Меню Рубрики

Стресс как защитная адаптационная реакция

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Кафедра морфологии, физиологии человека и медико-педагогических дисциплин

по физиологии высшей нервной деятельности

«Стресс. Адаптационные реакции организма»

2. Виды стресса: физиологический и психологический стресс (информационный и эмоциональный), их характеристика.

3. Основные концепции Г. Селье о стрессе.

4. Современные исследования стресса. Теория нейронной и эндогенной

5. Неспецифические защитно-приспособительные реакции:

а) изменение обмена веществ и энергии

б) изменение функционального состояния вегетативных систем организма. Значение неспецифических защитно-приспособительных реакций организма.

6. Характеристика специфических адаптационных реакций организма (на примере любого стрессового воздействия).

7. Механизм развития неспецифических и специфических защитно-приспособительных реакций.

8. Сущность совершенствования адаптационных физиологических механизмов.

9. Влияние стресса на эффективность деятельности, когнитивные и интегративные процессы.

1. Стресс (Стресс-реакция) (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях.

Сам автор концепции стресса Ганс Селье определяет: «Стресс есть органическое, физиологическое, нервно-психическое расстройство, а именно нарушение обмена веществ, вызванное раздражающими факторами». Его понятие стресса тождественно изменению функционального состояния, отвечающего задаче, решаемой организмом. По мнению Г. Селье, «полная свобода от стресса означает смерть», даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, дистресс же — это тот стресс, который неприятен и наносит вред организму.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. ….С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» (Селье Г., «Стресс жизни».)

Такое понимание разделяется исследователями, которые различают стресс в узком смысле слова как проявление адаптационной активности организма при сильных, экстремальных для него воздействиях от стресса в широком смысле слова, когда адаптационная активность возникает при действии любых значимых для организма факторов.

Биологическая функция стресса — адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленной на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое ФС и комплекс различных физиологических и психологических реакций. По мере того как стресс развивается, меняются ФС и реакции организма. Таким образом, стресс — нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы. Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различают физиологические и психологические стрессоры.

Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др.

Психологические стрессоры — это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания, обиды, необходимость решения сложной задачи.

2. В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс и психологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений. Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения — все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

Эмоциональный стресс, как частный случай психологического стресса вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды и.др., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животное и человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители. Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительно действующие стрессоры).

3. В основных положениях концепции Г. Селье говорится о том, что в ответ на действие разных по качеству, но сильных раздражителей в организме стандартно развивается один и тот же комплекс изменений, характеризующий эту реакцию, названную общим адаптационным синдромом (ОАС), или реакцией напряжения — реакцией стресс. При этом следует особое значение придавать тому, что стресс – это реакция на стрессор, чрезвычайный раздражитель, а не на любой раздражитель вообще, что Селье пришёл к мысли о стрессе отчасти потому, что заметил общие признаки при самых различных заболеваниях, т.е при чрезвычайных обстоятельствах для организма. Селье в большинстве своих работ говорит о том, что стресс — это реакция на сильный раздражитель, но вместе с тем четкого разделения раздражителей по силе не проводит. Это приводит к путанице, к представлению, что стресс — общая неспецифическая адаптационная реакция на любой раздражитель. Интересен вопрос того, какое свойство раздражителей может создать нечто общее в ответной реакции на разные по качеству раздражители, сформировать основу для стандартного приспособительного ответа? Качество не может явиться такой основой, так как каждому раздражителю присуще свое качество. Общее, что характеризует действие самых различных раздражителей,— это количество, определяемое в отношении живого как степень биологической активности. Раздражителям, разным по качеству, может быть присуща одна и та же степень биологической активности (одно и то же количество), а раздражителям, одинаковым по качеству,— разная степень биологической активности (разное количество). Разумеется, представление о чисто количественном пути приспособления без учета качественных особенностей раздражителей также противоречит фактам. Однако количество, мера может явиться основой общности реакции организма на действие разных по качеству раздражителей, основой для развития в процессе эволюции биологически целесообразных комплексных, стандартных ответных реакций организма. Скорее всего, в этой основе лежит количественно-качественный принцип: в ответ на действие раздражителей, различных по количеству, т.е. по степени своей биологической активности, развиваются различные по качеству стандартные адаптационные реакции организма. Иными словами, развившиеся в процессе эволюции общие приспособительные реакции организма являются неспецифическими, а специфика, качество каждого раздражителя накладывается на общий неспецифический фон. Общие адаптационные реакции являются реакциями всего организма, включающими в себя все его системы и уровни. Эти реакции организма характеризуются, прежде всего, автоматизмом. Как осуществляется такая автоматическая саморегуляция? Это создавшиеся в длительном процессе эволюции комплексные защитные реакции. Важнейшая роль в приспособлении принадлежит ЦНС — основной регулирующей системе организма. Кора головного мозга с системой анализаторов принимает информацию от внешнего мира, подкорковые образования головного мозга — от внутренней среды. Автоматическое регулирование постоянства внутренней среды осуществляется, главным образом, гипоталамической областью мозга, являющейся центром интеграции вегетативного отдела нервной системы и эндокринной системы — основных исполнительных звеньев, реализующих влияние ЦНС на внутреннюю среду организма. В гипоталамусе сочетаются нервный и гуморальный путь автоматической регуляции. Гипоталамус образно можно сравнить с радарной установкой, включенной в систему саморегулирования и автоматизации нейрогуморально-гормональных процессов, противостоящих динамически изменяющимся факторам не только внутренней, но и внешней среды. Наличие теснейшей анатомо-физиологической связи между гипоталамусом и ретикулярной формацией, играющей важную роль в осуществлении генерализованных неспецифических реакций, также говорит о значении этих отделов мозга в формировании неспецифических реакций организма.

