Меню Рубрики

Стресс понятие о психоэмоциональном стрессе

Несмотря на то, что самыми распространёнными заболеваниями XXI века считаются рак и ожирение, психологи называют вместо них другой диагноз — эмоциональный стресс. Согласно статистике, именно он является причиной желудочно-кишечных и кардиологических заболеваний, наркомании и алкоголизма, мигрени и бессонницы, а также несчастных случаев на производстве. Если посчитать, сколько жизней обрывается в результате, данное состояние без преувеличения можно назвать смертельно опасным. Тогда как современный человек настолько привык к постоянным стрессовым ситуациям, что воспринимает их как данность и даже не пытается бороться с психоэмоциональным истощением.

Эмоциональный стресс — это состояние, возникающее в результате сильных отрицательных переживаний, требующих неожиданно покинуть зону комфорта и заставляющих адаптироваться к новым условиям психологически и физиологически. Факторы, его вызывающие, называются стрессорами.

Если говорить более простым языком, в психологии это состояние сильнейшего психоэмоционального переживания из-за конфликтных ситуаций, длительно и болезненно ограничивающих удовлетворение каких-либо потребностей.

Такие науки, как антропология, анатомия и физиология, определяют данное состояние как реакцию организма, формирующуюся в процессе филогенеза, на воздействие агентов, сигнализирующих об опасности. Это активизирует симпато-адреналовую систему, которая мобилизует внутренние защитные силы на борьбу. В результате симпатические и парасимпатические возбуждения генерализованно распределяются по телу, что приводит к нарушению деятельности либо ССС, либо ЖКТ.

В основе возникновения обычного стресса — изменения гипофизарно-надпочечниковых отношений. Тогда как эмоциональный формируется вследствие эмоциональных реакций психической деятельности. Они отличаются более длительным действием и приводят к трансформациям химической чувствительности нейронов головного мозга к нейромедиаторам и нейропептидам.

Эмоциональный стресс проходит в своём развитии 3 стадии:

  • тревога (отреагирование) — оценка ситуации и собственных сил;
  • резистентность — активация защитных механизмов;
  • истощение — полное исчерпание всех психоэмоциональных ресурсов.

Нельзя допустить, чтобы наступила третья фаза, иначе потом придётся долго лечить последствия.

В психологии возникновение эмоционального стресса связывается с ситуацией угрозы для организма. Первой на неё реагирует именно эмоциональная сфера — отсюда и название. Опасность может быть:

  • эмпирической (надуманной) — например, когда девушке кажется, что она не сможет жить, если её бросит любимый;
  • реальной — например, когда больному объявляют смертельный диагноз.

В любом случае стресс возникает в условиях дискомфорта, когда отсутствует возможность реализовать или удовлетворить определённые потребности.

  • обида вследствие перенесённого унижения или оскорбления;
  • страх, тревога, беспокойство, повышенная ответственность — они могут быть как надуманными, так и реальными перед какими-то серьёзными испытаниями: экзаменом, свадьбой, выступлением;
  • предательство близкого человека;
  • хроническая усталость, цейтнот;
  • сложные жизненные обстоятельства: смерть близкого человека, развод, потеря рабочего места;
  • адаптация к новым условиям существования (в связи с переездом, сменой работы);
  • ситуация выбора;
  • проблемы в отношениях, конфликтные ситуации дома, с друзьями, на работе.

Иногда причиной являются не только эмоционально-отрицательные факторы, но и эмоционально-положительные. Например, крупный выигрыш, рождение двойни, резкий карьерный рост и т. д.

  • нарушения в функционировании ЦНС;
  • бессонница;
  • гормональный сбой;
  • физическое или умственное переутомление;
  • эндокринные заболевания;
  • личностная декомпенсация;
  • посттравматические расстройства;
  • неправильное питание.

Если эмоциональный стресс возникает на фоне каких-то конкретных заболеваний, для начала следует пролечить их, а затем уже (или параллельно) заниматься непосредственно душевным состоянием.

В группе риска оказываются люди, эмоционально возбудимые, творческие, психически неустойчивые, проживающие в мегаполисах, с повышенным уровнем тревожности, социально незащищённые, закрытые (которые держат всё глубоко в себе), а также дети и подростки.

