали, что оценка доступности социальной поддержки людьми более тесно связана с тем, насколько хорошо они борются со стрессорами, чем с фактическим объемом поддержки, которую они получают, или размером их социальной сети.

Исследования показывают, что общение с животными помогает снизить стресс. Например, один эксперимент выявил, что во время стресса люди с домашними собаками посещали врача меньше, чем без домашних животных.

Это метод борьбы, в котором люди учатся добровольному контролю связанных со стрессом физиологических реакций, таких как температура кожи, мышечное напряжение, артериальное давление и частота сердечных сокращений.

Обычно человек не может контролировать эти ответы добровольно и самостоятельно снять напряжение. При обучении биологической обратной связи люди подключаются к прибору, который измеряет определенный физиологический отклик, такой как частота сердечных сокращений, и передает эти измерения обратно понятным образом. Например, аппарат может подавать звуковой сигнал при каждом ударе или отображать количество ударов в минуту на цифровом экране. Затем человек учится быть чувствительным к тонким изменениям в своем теле, которые влияют на измеряемую систему реагирования. Постепенно они учатся производить изменения в этой системе реагирования — например, добровольно снижать частоту сердечных сокращений. Как правило, люди используют разные методы и пробуют методом проб и ошибок, пока не находят способ произвести желаемые изменения.

Ученые не понимают механизмов, с помощью которых работает биологическая обратная связь. Тем не менее, это стало широко используемым и общепринятым методом для расслабления и снижения физиологического возбуждения у пациентов со стрессовыми расстройствами. Одно использование биологической обратной связи в лечении головных болей напряжения. Научившись снижать мышечное напряжение в области лба, кожи головы и шеи, многие страдающие от головной боли от напряжения испытывают долгосрочное облегчение.

В дополнение к биологической обратной связи, двумя другими основными методами расслабления являются прогрессивная мышечная релаксация и медитация. Прогрессирующее мышечное расслабление включает в себя систематическое напряжение и затем расслабление различных групп скелетных (произвольных) мышц, одновременно направляя внимание на контрастные ощущения, вызванные двумя процедурами.

После практики прогрессивного мышечного расслабления люди становятся все более чувствительными к возрастанию уровня напряжения и вызывают реакцию расслабления во время повседневных действий. Например, повторяя слово-реплику, такое как «спокойствие», про себя.

В дополнение к обучению релаксации медитация предназначена для достижения субъективных целей, таких как созерцание, мудрость и измененные состояния сознания. Некоторые формы имеют восточное религиозное и духовное наследие, основанное на дзен-буддизме и йоге.

Другие виды подчеркивают особый стиль жизни практикующих. Одна из наиболее распространенных форм медитации, Трансцендентальная Медитация, включает в себя сосредоточение внимания и повторение мантры — слова, звука или фразы, которые, как считается, обладают успокаивающими свойствами.

Как прогрессивное расслабление мышц, так и медитация надежно снимают стрессовое возбуждение. Они успешно используются для лечения ряда связанных с переживаниями расстройств, включая гипертонию, мигрень и головные боли от напряжения, а также хроническую боль.

Аэробные упражнения, такие как бег, ходьба, езда на велосипеде и катание на лыжах, помогают снять стресс. Поскольку аэробные упражнения увеличивают выносливость сердца и легких, у человека, имеющего аэробную форму, будет более низкая частота сердечных сокращений в состоянии покоя и более низкое кровяное давление, меньшая реактивность к стрессорам и быстрое восстановление.

Исследования показывают, что люди, регулярно занимающиеся спортом, имеют более высокую самооценку и меньше страдают от тревоги и депрессии, чем те, кто не имеют аэробной формы. Специалисты спортивной медицины рекомендует заниматься три-четыре раза в неделю не менее 20 минут, чтобы снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний.

Есть много методов, чтобы уменьшить потрясение и его прогрессирование с помощью психосоматической модели. Например:

· техники релаксации, такие как медитация;

· прогрессивная нервно-мышечная релаксация;

· биологическая обратная связь и избирательное осознание.

И это лишь некоторые из профилактических мер, которые помогут снизить уровень стресса.