источник

Стресс — это реакция организма в ответ на нарушение его целостности или гомеостаза, направленная на мобилизацию внутренних энергоресурсов для усиления тех функций организма, которые позволяют восстановить целостность и противостоять стрессору, т. е. фактору, вызвавшему нарушение. Общебиологическая природа стресса в том, что он свойственен всем живым организмам от одноклеточных до человека. Универсальность стресса проявляется в том, что он развивается однотипно, независимо от природы стрессора. У высших животных и человека стресс включает 3 стадии:

1.Стадия тревоги. Сигнал о нарушении гомеостаза поступает в центральную нервную систему, трансформируется в сигнал железам внутренней секреции, приводящий к усилению выработки гормонов коры надпочечников. Это, в свою очередь приводит к усилению обменных реакций и высвобождению энергоресурсов.

2.Стадия адаптации.Высвобожденные энергоресурсы направляются на усиление тех функций, которые должны восстановить целостность организма. Одновременно часть энергозатратных постоянных функций (функция иммунной системы, пищеварительная функци) организма подавляется.

3.Стадия истощения.Если действие стрессора носит длительный или превышающий адаптивные возможности организма характер, сигнал о произошедшем нарушении продолжает поступать, но так как целенаправленное распределение энергоресурсов не привело к восстановлению гомеостаза, организм начинает распределять высвобождающиеся энергоресурсы методом проб и ошибок. В результате дисбаланс в организме еще больше усиливается и без внешней помощи, направленной на удаление стрессора организм может погибнуть. Но и при удалении стрессора на этой стадии и сохранении организма такой стресс не проходит без отрицательных последствий для здоровья. Высокие концентрации гормонов, других биологически активных веществ, вырабатываемых клетками во время стресса, продукты усиленного метаболизма, оказывают разрушающее действие на пищеварительную, сердечно-сосудистую, нервную системы организма. В то же время, каждый стресс, закончившийся успешной стадией адаптации, повышает приспособительные способности организма к экстремальным ситуациям.

Отличают эмоциональные и физические стрессы. При эмоциональном стрессе, благодаря способности центральной нервной системы прогнозировать ситуацию, стадия тревоги начинается до непосредственного нарушения гомеостаза организма. Эволюционно эмоциональный стресс возник у высших животных как реакция на конфликтную ситуацию, требующую поведения с максимальным физическим напряжением. Так как большинство стрессовых ситуаций современного человека не требуют именно физической активности для своего разрешения, неизрасходованные энергоресурсы и биологически активные вещества оказывают свое разрушительное действие на организм. Среда обитания современного человека создает условия для частых эмоциональных стрессов, разрушающих здоровье. Одним из эффективных средств нейтрализации отрицательных последствий стресса является физическая культура. Во-первых, постоянные тренировки повышают адаптивные возможности организма, а во-вторых, физическая нагрузка позволяет использовать не израсходованные в эмоциональном стрессе энергоресурсы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10074 — | 7826 — или читать все.

источник

Когда говорят о стрессе, то всегда подразумевают его негативное воздействие на человека. Однако даже основоположник теории стресса Ганс Селье выделял полезные и вредные виды стресса — «эустресс» и «дистресс». В чем же состоит опасность и польза стресса?

Читайте также:  Как определить есть ли стресс

Стрессом называют неспецифическую системную адаптивную реакцию организма на новизну. Любое отклонение от привычных условий существования вызывает стресс. Причем на самые разные физические и психические воздействия наш организм реагирует сходным образом. При боли, голоде, страхе, ярости, на жаре и на холоде из мозгового слоя надпочечников в кровь выделяется адреналин.

Стресс непосредственно связан с памятью, сном, обучением, репродуктивным здоровьем, старением, работой иммунной, мышечной и эндокринной систем. Эта реакция формировалась в течение сотен миллионов лет, когда основными стрессорными стимулами были ситуации, представляющие непосредственную угрозу существованию. Поэтому бóльшая часть изменений при стрессе повышает готовность организма к схватке, то есть к мышечным нагрузкам и возможному ранению. Стрессы же современного человека редко бывают связаны с реальной опасностью для жизни. Многие стрессовые реакции утратили свое приспособительное значение и поэтому наносят вред физическому и психическому здоровью человека.

Биологическое адаптивное значение стресса состоит в мобилизации ресурсов различных систем организма, направленных на сохранение жизни. О том, что организм длительное время находится под воздействием хронического стресса, можно судить по трем характерным симптомам. Этот симптомокомплекс Ганс Селье назвал генерализованным адаптационным синдромом, а впоследствии он получил название неспецифической реакции стресса или триады Селье.

Во-первых, увеличивается корковый слой надпочечников, которые выделяют адреналин и глюкокортикоиды. Эти стрессорные гормоны имеют противовоспалительную и иммуноподавляющую активность, поэтому второй характерной реакцией на длительный стресс служит уменьшение лимфатических структур и ослабление иммунитета. В связи с этим хронический стресс зачастую сопровождают инфекционные заболевания. В-третьих, под действием адреналина появляются язвы на слизистой оболочке желудка.