Стрессовое состояние нельзя не заметить. Его возникновение сопровождается целым симптомокомплексом. В первую очередь проявляются психоэмоциональные признаки:

  • слезливость;
  • повышенная раздражительность, психоз, нервозность вплоть до припадков, гнев, агрессивность;
  • плохое настроение;
  • «уход» в себя, ограничение круга общения, нежелание разговаривать, стремление к одиночеству;
  • отказ от увеселительных мероприятий;
  • снижение работоспособности, концентрации внимания, быстроты мыслительных реакций;
  • слабость, вялость;
  • неконтролируемые действия «на автомате»: поставить чашку горячего чая в холодильник, почистить зубы щёткой без пасты, не взять сдачу в магазине;
  • неспособность рационально анализировать ситуацию, здраво рассуждать мыслить, отсюда — неадекватные реакции на происходящее;
  • снижение самооценки.

Вслед за открытыми проявлениями эмоций начинают обнаруживаться признаки, связанные с физиологией:

  • усиливается частота дыхания, начинается одышка, которая может закончиться приступами нехватки воздуха и гипоксией;
  • напрягаются отдельные группы мышц, что приводит к крепатуре и спазмам даже без физических нагрузок;
  • учащается пульс, может наблюдаться тахикардия;
  • скачет артериальное давление;
  • обостряется аллергия;
  • начинаются проблемы с работой ЖКТ: дискомфорт, вздутие, запоры, обостряются гастрит и язва;
  • обнаруживается повышенная потливость;
  • диагностируются достаточно сильные головные боли;
  • колеблется температура тела.

Если эмоциональный стресс несильный, а нервная система крепкая, при своевременно принятых мерах симптомокомплекс, связанный с физиологией, может и не проявиться. Это снижает риск последствий для здоровья и существенно облегчает дальнейшее лечение.

Реакция организма, вызванная сильнейшими положительными эмоциями. Активирует адаптационные способности.

Реакция организма на отрицательные эмоции, ситуацию угрозы и опасности для жизни, дискомфорт, конфликт, психотравму. В психологии является патологическим состоянием, которое дезорганизует поведенческую и психологическую активность. Влечёт за собой негативные последствия.

Психоэмоциональный стресс

Одни психологи не разграничивают между собой психоэмоциональный и эмоциональный стрессы, считая, что их объединяет один набор возможных причин и единый симптомокомплекс. Однако есть группа специалистов, выделяющих данный вид как расстройства, продиктованные исключительно социальными условиями: проблемами в отношениях, конфликтами, невозможностью нормально общаться и т. д.

Хронический эмоциональный стресс

Диагностируется, если не пройти курс лечения и не предпринимать никаких мер для выздоровления.

Вид эмоционального стресса определяет лечение. От него же зависят и возможные последствия для психического и физического здоровья.

Человек, переживающий й стресс, в первую очередь должен справиться с ним самостоятельно. Какие рекомендации в этом случае дают психологи:

  • заняться спортом: начать по утрам бегать или делать зарядку, гулять пешком по вечерам, после работы ходить в тренажёрный зал или на танцы;
  • постараться исключить из жизни стрессовый фактор, избегать психотравмирующих ситуаций и ненужных переживаний;
  • вести дневник с подробным анализом прошедшего дня: иногда изложение мыслей на бумаге освобождает душу от гнетущей тяжести;
  • не думать о плохом;
  • сменить обстановку, взять отпуск или больничный, уехать (хоть куда: хоть на дачный участок за город, хоть на другой континент в путешествие);
  • не общаться с неприятными людьми, манипуляторами, так называемыми «энергетическими вампирами»;
  • сходить в церковь, исповедаться, помолиться (иногда это успокаивает даже неверующих);
  • заняться самоорганизацией: придерживаться единого распорядка дня, закалять характер, учиться контролировать свою эмоционально-волевую сферу;
  • найти новые увлечения, которые станут источником положительных эмоций и вытеснят отрицательные (хобби, общение, шопинг, спорт, дети) — в психологии это называется трансформацией переживаний в другую энергию.

Если человек чувствует, что не справляется с эмоциями и они овладевают им всё больше и больше, не нужно тянуть с посещением специалиста. Вовремя начатое профессиональное лечение поспособствует быстрому выздоровлению без последствий для психики и физического здоровья.

Полезные подсказки. Психологи провели опрос среди людей, которые часто подвергаются эмоциональному стрессу. Им задавали вопрос, как они с ним справляются. Как ни странно, расхождений в ответах было мало. Большинству помогает чтение книг. На втором месте — прослушивание любимой музыки. Сразу после неё — чашечка горячего кофе под просмотр телевизора. Замыкает этот своеобразный рейтинг пешая прогулка. Все эти моменты стоит взять на вооружение тем, кто не знает, как обуздать нахлынувшие переживания.