источник

Стрессовые состояния — неизбежная часть существования живого организма. Среди них бывают не только отрицательно воздействующие на человека, но и позитивные. Чтобы избежать негативных последствий стресса, необходимо уметь управлять им. Приемы предупреждения и устранения отрицательного влияния стресса зависят от стадии данного состояния. В современной психологии это направление предлагает четкий структурированный подход к пониманию механизма развития стресса и управления им.

Стереотипное восприятие понятия «стресс» как комплекса неприятных событий и связанных с ними переживаний, физического и психологического дискомфорта, искажает подлинный смысл этого термина. Реакция организма на любой интенсивный раздражитель, требующий приспособления и адаптации, связана со стрессом. С этой точки зрения сильный порыв холодного ветра, который заставляет поднять воротник и глубже натянуть шапку — тоже стресс. Реакция, которую он вызывает, является адаптивным механизмом, который включается рефлекторно или осознанно. В случае, если не удается быстро найти способ приспособиться к воздействию раздражителя, возникает ощущение дискомфорта. Получается, на бытовом языке название «стресс» закрепилось не за действием, вызывающим реакцию, а за неудачным опытом адаптации к нему.

Стрессы бывают и позитивными. Внезапно свалившееся на человека богатство — это тоже сильный стресс, как и появление новых возможностей, изменение статуса. Все эти изменившиеся условия потребуют приспособления и адаптации. Радость материнства — мощнейший стресс и на физическом и на эмоциональном уровнях. Послеродовая депрессия — результат неуспешного преодоления и признак дезадаптации к новой роли, появившимся обязанностям, ограничениям и ответственности.

Стрессовое воздействие активизирует все силы организма, требует быстрого поиска адаптационных возможностей. Во время оперативного поиска средств приспособления к изменившимся условиям активизируется деятельность систем внутренних органов. Особенно интенсивно начинают работать надпочечники, гипоталамус и гипофиз, выбрасывая высокое количество гормонов. За счет этого люди способны принимать быстрые решения в сложных ситуациях.

Благодаря успешному поиску механизмов приспособления происходит развитие эмоциональной и психологической сфер человека, укрепляются и совершенствуются его физические возможности. Это направление в психологии активно развивает отечественный психолог Олег Торсунов. Согласно его концепции, говорить о необходимости полного избавления от стресса нельзя. Это сделает человека более беззащитным, неспособным к адаптации в меняющихся условиях. Развитость адаптационного механизма — обязательное условие выживания и эволюционного развития.

Неумение правильно управлять своим состоянием в таких условиях ограничивает адаптационные возможности и сокращает потенциал развития, который открывается благодаря успешному проживанию стресса.

Но чрезмерные систематические стрессовые нагрузки оказывают истощающее влияние на психику человека и на его организм в целом.

Стрессы разнообразны по характеру и причинам возникновения, но все они развиваются по общей логике. Впервые систематизировать имеющиеся данные об особенностях стрессов удалось канадскому ученому Гансу Селье. В 1936 году он опубликовал результаты многолетних наблюдений за реакцией живого организма на стресс. Были проанализированы эмоциональные, психологические изменения в стрессовых ситуациях и физиология реакций в условиях избыточных нагрузок. Это позволило сделать вывод о трехфазной структуре развития реакции под воздействием избыточных раздражителей, получившей название «триада Селье».

В первых своих работах о триаде ученый применял термин «адаптационный синдром» и понимал под ним способность живого организма приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, мобилизуя имеющиеся ресурсы. Механизм развития реакции на стресс, по наблюдениям исследователя, оказался общим для людей, животных и растений и состоял из трех последовательно сменяющих друг друга стадий:

  • тревожная (alarm-reaction);
  • резистентная (stage of resistance);
  • истощения (exhaustion).

Стадии стресса по Г. Селье

Оригинальные английские названия фаз стресса позволяют точнее понять их особенности.