Для облегчения убегания от опасности происходит эвакуация содержимого прямой кишки и мочевого пузыря. Этот феномен хорошо известен под названием «медвежья болезнь»

Следует особо подчеркнуть, что ущерб здоровью наносит не сам стресс, а неблагоприятные изменения условий существования, к которым человеку не удалось приспособиться или избежать их прежде, чем защитные ресурсы организма оказались исчерпаны. При этом следует отметить, что умеренные стрессы неизбежны и необходимы для нашего развития и существования.

Физиологические реакции при стрессе направлены на оптимизацию приспособлений к изменениям в окружающей среде. При стрессе расширяются бронхи, повышаются частота и глубина дыхания, поскольку от снабжения кислородом тканей зависит работоспособность организма. Усиливается кровоток, направленный к органам, необходимым для борьбы за жизнь, — сердцу, легким и скелетным мышцам. Одновременно сужаются кровеносные сосуды, расположенные близко к поверхности кожи, идущие к внутренним органам. Поскольку во время внезапного стресса человеку явно не до еды, то прекращаются моторика пищеварительного тракта и его секреторная активность.

Мотивации, не связанные с потенциальной борьбой за сохранение жизни, отходят на второй план — в частности тормозятся пищевое и репродуктивное поведение

Для облегчения убегания от опасности происходит эвакуация содержимого прямой кишки и мочевого пузыря. Этот феномен хорошо известен под названием «медвежья болезнь». При этом почки перестают вырабатывать мочу — так создается резерв жидкости в организме, который пригодится в случае ранения для восстановления объема крови. Наблюдается пилоэрекция, то есть волосы на коже «встают дыбом». Эндокринологические стрессовые реакции проявляются в усилении секреции адреналина, норадреналина, кортиколиберина, кортикотропина, глюкокортикоидов, эндогенных опиатов и вазопрессина. При этом тормозится секреция инсулина, гормона роста и гонадолиберина.

Одними из главных показателей стресса считают изменение секреции кортизола. Однако этот гормон активно секретируется при любой физической нагрузке, а также при мышечной работе, изменении температуры окружающей среды, то есть в условиях, когда организм нуждается в интенсификации углеводного обмена. Стресс сопровождается усилением глюконеогенеза и повышением концентрации глюкозы в крови, клетках мозга, сердечных и скелетных мышцах.

Изменения поведения всегда начинаются с увеличения тревожности, которая сопровождается активацией сенсорных систем. Обостряются все чувства, поскольку необходимо собрать как можно больше информации о новой ситуации. Резко возрастают внимание и способность к запоминанию, чтобы повторение этой ситуации впредь не оказывало стрессорного воздействия. Изменяется состояние моторики — человек становится более подвижным или, наоборот, скованным, в зависимости от его психологического типа.

Боевые действия, стихийные бедствия, общественное или сексуальное насилие вызывают травмирующий стресс и являются причиной посттравматических расстройств

Стрессогенность возрастает при дефиците времени, которое нужно для решения проблемы. Время необходимо для поиска ключевого стимула, что позволит характеризовать ситуацию как знакомую, и для выбора наиболее подходящей программы поведения. Недостаток времени усиливает субъективную новизну ситуации и повышает уровень стресса. К сожалению, одной из систем, подавляемых стрессом, является рациональное логическое мышление. Величина стресса определяется не только формальной новизной ситуации, но и ее биологической значимостью.

Мотивации, не связанные с потенциальной борьбой за сохранение жизни, отходят на второй план — в частности тормозятся пищевое и репродуктивное поведение. Все эти процессы требуют энергии, которую организм перенаправляет на спасение жизни. При стрессе тормозятся процессы роста, дифференцировки и регенерации. Регулярные стрессорные нагрузки приводят к болезням соответствующих систем, особенно у детей и подростков, у которых процессы роста и дифференцировки тканей еще не завершены.

Особо разрушительное воздействие на организм человека оказывает неконтролируемый стресс. К нему невозможно приспособиться, избежать и предсказать его возникновение и/или прекращение. При непредсказуемости изменений в окружающей среде развивается тяжелая стрессорная реакция, зачастую приводящая к депрессии и смерти. Стресса невозможно избежать, если неприятный стимул действует в течение продолжительного времени, поскольку адаптивные возможности организма не беспредельны.

У городских и деревенских жителей кардинально отличаются нейронные механизмы, определяющие возникновение стресса, а именно активность миндалин и лимбической системы головного мозга

Боевые действия, стихийные бедствия, общественное или сексуальное насилие вызывают травмирующий стресс и являются причиной посттравматических расстройств. У человека, пребывающего в условиях боевых действий непрерывно на протяжении более 6 мес, вследствие хронического стресса психические изменения становятся необратимыми. Механизмы возникновения стресса отличаются у городских и сельских жителей. Горожанам приходится ежедневно сталкиваться с гораздо бóльшим количеством стрессовых ситуаций, поэтому у них значительно чаще возникают всевозможные нарушения психики, тревожные неврозы, аффективные расстройства, депрессия, склонность к насилию и шизофрения.

В то же время деревенский житель, приехавший в город, из-за непривычного воздуха, зрительных, слуховых, обонятельных раздражителей, необычного стиля социальных контактов тоже подвергается сильному стрессу. Установлено, что у городских и деревенских жителей кардинально отличаются нейронные механизмы, определяющие возникновение стресса, а именно активность миндалин и лимбической системы головного мозга.