Помочь справиться с эмоциональным стрессом может психолог, но только на начальных стадиях. Если он уже запущен и находится на грани с депрессией, это уже сфера психотерапии. Существуют различные способы лечения:

  • аутотренинги: аффирмации на тему позитивного настроя, борьбы со страхами, повышения самооценки;
  • медикаментозная терапия: согласно назначениям психотерапевта, проводится курс лечения седативными препаратами;
  • фитотерапия: успокаивающие настои и отвары трав (валерианы, душицы, пустырника, мелисы, пиона, полыни);
  • поведенческая психотерапия (через ролевые игры);
  • дыхательные упражнения;
  • арт-терапия (рисование, музыка, танцы увлекают и вытесняют стрессовые переживания);
  • телесно-ориентированная терапия;
  • физиотерапевтическое лечение;
  • медитация, йога;
  • ЛФК.

Лечение, начатое вовремя и назначенное грамотно, приводит к быстрому и полному выздоровлению без последствий.

Парадокс. Некоторые специалисты считают, что в 50% случаев стресс полезен для человека. Он заставляет его покинуть привычную зону комфорта и наконец сделать то, на что он не решался в течение длительного времени. Приходится учиться контролировать свои эмоции, что повышает самооценку. Открываются новые возможности для самосовершенствования и личностного развития.

Например, студент, который никак не мог в течение учебного года сесть за написание курсовой работы. В какой-то момент он понимает, что до её сдачи остаётся критически мало времени — всего несколько дней. У него начинается паника. Но именно стресс и страх вылета из учебного заведения, позора перед родителями и потери тех лет, что он здесь проучился, заставляют его мобилизовать все силы и за столь короткий промежуток времени написать работу в срок.

Затяжной эмоциональный стресс приводит к серьёзным проблемам со здоровьем — как в психическом, так и в физическом плане.

  • депрессия;
  • нервное истощение;
  • неврозы: астенический, тревожного ожидания;
  • социальная дезадаптация;
  • аутизм (особенно часто развивается у детей);
  • расстройства концентрации внимания;
  • нарушение идентичности физического и психического «Я» (саморазрушение личности);
  • паранойя;
  • фобии;
  • психическое истощение.

Последствия в плане физического здоровья:

  • гипертония;
  • рак;
  • со стороны ССС: сердечные приступы или недостаточность, стенокардия, аритмия, инфаркт, ИБС;
  • истощение организма;
  • головные боли, которые становятся постоянными и перерастают в мигрень;
  • ослабление иммунитета;
  • снижение зрения;
  • обострение астмы и заболеваний ЖКТ (вплоть до образования или прободения язвы).

Это далеко не весь перечень последствий, так как каждый организм реагирует на данное состояние по-разному. Кроме того, восстановиться после эмоционального стресса бывает достаточно трудно. Чтобы сократить реабилитационный период, придётся основательно поработать над собой — помогут в этом профилактические меры.

Статистика. Медики и психологи сошлись во мнении, что более 60% известных болезней развиваются вследствие стресса.

Чтобы избежать повторения неприятного и достаточно опасного для здоровья состояния, нужна психогигиена и психопрофилактика стресса. Общие моменты:

  1. Соблюдать режим дня.
  2. Организовать 8-часовой сон.
  3. Полноценно питаться.
  4. Чередовать нагрузки с отдыхом.
  5. Найти метод релаксации, чтобы своевременно сбрасывать с себя груз навалившихся проблем. Для кого-то это шопинг с подругами, для других — рыбалка, для третьих — смена обстановки.
  6. Больше общаться, не замыкаться в себе. Делиться с кем-нибудь своими переживаниями.
  7. Родители должны уделять детям больше внимания, чаще разговаривать с ними, вызывать на откровенные беседы.

Выделяется 3 уровня психогигиены и психопрофилактики стрессовых ситуаций:

  1. Превентивная психогигиена (первичная профилактика) — предупреждение расстройств на начальном этапе, когда возрастает риск эмоционального срыва.
  2. Восстановительная (вторичная) — психокоррекционная помощь в кризисных, стрессовых ситуациях в фазе их зарождения.
  3. Терапевтическая (третичная) — психологическая и психотерапевтическая помощь при расстройствах личности и поведения, неврозах вследствие запущенного стресса.

Профилактика более эффективна, если проводится под контролем профильного специалиста.

Практически каждый человек в определённый момент испытывает эмоциональный стресс. У кого-то он выражен ярко и отражается даже на физиологическом уровне, что влечёт за собой необратимые последствия. У других переживания имеют локальный характер и не являются угрозой для здоровья. Так или иначе необходимо отслеживать данное состояние, контролировать все негативные проявления, чтобы они не снизили качество жизни и не навредили организму.

источник

Говоря простым языком, стресс — это ответ организма на происходящее на уровне психики и физиологии. При изменяющихся обстоятельствах и воздействии неблагоприятных факторов в человеческом организме развивается совокупность адаптационных реакций — это и есть стресс.