На стадии тревоги срабатывает механизм, напоминающий по своему действию пожарную сигнализацию. Наступает осознание того, что привычные условия сильно изменились. Это не обязательно чувство опасности. Неожиданное появление долгожданного гостя неизбежно вызовет шквал эмоций и подтолкнет к активным действиям, хотя сама ситуация никаких угроз не представляет. Возникают острые стрессовые реакции, диапазон которых очень широк — от невероятной активности до полного ступора. В это время живой организм подключает все имеющиеся резервы, интенсивно работают все системы, в кровь выбрасывается огромное количество гормонов для стабилизации состояния.

Постепенно реакция становится более уравновешенной. Стресс переходит в стадию резистентности, когда организм устойчиво сопротивляется внешнему воздействию. На протяжении этого этапа предпринимаются действия, направленные на приспособление к новым условиям. В зависимости от эффективности адаптации поведение может быть реорганизовано и дезорганизовано. В первом случае принято говорить об эустрессе, когда мобилизация всех ресурсов позволила полностью адаптироваться к новым условиям и войти в зону комфорта. В случае, если приспособиться не удалось, возникает дистресс, проявлениями которого становятся паника, уныние, ухудшение физического самочувствия, снижение эмоционального фона. Целенаправленная активность разрушается, адаптационный механизм не срабатывает. На протяжении всей резистентной стадии организм работает на пределах своих возможностей. Его активность намного выше, чем при обычном уровне сопротивляемости. Процесс адаптации требует максимального напряжения физической и эмоциональной сфер.

Читайте также:  Занятия по снятию стресса у педагогов

Поэтому после того, как фаза приспособления завершилась, наступает стадия истощения. Ее протекание зависит от результатов, полученных на предыдущем этапе. При благополучной адаптации может возникать ощущение усталости, сонливости, опустошенности. Если приспособиться к стрессору не удалось, наступает эмоциональный коллапс, отрицание, ощущение безысходности, тоски, развивается депрессия. С безуспешным опытом адаптации связаны и многие соматические заболевания. Если стресс был мощным, а неспособность эффективно приспособиться привела к фатальным последствиям, на стадии истощения высок риск развития личностных деформаций и расстройств психики.

Анализируя фазы развития стресса, ученые исследуют механизм реакции живого организма на интенсивный раздражитель, воздействие которого требует адаптации к новым условиям.

Триада Селье характеризует только основные этапы адаптационного синдрома.

Исследования стадии перехода от резистентной стадии к истощению позволили расширить триаду Селье. Работы отечественных ученых Л. А. Китаева-Смыка, Л. Е. Панина, А. М. Карпова дают более точно представление о том, как именно происходит процесс адаптации.

Расширенная модель триады Селье

Первые две фазы совпадают с триадой Селье: с момента начала негативного воздействия возникает первичный шок (соответствует аларм-стадии), который сменяется фазой адаптации (резистентности). В расширенной модели данная стадия включает фазы компенсации и нарастания. Первая представляет собой осознание успешной адаптации к стрессору. Если негативное воздействие продолжается и механизм приспособления не найден или недостаточно эффективен, происходит нарастание утомления, которое может завершиться разрушением. Если адаптация прошла успешно, воздействие стресса прекращается. Согласно данной концепции, эффективная компенсация позволяет избежать фазы истощения.

Триада Селье и расширенная модель адаптационного синдрома относятся только к острым стрессам, которые воздействуют на живой организм единовременно. При хроническом стрессе происходит наложение воздействия нескольких стрессоров. Стрессовые ситуации могут возникать одновременно или следовать друг за другом, не оставляя возможности полноценно пройти все фазы адаптации. Поэтому этапы развития хронического стресса совершенно иные, поскольку требуют адаптационной реакции на протяжении длительного времени.

Отечественный учений Л. А. Китаев-Смык установил, что под воздействием хронического стресса параллельно с классической триадой Селье возникают другие реакции, цель которых — приспособление не только к интенсивности раздражителя, но и к продолжительности его воздействия.

Адаптационная активность при длительном стрессе

На схеме цифрой 1 обозначена эмоциональная активность, которая возникает при начале воздействия стрессора (соответствует аларм-стадии по Селье). После этого наступает фаза резистентности, которая требует сосредоточенности и относительной эмоциональной пассивности (2). Но из-за того, что в данном случае стресс имеет хронический характер, в этот же момент начинается воздействие другого стрессора, которое вызывает снова острую эмоциональную реакцию (3).