Избавиться от стресса невозможно, да и не нужно. Ведь перемены бывают приятными, и такой стресс приносит несомненную пользу. При стрессе, среди прочего, происходит усиленное выделение эндогенных опиатов — энкефалинов и эндорфинов. Эти вещества подобно их растительным аналогам вызывают эйфорию. Именно с повышением их секреции связаны положительные эмоции при стрессе.

Несмотря на то что стресс может причинять вред здоровью, в целом стрессорная реакция направлена на повышение приспособленности организма. Даже к сильному и неприятному воздействию возможно адаптироваться, если оно возникает периодически и последовательно. Со временем выраженность стрессорной реакции уменьшается, так как стимул утрачивает новизну. Но это только в том случае, если организм может приспособиться к изменению раньше, чем будут исчерпаны его ресурсы.

Человек адаптируется к конкретным изменениям среды: организм спортсмена привыкает к мышечным нагрузкам, полярника — к холоду, регулировщика уличного движения — к выхлопным газам. Даже если ситуация требует напряжения физических сил и психических способностей, но при этом привычна, человек не испытывает стресса. Следует стремиться к тому, чтобы начало и окончание действия нежелательного стимула были предсказуемыми. Непредсказуемость ослабляет действие приятных для человека стимулов, вызывающих положительные эмоции. Поэтому сюрпризы, которые мы устраиваем своим близким, не всегда радуют их так, как хотелось бы.

В повседневной жизни мы постоянно испытываем стресс, поэтому для успокоения стремимся к чему-то привычному и предсказуемому. Это ярко выражено у маленьких детей, ежедневно требующих перечитывать хорошо известную им книгу. Непреходящая популярность серийной литературы у взрослых объясняется именно тем, что при чтении очередного романа из знакомой серии ощущение новизны снижено до минимума. Это эффективное и доступное средство защиты от стресса реальной жизни, поскольку они погружают читателя в хорошо знакомую и поэтому успокаивающую атмосферу. Именно поэтому неизменным коммерческим успехом пользуются сериалы и фильмы со стереотипным и предсказуемым сюжетом.

Высшее образование улучшает способность приобретать новый опыт, переводить его в конкретные программы поведения, приспосабливаться к новым условиям и в результате быстро переводить новую ситуацию в категорию привычных

Интересное открытие было сделано при изучении постстрессорных расстройств. Оказалось, что от переживаний, вызванных участием в боевых действиях, значительно меньше страдали ветераны с высшим образованием, чем люди с криминальным прошлым. Это связано с тем, что обучение в ВУЗе улучшает способность приобретать новый опыт, переводить его в конкретные программы поведения, приспосабливаться к новым условиям и в результате быстро переводить новую ситуацию в категорию привычных.

Продолжая самообразование, мы не только совершенствуемся, но и повышаем свою способность избегать неконтролируемых стрессов, оставляя себе только приятно бодрящие стрессы. Накопление житейского и профессионального опыта способствует уменьшению числа ситуаций, вызывающих стресс.

Татьяна Кривомаз, д-р техн. наук,
канд. биол. наук, профессор

источник

В течение многих веков люди жили размеренной жизнью и сталкивались преимущественно с ситуациями, связанными с выживанием – острый стресс. В настоящее время всё более бешеный ритм мегаполиса, состояние нестабильности, мнимое ощущение опасности, работа с повышенной ответственностью, частая смена информации, зависимость от действий других людей приводят к возникновению хронического стресса . Если вы не можете “отключиться” от этой суеты или мало спите, то вероятнее всего, вы живёте в хроническом стрессе, и эта статья – специально для вас. Что такое хронический стресс? Каковы его признаки, симптомы, причины и последствия? Действительно ли стресс разрушает организм? Можно ли предотвратить стресс? Как справиться с хроническим стрессом и противостоять ему? Об этом — психолог Виктория Мусатова специально для CogniFit («КогниФит») .

Нужно ли бороться с хроническим стрессом? К стрессу , в принципе, стоит относиться положительно, так как стресс даётся человеку для того, чтобы мобилизовать свои защитные функции . При каждом стрессовом воздействии мы можем сделать больше, мы становимся сильнее, но это в том случае, если стресс преодолим, если после стресса наступает период отдыха. А вот если стресс длительный, хронический, то мы исчерпываем все наши защитные системы и начинаем болеть.

Читайте также:  Стресс как система адаптивных реакций организма

Итак, обратимся к истории. В XIX – начале XX века проявления хронического стресса называли аристократической меланхолией. Считалось, что люди из высших кругов общества и богемы наиболее подвержены этому заболеванию, которое, по мнению врачей того времени, практически всегда приводило к смертельному исходу. Лишь в 30-х годах прошлого столетия начались серьёзные исследования хронического стресса.

Что такое стресс? Открытие и научная разработка стресса принадлежат Гансу Селье . Будучи студентом второго курса, он впервые обнаружил стереотипный ответ организма на любой раздражитель. Его заинтересовало, почему же у людей с любыми реакциями и любыми заболеваниями всегда есть общая группа симптомов, например, ухудшение аппетита, снижение мышечной массы, ослабление организма .

Он начал ставить опыты на животных и обнаружил, что инъекции вызывают у животных такие же реакции, какие наблюдаются при травмах, инфекциях и др. поражениях организма, он реагирует одним образом. Селье назвал такую реакцию общий (адаптивный) синдром . И только потом эта реакция получила название стресс. Селье эту реакцию объяснял следующим образом: “Важнейшая функция психики – это уравновешивание организма с постоянно меняющимися условиями внешней среды”. Таким образом,

Стресс – это совокупность адаптационных реакций организма на различные физические или психологические неблагоприятные факторы-стрессоры, которые нарушают гомеостаз, состояние нервной системы и/или организма в целом.