Реакция человека на стресс сугубо индивидуальна: если для одного человека какое-то событие является причиной стресса, то для другого — эта же ситуация может не вызывать никакой реакции. С влиянием стрессовых факторов человек в современном мире сталкивается ежедневно.

Причинный фактор (стрессор) может носить позитивный или негативный характер. В связи с этим принято делить стресс на 2 вида:

  1. Эустресс .
    Данный вид стресса является безопасной формой, обладает преимущественно положительными свойствами. Это состояние радостной взволнованности, мобилизации (собранности) организма. Человек испытывает эмоции, являющиеся толчком к действиям. Такое состояние иногда называют реакцией пробуждения.
  2. Дистресс .
    Этот вид имеет противоположную эустрессу природу. Состояние является следствием критического перенапряжения, иногда приводит к психологическому расстройству. Это вредная форма стресса, вызывающая в организме ряд негативных процессов и провоцирующая развитие нарушений со стороны различных систем и органов.

Виды стресса характеризуются разными механизмами, но в обоих случаях отражаются на физическом и психологическом самочувствии человека. По характеру происхождения существует следующая классификация стресса:

  1. Физиологический .
    Характеризуется негативным влиянием на организм внешних факторов. К ним относятся жара или холод, голод и жажда, действие химических веществ, воздействие вирусов и бактерий, физическое перенапряжение, травма, операция и др.
  2. Эмоциональный и психологический .
    Часто возникают вследствие неблагоприятных взаимоотношений с социумом. Развиваются под влиянием положительных или отрицательных факторов. Например, из-за повышения/понижения зарплаты или болезни близкого человека.
  3. Нервный .
    Возникает при чрезмерном перенапряжении. Развитие такой формы зависит от особенностей нервной системы человека, способности справляться с меняющимися обстоятельствами.
  4. Хронический .
    Эта форма является опасной. Человек теряет способность контролировать эмоциональное состояние, находясь в напряжении постоянно даже при отсутствии негативных факторов. Развивается депрессия, нервный срыв.

Вызвать стрессовые состояния может любой фактор. Психологи разделили причины стресса на следующие группы:

  1. Семья .
    Напряженные взаимоотношения между членами семьи часто вызывают психологический стресс.
  2. Личные связи .
    Эмоциональное состояние может нарушаться при взаимодействии с друзьями, коллегами, соседями и незнакомыми людьми.
  3. Самовыражение .
    Отсутствие возможности самореализации у большинства людей воспринимается как предательство самого себя, это нарушает психологическое равновесие.
  4. Финансы .
    Материальное положение и финансовые вопросы являются важнейшими факторами, нарушающими эмоциональный баланс в жизни человека.
  5. Здоровье и безопасность .
    Обнаружение опасного заболевания, травма, угроза жизни и здоровью вызывают сильную эмоциональную реакцию человека.
  6. Работа .
    Является источником стрессовых ситуаций у большинства людей.
  7. Личные проблемы .
    Потеря контроля над своей жизнью и чередой событий вызывает дистресс.
  8. Смерть близкого человека .
    Является достаточно сильным толчком к возникновению стрессовых реакций.

Причинные факторы делят на 2 общие группы: личностные и организационные. Также их делят на внешние (обусловлены присутствием раздражителя в окружающей среде) и внутренние (связаны с внутренней средой).

Психология стресса обусловлена личным отношением человека к происходящему, его восприятием ситуации.

Человек в состоянии эмоциональной перегрузки переживает 3 стадии. Они характеризуются следующим:

  1. Ощущение тревоги, готовность противостоять воздействию стрессора. Организм мобилизуется, учащается дыхание, повышается давление, напрягаются мышцы.
  2. Оказание сопротивления, адаптация организма.
  3. При спаде энергии сопротивления возникает истощение.

У разных людей проявления такого состояния отличаются. Основные признаки стрессового напряжения:

  • нервная возбудимость;
  • повышенная раздражительность;
  • эмоциональный упадок;
  • повышенное давление;
  • отсутствие концентрации и внимания;
  • нарушение памяти;
  • расстройство сна;
  • равнодушие, пессимизм;
  • затруднение дыхания;
  • боли в пояснице;
  • диспепсические расстройства (нарушение работы пищеварительной системы);
  • изменение аппетита;
  • расширение зрачков;
  • быстрая утомляемость;
  • головные боли.

Существуют также особенности проявления у представителей разного пола.

Выявить признаки эмоционального потрясения у женщин легче, т.к. женскому полу несвойственно скрывать свои чувства.

Подверженность стрессовым факторам у женщин выше ввиду особенностей эмоциональной организации.