К первым двум стрессам присоединяется третий (4), чевертый (6) и так далее. В результате фазы эмоциональной пассивности, которая необходима для эффективной адаптации к условиям хотя бы одного из стрессоров, может так и не наступить. Такая ситуация крайне опасна. Поэтому, находясь в условиях хронического стресса, необходимо проводить разграничение негативных воздействий, делить всю сложную ситуацию на несколько мелких. При таком подходе больше шансов обеспечить переход в продуктивную фазу адаптации, для которой необходимо отсутствие острой эмоциональной реакции и рациональный подход к поиску способа приспособления (5, 7).

В этом смысле можно говорить, что организация своих действий в условиях хронического стресса — отдельная большая триада Селье, в которой сначала возникает ощущение паники от количества проблем (аларм-стадия), после чего необходима успешная адаптация в сложным условиям, отключение непродуктивных эмоций и поиск путей решения проблемы (стадия резистентности), которая либо завершится полной компенсацией, либо приведет к истощению.

Поскольку реакция на стресс у людей зависит от их темперамента, прошлого опыта адаптации и массы внутренних и внешних факторов, в психологии принято говорить о различных типах приспособления.

В соответствии с типом реагирования разделяют:

  • реакцию вола;
  • реакцию льва;
  • реакцию кролика.

Фазы стресса в зависимости от личностных характеристик человека

Люди с реакцией вола находятся в ситуации хронических негативных воздействий. Они приспособились к этому за счет удерживания среднего уровня напряжения с небольшими всплесками и кратковременными периодами пассивности. Такие люди способны сохранять спокойствие и выполнять рутинную работу, но решить сложную задачу в короткое время они не смогут. Этот тип адаптации к стрессу подходит для людей, работа которых связана с выполнением повторяющихся операций, постоянным контролем за рутинным ходом событий, своевременной реакцией на незначительные отклонения от нормы. Стресс вола неэффективен в условиях, когда чередуются периоды спокойствия и острых стрессов, требующих активных и оперативных действий.

Люди с реакцией льва находятся под воздействием периодически возникающих очень интенсивных стрессов, преодоление которых требует приложения максимума усилий. На пиковой фазе активности им приходится выйти на предельный уровень своих адаптационных возможностей, чтобы решить возникшие проблемы. После того, как задача выполнена, наступает период длительной пассивности, который закончится только с возникновением нового стресса. Такой тип характерен для руководителей, людей творческих специальностей. Стресс льва неэффективен в условиях хронического стресса и рутинной работы.

Реакция кролика характерна для людей, решающих все проблемы путем самоустранения. Они готовы отказаться от каких-либо благ, если в новых условиях для их сохранения потребуются дополнительные усилия. Фаза резистентности у них невероятно коротка и заключается в принятии решения не бороться, не противостоять, не искать возможные варианты, а просто согласиться с тем, что предлагают. Это самая короткая по времени тактика, безобидная в условиях мелких бытовых проблем. В деловых вопросах она приведет к серьезным потерям.

Тот или иной тип реакции иногда характерен для человека во всех ситуациях, а может сознательно выбираться для наиболее эффективного решения проблемы с учетом ее особенностей.

Понимание механизма протекания стресса и осознание логики его развития — основной инструмент управления развитием событий и успешной адаптации к меняющимся условиям.

источник

Впервые фазы стресса в психологии были разработаны знаменитым Гансом Селье, разделившим их на три стадии. Каждый период имеет свои особенности. Большая часть людей переживает первую стрессовую ступень чуть ли не постоянно, и от этого лишь мобилизуются внутренние силы, повышается работоспособность.

Помимо первой фазы развития стресса, являющейся полезной для человека, различают ещё стадию адаптации нервной системы и период её истощения.

  1. Стабилизация ЦНС происходит на второй ступени стрессового напряжения, когда человек адаптируется, закрепляется на новом для себя уровне. Отмечается непривычное реагирование на различные события. В зависимости от индивидуальных особенностей человека, всё может этим закончиться или иметь продолжение.
  2. Фаза вторая переходит в третью. Нервная система вступает в другую стадию – истощение организма.