Стресс является важнейшим инструментом адаптации, тренировки организма.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции у себя и у вашего ребёнка? Тренируйте основные способности мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения. Программа рекомендуется детям старше 7 лет и взрослым.

Сама реакция стресса распределяется по трем стадиям:

  • стадия тревоги
  • стадия резистентности
  • стадия истощения.

При появлении раздражителя организм испытывает тревогу, включается мобилизирующая функция. Если стрессор сильный, то уже на стадии тревоги организм может погибнуть, например, от разрыва сердца от страха . Если ресурсов в организме достаточно, то наступает стадия резистентности. Здесь признаки тревоги уже отсутствуют, а сопротивляемость организма повышается.

Слабое и краткосрочное воздействие стрессора приводит к тому, что организм в какой-то момент приспосабливается к ситуации и приобретает для себя новые знания, умения и навыки. То есть усиливается его адаптивность.

А вот сильное и длительное воздействие стресса приводит к стадии истощения или к стадии дистресса . Возвращаются симптомы тревоги, но уже не кратковременные, а долгосрочные, наносящие вред организму. То, что обычно люди называют стрессом и относится к этой стадии – это стадии дистресса.

Исходя из этого, Селье, выделяет два вида стресса: эустресс и дистресс . Дистресс всегда неприятен и связан с вредоносным стрессом , а эустресс носит позитивный характер , то есть он активирует наш организм для того, чтобы мы адаптировались к среде.

  • Нарушения сна и аппетита
  • Физическая слабость и головные боли
  • Постоянная усталость , апатия
  • Проблемы с концентрацией внимания , памятью , скоростью мыслительного процесса
  • Нервозность, суетливость, желание всё контролировать, невозможность расслабиться
  • Тяга к алкоголю , вредной пище
  • Снижение иммунитета, обострение заболеваний внутренних органов
  • Сексуальные расстройства
  • Мышечное напряжение
  • Возникновение высыпаний на теле, выпадение волос.

Отдельно хочу выделить три важных симптома , при появлении которых нужно срочно обращаться за помощью к специалисту :

3. боль в мышцах, в т.ч. боль в мышцах шеи и плечевого пояса.

– Гормональные и нервные расстройства

– Длительные и интенсивные психоэмоциональные нагрузки

– Нарушение ритма труда и отдыха

– Неблагоприятные семейные и бытовые обстоятельства.

Итак, давайте отдельно разберём, как стресс влияет на мозг и на организм в целом.

Хронический стресс подвергает мозг изменениям. Хронический стресс, который бывает при постоянных перегрузках и конфликтах влияет на размер, структуру и функциональность мозга на генетическом уровне .

Стресс начинается с того, что называют гипотоламо-гипофизарно-адреналовой системой (ГГААС). Т.е. комплекс взаимодействия эндокринных желёз мозга и надпочечников, который регулирует реакцию вашего организма на стресс. Когда ваш мозг распознаёт стрессовую ситуацию, ваша ГГААС моментально активизируется, и синтезирует такой гормон, как кортизол, который приводит организм к готовности быстро действовать. Длительные периоды повышенного уровня кортизола значительно вредят мозгу .

Хронический стресс увеличивает степень активности и количество нервных связей в миндалинах мозга, в центре страха. И вместе с ростом уровня кортизола сигналы в гиппокампе , части мозга, отвечающей за обучаемость, память и контроль стресса, разрушаются. Гиппокамп также подавляет работу ГГААС, поэтому, когда он ослабевает, ослабевает и наша способность контролировать стресс.

Но это ещё не всё – кортизол может буквально уменьшить мозг в размере. Повышенный уровень этого гормона вызывает потерю синаптических связей между нейронами и уменьшает префронтальную кору мозга, которая отвечает, за такие процессы, как концентрация, принятие решений, рассуждение и социальные взаимодействия. И ещё это ведёт к образованию меньшего числа клеток головного мозга в гиппокампе. Это значит, что хронический стресс может усложнить процесс усвоения и запоминания , а также “подготовить почву” для более серьёзных проблем, например, как депрессия и болезнь Альцгеймера .

Вы подозреваете у себя или близкого вам человека депрессию? Узнайте с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на депрессию , присутствуют ли тревожные признаки и симптомы, которые могут указывать на наличие этого расстройства. Получите подробный отчёт с рекомендациями менее, чем за 30-40 минут.

Влияние стресса наблюдается даже в ДНК мозга. Как показал эксперимент с крысами, внимание и забота, оказываемые самкой крысы своему новорождённому, играют решающую роль в том, что этот детёныш реагирует на стресс позже в своей жизни. Потомство хорошей мамы выросло менее чувствительным к стрессу, потому что в их мозге было больше рецепторов, которые цепляются к кортизолу и притупляют реакцию стресса.

У потомства плохой мамы наблюдается противоположный эффект. Её дети были более восприимчивы к раздражителям. Эти изменения считаются эпигенетическими, то есть они влияют на выраженность определённых ген без вмешательства в сам генетический код. Эти изменения обратимы, если поменять материи местами.

Эксперимент дал ещё один интересный результат. Эти генетические изменения сохраняются на протяжении многих поколений её потомства. Другими словами, эти изменения наследственны .