Кроме общих проявлений, у женщин при воздействии стрессора может меняться вес, снижаться либидо. Часто после длительной стрессовой нагрузки нарушается менструальный цикл.

Читайте также:  Поднимается сахар в крови при стрессе

Принято считать мужчин более стрессоустойчивыми по сравнению с женским полом. На негативные факторы мужчины реагируют не так эмоционально.

Представители мужского пола более сдержаны, что таит в себе опасность: сильные эмоции остаются внутри человека и это повышает внутреннее напряжение.

Мужчина в состоянии дистресса может проявлять агрессию. Следствием перенапряжения становится расстройство эрекции, снижение полового влечения. Часто меняется критическое восприятие происходящего.

В стрессовой ситуации поведение человека имеет индивидуальные особенности. Оно бывает непредсказуемо для окружающих. Выделяют линии поведения при стрессе, среди которых можно наблюдать:

  1. Игнорирование .
    Человек делает вид, что ничего не происходит.
  2. Решение проблемы .
    Индивидуум рационально анализирует ситуацию в поисках выхода.
  3. Поиск поддержки со стороны .

Существуют 2 основные реакции человека на сложную ситуацию. В первом случае индивидуум оценивает стрессовый фактор для определения последующих действий, во втором — преобладают эмоции, не проявляются попытки решить проблему.

Стиль поведения одного человека при стрессе на работе и дома может отличаться.

Отношение к событию или новости у разных людей будет отличаться. Поэтому у одного человека ситуация вызовет эмоциональное потрясение, а у другого лишь досаду. Т.е. восприимчивость зависит от того, какое значение придает человек происходящему. Большое значение имеют темперамент, здоровье нервной системы, воспитание, наличие жизненного опыта, нравственные оценки.

К стрессорам менее устойчивы люди с неуравновешенным характером и/или мнительные (подверженные страхам, сомнениям) люди.

Человек особенно восприимчив к изменяющимся условиям в периоды переутомления, болезни.

Последние исследования ученых показали, что сложнее вывести из себя людей с низким уровнем кортизола (гормона стресса). Они не теряют самообладания в стрессовых ситуациях.

Стрессор вызывает комплекс эмоциональных проявлений. Психологи выделили следующие типы реагирования:

  1. «Стресс вола» .
    Данный тип реакций подразумевает нахождение на пределе психологических, умственных или физических способностей. Индивидуум может долгое время жить в привычном ритме, находясь в травмирующей ситуации.
  2. «Стресс льва» .
    Человек бурно проявляет эмоции, экспрессивно реагирует на события.
  3. «Стресс кролика» .
    Характеризуется попытками спрятаться от проблем, отсутствием активизации. Человек переживает ситуацию пассивно.

Реакция на стрессовый фактор может быть мгновенной или выражаться затяжными переживаниями.

Даже при ярких симптомах стресса человек может отрицать его наличие. Диагностикой состояния занимается врач-психиатр, психотерапевт или психолог. С пациентом проводится подробная беседа, выясняются жалобы. Для точной диагностики используются опросники:

  1. Для определения собственной оценки стрессоустойчивости проводится специально разработанный тест. Применяется экспресс-диагностика эмоционального и психологического напряжения. Пациента тестируют по шкале психологического стресса Лемура-Тесье-Филлиона, шкале ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина и шкале самооценки тревоги Цунга. Определяется характер адаптационного синдрома.
  2. Шкала клинических жалоб применяется для оценки последствий стресса, негативных изменений в организме. Используются опросники для установления склонности к суициду, наличия депрессии. Тесты данной группы предназначены для обнаружения предрасположенности к невротическим расстройствам, определения стрессоустойчивости.

Однако психологи рекомендуют обращаться за профессиональной помощью при подозрениях на стрессовое состояние, поскольку самостоятельная диагностика не объективна.

При обнаружении симптомов важно определить причинный фактор, и после его устранения психоэмоциональное состояние приходит в норму. При хронической форме необходимо длительное лечение (от нескольких месяцев до года), направленное на адаптацию к сложившейся ситуации.

Психотерапия может осуществляться в следующих основных направлениях:

  • Гештальт-терапия;
  • когнитивно-поведенческая психотерапия;
  • психоанализ;
  • телесно-ориентированная психотерапия;
  • трансакционный анализ.

Врач проводит работу с восприятием человека, разрушающими убеждениями. Проводится корректировка жизненных ценностей и целей, тренируется навык самоконтроля и самопринятия.

Психоэмоциональное напряжение выражается гипертонусом мышц, изменением ритма дыхания. Для снятия стрессового состояния рекомендуется дыхательная гимнастика, физические упражнения, массаж. Процедуры должны приносить удовольствие и отвлекать от проблем.