Период истощения, в свою очередь, делится на два направления: расстройство и деструкция. В первом случае речь идёт об отклонениях в пределах нормы, а в этапе деструкции – расстройство переходит этот уровень.

Обычное напряжение можно назвать обязательной составляющей жизни любого человека. Избежать его просто нереально. Именно положительный стресс или эустресс, по мнению Селье, создаёт вкус к жизни, стимулирует, созидает и формирует человека. Однако такие реакции не должны превышать адаптационные возможности личности, иначе это приводит к заболеванию – физическому или невротическому.

Было бы идеально, если первая и вторая фазы напряжения не перерастали в третью. К сожалению, это происходит частенько, и в последнее время наметился даже некий прогресс.

В первую очередь — это связано с особенностями самого человека. Он может по-разному реагировать на события. Многое зависит от воспитания, полученного личностью в детстве. Большое значение имеет наследственность.

Примечательно, что у одних при стрессе возникает активная реакция, так называемый эустресс, а у других — дистресс. Чрезмерное оживление и улучшение работоспособности, с одной стороны, спад энергии и снижение выносливости — с другой. Психология стрессоустойчивости личности является отдельным разделом науки, изучающим корни проблемы.

Стресс в психологии принято классифицировать также по видам и подвидам, в зависимости от продолжительности его воздействия. Известны: кратковременный, эпизодический и хронический варианты.

Возникают эти состояния по разным причинам, среди которых на первом месте несбывшиеся мечты (желания только вредят человеку – именно так утверждают все религии), внезапные перемены в жизни, пресыщение благами (ступор) и недостижимость совершенства (популярная болезнь идеалиста).

Невозможно избежать стресса при бытовых конфликтах, при неудовлетворённости жизнью, в ходе постоянной нехватки времени и смены часовых поясов. Низкая заработная плата и страх увольнения преследуют человека на рабочем месте.

Воздействие стрессового напряжения зависит от той или иной его фазы.

  1. Феномен гиперактивности или стеническое воздействие на психофизиологические процессы возможны в стадии мобилизации, на первой и второй фазах стресса. Все ресурсы человеческого организма мобилизуются, обостряется восприятие, улучшается память, человек начинает мыслить нестандартно и оригинально, повышается его продуктивность на работе.
  2. На второй фазе влияние сводится к адаптационным функциям. Человек терпим к новым чувствам и мыслям, работает «на пределе», но долго так продолжаться не может.
  3. Этап истощения, когда силы организма теряются, ЦНС начинает давать сбои.

Все мы разные, поэтому и стресс влияет неодинаково

При расстройствах ухудшается производительность, хромает обработка данных, теряется творческое мышление. Возможно сужение объёма восприятия, убавление качественной памяти и потеря дара быстрого извлечения информации. Своего рода феномен блокады прошлого опыта. Страдает в первую очередь осознанность и адекватное восприятие ситуаций. Человек становится либо слишком импульсивным, либо делает всё инертно, автоматически, равнодушно.

При деструкциях наблюдается полный распад способностей к организации какой-либо деятельности. Нарушаются психические процессы. Были примеры, когда человек страдал провалами в памяти, мозг как будто «отключался». Возникал определённый интеллектуальный ступор.

На физиологическом уровне это представляется так:

  • человек заболевает, и это называется биологическим проявлением стресса;
  • возникает кислородное голодание или его избыток, в организме происходят непривычные химические изменения;
  • у спортсменов провоцируется физический стресс, вызванный чрезмерными нагрузками;
  • в послеоперационный период или после получения сложных травм, речь идёт уже о механическом подвиде стресса.

Что касается его воздействия на психологическом уровне:

  • постоянное недовольство собой, связанное с несовпадением ожидаемого и реалий;
  • напряжение на почве социальных конфликтов.

Фазы стресса, разработанные Селье, помогают лучше понять природу этого состояния, отделить плохое от хорошего. Так, эустресс увеличивает энергетические возможности человека. Однако дистресс ничего не даёт, кроме нарушений, и от него надо поскорее избавляться.

источник