Однако, не всё так плохо. Существует множество способов борьбы с последствиями повышенного кортизола в нашем перегруженном мозге. Как справиться со стрессом? Самый действенный способ – физическая активность и медитация , подразумевающая глубокое дыхание, осознание и сосредоточенность на том, что нас окружает. Этим вы понизите свой уровень стресса и увеличите свой гиппокамп, тем самым вы улучшите свою память. Поэтому не стоит унывать под давлением будней – возьмите свой стресс под контроль прежде, чем он начнёт контролировать вас!

Надпочечники выделяют гормоны стресса: кортизол, адреналин и норадреналин . Путешествуя с током крови, эти гормоны легко попадают в сосуды и сердце. Адреналин заставляет сердце биться чаще и повышает давление, со временем вызывая гипертонию. Кортизол также может нарушать функционирование эндотелия, выстилающего внутреннюю поверхность сосудов. Сейчас учёные знают, что это может запустить развитие атеросклероза, образование холестериновых отложений в ваших артериях. Всё это повышает шансы сердечного приступа или инфаркта.

Когда мозг чувствует стресс, он активирует автономную нервную систему. Через эту сеть нервных связей головной мозг сообщает о стрессе энтеральной нервной системе. Эта связь между мозгом и кишечником приводит не только к появлению “бабочек” в животе, но и может нарушать естественные ритмичные сокращения, которые продвигают съеденную пищу, что может привести к синдрому раздражённого кишечника и повысить восприимчивость к кислоте, увеличивая вероятность изжоги.

Через энтеральную нервную систему стресс также может изменить состав и работу кишечных бактерий, что может ухудшить пищеварение и здоровье всего организма. Также стресс влияет на стройность. Кортизол может усиливать аппетит, он как бы отдаёт приказ восполнять запасы энергии. Поглощая богатые углеводами продукты, вы объедаетесь, пытаясь успокоиться.

Высокий уровень кортизола также может способствовать накоплению висцеральных или внутрибрюшных жиров. Этот жир не только мешает нам застёгивать штаны – он действует, как отдельный орган, активно выделяя гормоны и вещества иммунной системы, а они могут повысить риск возникновения хронических заболеваний, таких как болезни сердца и инсулинорезистентность.

Сами гормоны стресса тоже различным образом воздействуют на клетки иммунной системы. Изначально они помогают готовиться к борьбе с “захватчиками” и заживляют полученные раны, но хронический стресс может подавлять работу некоторых иммунных клеток, делая человека более подверженным инфекциям и замедляя выздоровление.

С хроническим стрессом связано укорочение теломер – концевых участков хромосом, измеряющих возраст клетки. Теломеры задают границы хромосом, что позволяет копировать ДНК при каждом делении клетки, не повреждая её генетический код. С каждым делением они укорачиваются. Когда теломеры становятся слишком короткими, клетка больше не может делиться и умирает.

1. Выпрямите спину, отведите плечи назад и вниз, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Постарайтесь дышать не грудной клеткой, а животом, и чтобы выдох был длиннее вдоха по времени.

2. “Просканируйте” всё тело от макушки до стоп и постарайтесь расслабить все мышцы, которые напряжены. При этом глубоко дышите животом.

3. Расслабьте челюсть, брови, уголки рта. Можете помассировать виски.

4. Прислушайтесь к ощущениям в теле. Удобно ли вы сидите? Удобна ли ваша одежда? Хотите ли вы есть, пить и прочее?

5. Улыбнитесь или стройте гримасы.

6. Встаньте, потянитесь, сходите куда-нибудь или просто походите по комнате.

9. Помассируйте свои плечи и шею.

10. Закройте глаза и погрузитесь в какое-нибудь приятное воспоминание. Главное, как можно больше упоминайте детали, например, погода, запахи, звуки и т.д.

Как лечить хронический стресс? Обращаю ваше внимание, что не стоит затягивать с посещением психотерапевта. Кроме того, диагноз “хронический стресс” может поставить только специалист. Если острая стадия, то назначается медикаментозная терапия, которая оказывает седативное и тонизирующее действие, также подключается психотерапия.

Очень хорошо с хроническим стрессом справляется техника десенсибилизации и переработки движением глаз (ДПДГ) – важно отрабатывать эту технику при участии профессионального психотерапевта, владеющего данным методом.

Стоит отметить, что при хроническом стрессе будет полезна йога, дыхательные упражнения , релаксационные методики. Важно обратить внимание на образ жизни и питание.

Читайте также:  Стресс и тревога в наше время

Благодарю за уделённое внимание. Буду рада вашим вопросам и комментариям. Здоровья вам и вашим близким!

источник

Будучи студентом медицинского факультета, будущий биохимик Ганс Селье обратил внимание, что различные инфекционные заболевания начинаются одинаково. У человека появляется слабость, быстрая утомляемость, нежелание чем-либо заниматься, снижается аппетит, его охватывает пессимистическое настроение. Студенту показалось странным, что различные возбудители заболеваний вначале вызывают одинаковые признаки, а отличительные симптомы, которые позволяют диагностировать болезни, появляются несколько позже. Селье поделился своими наблюдениями с преподавателем, но тот отчитал его и посоветовал не заниматься ерундой.

Через 10 лет, когда Селье уже стал биологом и работал в Канаде, ему вновь пришлось столкнуться с похожим эффектом. Он исследовал воздействие ядовитых веществ на животных. Какое бы вещество Селье ни вводил животным, кроме специфических изменений всегда присутствовали одни и те же своеобразные признаки: повышалась активность коры надпочечников; вилочковая железа и лимфатические узлы сморщивались; в желудочно-кишечном тракте появлялись язвочки.