При воздействии стрессора психологи рекомендуют такие приемы:

  • размеренно подышать;
  • поплакать;
  • умыться прохладной водой;
  • выпить чая или воды;
  • сменить обстановку;
  • мысленно посчитать;
  • выговориться самому себе или кому-либо;
  • сменить вид занятия.

Понятие «расслабиться при стрессе» никак не связано с употреблением алкоголя или курением. Вредные привычки будут вызывать еще больше проблем со здоровьем и усугублять ситуацию.

При необходимости после диагностики состояния пациента врач подбирает препараты. Выбор лекарственных средств зависит от преобладающих симптомов. В разных случаях назначаются антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики, успокаивающие травы.

Для тренировки стрессоустойчивости используются различные методики.

Психологи дают следующие рекомендации:

  1. Научиться не переживать из-за факторов, которые никак не зависят от поведения человека.
  2. Не надумывать проблемы, не позволять негативным эмоциям развиваться раньше времени. Проблему нужно решать по факту ее появления.
  3. Необходимо уметь честно признавать собственные эмоции, а не отрицать их.
  4. Никогда не раздувать ситуацию сверх меры. Нагнетание обстоятельств только ухудшит состояние.
  5. Каждый человек способен изменить свое отношение к окружающим, происходящим событиям. Необходимо научиться смотреть на мир вокруг позитивно.
  6. При возникновении неприятной ситуации полезно мысленно представить еще худшее положение дел. После этого часто приходит понимание, что не все так плохо.

В некоторых случаях помогает полная смена образа жизни.

Поведение человека под влиянием стрессора постоянно изучается. Учеными из Швеции было установлено, что рост человека к вечеру уменьшается на 1% после пережитого стресса. Такое явление связано с неконтролируемым напряженным состоянием мышечной ткани в области спины и плеч.

Другие интересные факты о стрессе:

  • изменяется нейрохимический состав в организме;
  • смех снижает уровень гормонов стресса и продлевает жизнь;
  • после стрессовой ситуации волосы могут выпадать через 3 месяца;
  • увеличивающаяся концентрация гормона кортизола стимулирует накопление жира в зоне талии;
  • повышается вязкость крови;
  • в стрессовой ситуации может появляться чесотка вследствие активации участка мозга, ответственного за ощущение зуда;
  • хронический стресс у детей замедляет их рост;
  • мужчины чаще женщин страдают последствиями эмоционального потрясения;
  • повышается вероятность развития рака и цирроза печени;
  • считается, что больше всего стрессам подвержены хирурги, спасатели, пилоты, фотожурналисты, рекламные агенты и риелторы.

Важно, чтобы эмоциональные потрясения не носили затяжной характер и были вызваны позитивными событиями в жизни.

источник

Понятие психоэмоционального стресса. Определение, причины, механизмы развития, роль в патогенезе психосоматических заболеваний

Психоэмоциональный стресс является защитно-приспособительной реакцией, мобилизующей организм на преодоление разнообразных, нарушающих жизнедеятельность, препятствий, при возникновении многих конфликтных ситуаций, в которых субъект ограничен в возможностях удовлетворения своих основных жизненно важных биологических и социальных потребностей.

Причины развития.

Постоянная нагрузка на эмоциональную сферу – непрерывное повторяющееся действие стрессоров, требующих устранения их действия. Например, информационные перегрузки высшего медицинского образования.

Невозможность удовлетворения потребности в конкретных условиях, особенно если потребность для человека имеет жизненно важное значение. Например, невозможность поступить в медицинский ВУЗ человеку с медицинским призванием.

Неправильно принятое решение, на основании которого сформирована система, не способная удовлетворить доминирующую мотивацию. Например, нелюбимая профессия.

Неблагоприятный прогноз удовлетворения потребности в силу слабости системы или недостаточной информации. Например, отсутствие сведений о семье во время полярной зимовки.

Неспособность ЦНС создать функциональную систему адаптации вследствие слабости нервных процессов, особенно, недостаточности торможения. Например, низкие интеллектуальные способности при чрезмерном честолюбии.

1.Вначале происходит возбуждение дорсомедиальной части миндалевидного ядра (одного из центральных образований лимбической системы).

2.Из миндалевидного ядра поток импульсов идет к эрготропным ядрам гипоталамуса, оттуда импульсация направляется к грудному отделу спинного мозга, а затем к мозговому слою надпочечников.

3. В ответ происходит выброс адреналина и норадреналина, в результате возрастает АД, увеличивается сердечный выброс, снижается кровоток в неработающих мышцах и органах, возрастает уровень свободных жирных кислот (активация липолиза), уровень триглицеридов, холестерина, глюкозы.