Так Ганс Селье обнаружил “синдром ответа на повреждение, как таковое”. Вскоре он понял, что эта реакция формируется “на уровне целого организма”. Селье назвал ее “общим адаптационным синдромом”, или “РЕАКЦИЕЙ СТРЕССА”. Более тщательные исследования показали, что стресс может быть вызван не только повреждением, но и любыми воздействиями, обладающими высокой степенью биологической активности. Например, физическими факторами (холод, тепло, рентгеновские лучи, сильный звук или свет); болью, усиленной физической работой, эмоциональным напряжением и другими факторами.

Селье предположил, что СТРЕСС – приспособительная неспецифическая реакция организма на сильные раздражители, которые организм расценивает как опасные для своего существования. На любые опасные для жизни воздействия (стрессоры) организм отвечает реакцией всего организма, включающей в себя все свои системы и уровни. То есть, при реакции стресс в организме формируется общий фон, на который в свою очередь накладываются специфические реакции, зависящие от специфики раздражителей.

Реакция стресс формируется регулирующими системами (вегетативной нервной и эндокринной системами). Большое значение в формировании реакции стресса принадлежит гипоталомической области мозга, являющейся центром интеграции вегетативной нервной системы и эндокринной системы.
Действие стрессоров организм всегда воспринимает как нападение и срочно проводит мобилизацию сил для обеспечения активных физических действий. Основная задача реакции стресс – быстро и любой ценой получить энергию, необходимую для битвы с агрессором или бегства, а также затормозить жизненные процессы, непосредственно несвязанные с предполагаемой битвой.

Реакция стресс формируется активизацией симпатического отдела вегетативной нервной системы с отклонением ее от физиологических норм функционирования и выделением больших доз адреналина и глюкокортикоидов. Это приводит к быстрому выделению энергии за счет распада жиров, углеводов и белков, изымаемых, прежде всего, у некоторых органов иммунной системы. Кроме того, большие количества глюкокортикоидов непосредственно подавляют защитные реакции, в том числе и иммунные. Вместе с этим происходит повышение артериального давления и свертываемости крови. Так приспособительная реакция стресс подготавливает организм к физической борьбе и возможным кровотечениям, но делается это с причинением вреда ряду систем организма. Поэтому слишком сильный или длительный стресс может стать неспецифической причиной заболеваний или даже гибели.

Следует учитывать, что условия современной жизни способствуют усилению отрицательного влияния стресса на здоровье человека. Когда-то приспособительная реакция стресс была не только оправданной, но наиболее рациональной. В настоящее время жизненные ситуации стали сложней и многогранней, и активные физические действия часто не представляют собой оправданный адекватный ответ на действие стрессоров. Возникают ситуации, при которых управляющие системы осуществляют подготовку и приводят организм в точку кульминации, а завершения цикла (совершения физической работы) не происходит. Это приводит к увеличению отрицательных последствий и более часому возникновению тяжелых болезней, особенно в условиях ГИПОДИНАМИИ.

Доказано, что СТРЕСС стал причиной возникновения как соматических, так и психических болезней XX и XXI века. Поэтому ТЕОРИЯ СТРЕССА получила широкое распространение во всем мире.
Но нужно отметить, что теория стресса не включает в себя другие типы общих приспособительных реакций организма, что значительно ограничивает ее применение в практическом здравоохранении. Поэтому возрастающий поток больных делает проблему повышения эффективности лечения и профилактики актуальной и вынуждает медиков обратить пристальное внимание на другие типы неспецифических адаптационных реакций.

В процессе эволюционного развития живые организмы использовали различные пути и способы приспособления, но только наиболее удачные закреплялись и передавались по наследству. К одному из таких удачных путей относится способность организма отвечать однотипной системной неспецифической реакцией стресс на воздействия различные по качеству и специфике, но сильные по степени своей биологической активности. В настоящее время хорошо известно, что при стрессе наряду с элементами защиты также присутствуют и элементы повреждения.

По-видимому, приспособление ценой повреждений может быть целесообразно только при воздействиях, угрожающих жизни. Поэтому приспособление — стресс по отношению к раздражителям обычной (слабой и средней) силы биологически нецелесообразен и не смог бы закрепиться в процессе эволюции. Логично предположить, что в ответ на раздражители обычной силы в организме должны развиваться другие типы системных неспецифических приспособительных реакций.

Скорее всего, это понимал Ганс Селье и другие исследователи. В своих последних работах Селье говорит о плохом стрессе (дистрессе) и о хорошем стрессе (эустрессе). Но, к сожалению, сформулировать их отличительные особенности Селье не успел. Такая неопределенность существовала длительное время, давая поводы к свободному толкованию понятий «дистресс» и «эустресс», и приводя к логическим абсурдам.
В 1975 году группа российских ученых (Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина и М.А. Уколова) обнаружила и описала кроме стресса еще четыре типа общих неспецифических адаптационных реакций организма (антистрессорные реакции), которые ученые назвали:

  1. реакция тренировки,
  2. реакция спокойной активации,
  3. реакция повышенной активации,
  4. переактивация.

Возможность повысить эффективность традиционных средств и методов лечения, реабилитации, профилактики и оздоровления.

Периодическая таблица общих неспецифических адаптационных реакций организма
(приведена с небольшими нашими изменениями).