Адренокортикальный механизм включает в себя следующую цепь событий: активация неокортекса, септально-гипоталамического комплекса (выделение кортиколиберина), передней доли гипофиза (выделение АКТГ, стимуляция коры надпочечников и выделение глюкокортикоидов и частично минералокортикоидов (альдостерона). Глюкокортикоиды вызывают повышение энергетических запасов:

возрастает уровень глюкозы (за счет глюконеогенеза) и свободных жирных кислот.

Однако чрезмерное выделение глюкокортикоидов приводит одновременно и к нежелательным эффектам (это называют платой за адаптацию). Наблюдается триада морфологических проявлений: гипертрофия коры надпочечников, инволюция тимико-лимфатической системы и временное появление язв желудка и двенадцатиперстной кишки.

В развитии общего адаптационного синдрома (стресс-реакции) отмечается последовательное развитие стадий тревоги, резистентности и истощения.

I. Стадия тревоги — кратковременная стадия (от 6 до 48 ч), обусловленная перестройкой эндокринной функции организма, связана с увеличенным выбросом в кровь адреналина и глюкокортикоидов, преобладанием катаболических процессов. Уменьшаются размеры тимуса, селезенки, лимфоузлов, количества жировой ткани, появляются эрозии в ЖКТ, снижается содержание эозинофилов в крови и липидов в коре надпочечников.

II. Стабильно увеличенная концентрация адреналина и глюкокортикоидов в крови свидетельствует о наступлении стадии резистентности. Наступает гипертрофия надпочечников. Эта стадия и определяет адаптивный эффект стресс-реакции.

III. Если стрессор был чрезвычайно сильным или его действие не прекращалось длительное время, может развиться 3 стадия — стадия истощения. Она связана с функциональной недостаточностью надпочечников. При этом возвращаются

симптомы, характерные для I стадии (фаза шока), но теперь они носят необратимый характер, что может привести к гибели организма. Во внутренней среде происходит не только нарушение гомеостаза, но и развивается полиорганная недостаточность с преобладанием катаболических и некротических изменений в органах и тканях.

Продолжительное эмоциональное напряжение опасно, так как создаются условия для патогенного влияния содержания эмоций на ЦНС- неврозы, психозы и на вегетативную нервную систему- источник различных соматических заболеваний- гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца и мозга, сахарный диабет, язвенная болезнь.

Механизм стрессогенного повреждения миокарда: перегрузка клеток Са ++ и увеличение свободнорадикальных форм жирных кислот приводит к повреждению клеточных мембран и нарушению структуры и функции клеток.

Механизм стрессогенных язв в ЖКТ: Длительная мобилизация энергетического и пластического материала при перераспределительном характере кровотока создает условия для ишемических повреждений «неработающих органов».

Длительный ведет к развитию стрессогенного иммунодефицита (глюкокортикоиды обладают иммунодепрессивным эффектом), который в сочетании с экспрессией протоонкогенов может являться одним из механизмов онкогенного эффекта стресса.

источник

Жизнь современного человека невозможна без стрессов. Социально-бытовые условия, работа, переутомляемость – все это вызывает эмоции. Иногда человек подвергается резкому выходу из зоны комфорта, что влечёт за собой необходимость психологической адаптации. Это и есть психоэмоциональный стресс.

Нельзя недооценивать опасность стрессов, так как они могут стать причиной многих заболеваний внутренних органов и систем. Следует своевременно выявлять стрессоры и исключать их влияние, чтобы защитить собственное здоровье.

Понятие эмоционального стресса впервые выделил физиолог Ганс Селье в 1936 г. Этим понятием обозначали несвойственные организму реакции в ответ на какое-либо неблагоприятное воздействие. Из-за влияния раздражителей (стрессоров) адаптационные механизмы организма пребывают в напряжении. Сам процесс адаптации имеет три основных этапа развития – тревога, резистентность и истощение.

В первой стадии фазы отреагирования (тревога) происходит мобилизации ресурсов организма. Вторая, резистентность, проявляется в виде активации защитных механизмов. Истощение же наступает в случае исчерпания психоэмоциональных ресурсов (организм сдаётся). Необходимо отметить, что эмоции и эмоциональный стресс – понятия взаимосвязанные. Но к серьёзным нарушениям психического состояния могут привести только отрицательные эмоции, которые вызывают негативный стресс. Такое состояние Селье назвал дистрессом.

Причины дистресса побуждают организм к исчерпанию своей энергии. Это может привести к тяжёлым заболеваниям.