Трудно в популярном виде изложить теорию общих неспецифических адаптационных реакций, но для того, чтобы вы могли на практике применить эти знания для лечения болезней и оздоровления организма, попытаемся кратко и в упрощенном виде рассказать о некоторых положениях теории. Это не займет много времени, и это ВАЖНО ПОНЯТЬ.

Во-первых. В любой момент времени в человеческом организме развивается одна из общих неспецифических адаптационных реакций организма, представленных в периодической таблице и пронумерованных от 1 до 18.

Во-вторых. Общая неспецифическая адаптационная реакция организма — системная неспецифическая приспособительная реакция всего организма (задействованы все системы и уровни) в ответ на действие определенного раздражителя. Реакции различаются, прежде всего, функциональным состоянием регулирующих систем организма (вегетативной нервной системы и эндокринной системы), а также иммунной системы.
Тип реакции и уровень реактивности организма, на котором реакция развивается, могут быть проконтролированы с помощью общего анализа крови. Тип неспецифической адаптационной реакции определяется по процентному содержанию лимфоцитов в лейкоцитарной формуле периферической крови. Уровень реактивности – по степени напряженности в лейкоцитарной формуле.

В-третьих. Общая неспецифическая адаптационная реакция организма создает общий фон, на котором развиваются и от которого во многом зависят все остальные реакции. Поэтому фон является неспецифической ОСНОВОЙ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ПРЕДБОЛЕЗНИ И БОЛЕЗНИ.

В-четвертых. Исследования показали:
а) общие неспецифические адаптационные реакции организма, пронумерованные от 1 до 5, соответствуют состояниям здоровья;
б) реакции, пронумерованные от 6 до 9 и 17, соответствуют состояниям предболезни;
в) реакции, пронумерованные от 10 до 16 и 18, соответствуют состояниям болезни.
Причем, чем меньше номер, тем более благоприятное состояние, и, наоборот, чем больше номер, тем состояние более тяжелое.

В-пятых. Наиболее неблагоприятным типом общих неспецифических адаптационных реакций является стресс. Чаще всего именно он становится неспецифической основой возникновения и развития заболеваний. Причиной стресса могут стать перепады температуры, инфекции, травмы, изнуряющие физические нагрузки, напряженная умственная работа, сильное нервное напряжение и другое. Короче говоря, стресс встречается на каждом шагу, и полностью избежать его невозможно.

Предварительные выводы. В связи с вышеизложенным, для достижения целей восстановления, сохранения и укрепления здоровья, большое значение имеет борьба со стрессом. Причем, борьба со стрессом должна осуществляться по двум направлениям: профилактика стресса и преодоление стресса. Наиболее перспективным для достижения этих целей является целенаправленный вызов и поддержание более благоприятной антистрессорной реакции.

Принципиальным отличием этого подхода является то, что действия направлены “не “против” (болезни, симптома, микрофлоры и др.), а ”ЗА” восстановление гармонии, целостности, физиологических взаимоотношений между системами организма” (Л.Х. Гаркави).
Однако, в реальности существуют сложности при вызове и поддержании антистрессорных реакций организма, особенно при продолжающемся действии сильных и патогенных раздражителей.

В 1992 году российский исследователь А.А. Датченко (г. Таганрог) смог найти решение, которое позволяет осуществлять ИЗМЕНЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ АДАПТАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ НА БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ, даже при действии сильных и патогенных раздражителей. для изменения адаптационных реакций А.А.Датченко использовал совокупность сочетанных физических факторов низкой интенсивности.

Выбранные им действующие факторы обладают биологической значимостью для организма. В процессе эволюционного развития у человека выработалась повышенная чувствительность к их изменениям. Кроме того, действующие факторы имеют важную особенность – они квазипериодичны в окружающей среде, что используется организмом для синхронизации биоритмов. Подробней смотрите: «ОЛМ-01: принципы действия, основные факторы воздействия».

На основе этих действующих факторов в 1993 году Датченко А.А. разработал и запатентовал способ и устройство для восстановления и сохранения здоровья. Тогда же, после проведения клинических испытаний, Минздрав РФ сертифицировал и рекомендовал к использованию медицинское устройство, являющееся основным средством, используемым в этой технологии. Устройство получило название: “ОДЕЯЛО ЛЕЧЕБНОЕ МНОГОСЛОЙНОЕ ОЛМ-01”, оно относится к здоровьсберегающим технологиям восстановительной медицины.

Обертывание в Одеяло лечебное ОЛМ-01 позволяет добиться последовательного вызова и поддержания более благоприятных общих неспецифических адаптационных реакций организма, что ведет к нормализации функционирования регулирующих систем и защитной системы организма.

ОЛМ процедуры используют для борьбы со стрессами.
Профилактика стресса осуществляется за счет повышения устойчивости организма к действиям стрессоров.
Преодоление стресса происходит путем вызова более благоприятного типа адаптационной реакции.

Опыт использования Одеяла лечебного ОЛМ-01 в медицинской практике свидетельствует о высокой эффективности его применения, не только для борьбы со стрессами, но и для ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНЕЙ, РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ, ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА, ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗМЕРНО БОЛЬШИХ НАГРУЗОК и ДЕЙСТВИЯ ПОВРЕЖДАЮЩИХ ФАКТОРОВ, ОМОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМА, а также для применения в комплексных методах лечения, реабилитации, профилактики и оздоровления с целью повышения эффективности традиционных средств и методов, снижения действия их побочных эффектов.

источник