Понятие стресса может иметь и другой характер. Некоторые учёные уверенны, что проявление эмоционального стресса связано с генерализированным распределением симпатических и парасимпатических возбуждений. А появляющиеся в результате такого распределения болезни индивидуальны.

Дистресс — негативный стресс

Отрицательные эмоции и стресс непредсказуемы. Проявление защитных функций организма на возникающую психологическую угрозу способно преодолевать только небольшие трудности. А, при продолжительном или периодическом повторении стрессовых ситуаций, эмоциональное возбуждение приобретает хронический характер. Такой процесс, как истощение, эмоциональное выгорание, проявляется именно при продолжительном нахождении человека в негативном психоэмоциональном фоне.

Положительно эмоциональные реакции редко несут угрозу для человеческого здоровья. А негативные эмоции, накапливаясь, приводят к хроническим стрессам и патологическим нарушениям органов и систем. Информационный и эмоциональный стресс оказывает влияние как на физиологическое состояние больного, так и на его эмоции и поведения. Наиболее распространёнными причинами стресса являются:

  • обиды, страхи и отрицательно-эмоциональные ситуации;
  • резкие неблагоприятные жизненные проблемы (смерть близкого человека, потеря работы, развод и т. д.);
  • социально-бытовые условия;
  • потенциально опасные ситуации;
  • излишнее чувство беспокойство за себя и близких.

К тому же даже положительные эмоции могут нести вред. Особенно если судьба преподносит сюрпризы (рождение ребёнка, повышение по карьерной лестнице, исполнение мечты и др.). Причинами стресса могут являться и физиологические факторы:

  • нарушение сна;
  • переутомление;
  • патологии ЦНС;
  • плохое питание;
  • гормональные сбои;
  • посттравматические расстройства.

Стресс, как фактор риска для здоровья, непредсказуем. Личность может справиться с его воздействием, но не всегда. В целях облегчения стрессов и их диагностики, специалисты склонны разделять стрессоры на внешние и внутренние.

Искать выход из опасного психоэмоционального состояния следует, исключив влияние беспокоящего фактора на организм. С внешними стрессорами проблем не возникает. Но с внутренними стрессорами требуется долгая кропотливая работа не только психолога, но и других специалистов.

Ресурс сил для борьбы со стрессами у каждого человека индивидуальный. Его называют стрессоустойчивостью. Поэтому стресс, как фактор риска для здоровья, следует рассматривать по возможным симптомам, которые затрагивают как эмоциональное, так и психическое состояние организма.

С появлением дистресса, причины которого связаны с внешними или внутренними факторами, адаптивные функции дают сбой. При развитии стрессовой ситуации, человек может чувствовать страх и панику, действовать неорганизованно, испытывать сложности с умственной деятельностью и т. д.

Сам же стресс проявляется в зависимости от стрессоустойчивости (эмоциональный может быть причиной серьёзных патологических изменений в организме). Проявляется он в виде, эмоциональных, физиологических, поведенческих и психологических изменений.

Самые опасные для здоровья – физиологические симптомы. Именно они представляют угрозу для нормального функционирования организма. Пребывая в стрессе, больной может отказываться от еды и страдать от проблем со сном. При физиологических реакциях наблюдаются и другие симптомы:

  • патологические проявления аллергического характера (зуд, кожные высыпания и др.);
  • расстройство пищеварения;
  • головные боли;
  • увеличенное потоотделение.

Эмоциональные признаки стресса проявляются в виде общего изменения эмоционального фона. От них избавиться легче, чем от других симптомов, так как они регулируются желанием и волей самого человека. Под влиянием отрицательных эмоций, социальных или биологических факторов, у человека может появиться:

  • Плохое настроение, тоска, депрессия, беспокойство и чувство тревоги.
  • Гнев, агрессия, одиночество и др. Эти эмоции возникают резко, ярко выражаются.
  • Изменения в характере – усиление интроверсии, снижение самооценки и др.
  • Патологические состояния – невроз.

Переживать сильный стресс без проявления эмоций нельзя. Именно эмоции отражают состояние человека, являются основным способом определения ситуаций психологии. И в целях предотвращения опасности для здоровья играет важную роль именно проявление той или иной эмоции и её влияние на поведение человека.

Человеческое поведение и реакции, которые ему сопутствуют, являются признаками эмоционального стресса. Выявить их несложно:

  • снижение работоспособности, полная потеря интереса к трудовой деятельности;
  • изменения в речи;
  • сложности общения с окружающими.

Эмоциональный стресс, который выражается через поведение, легко определить при длительном наблюдении за человеком и при общении с ним. Дело в том, что он ведёт себя не так, как обычно (он импульсивен, быстро и неразборчиво говорит, совершает необдуманные действия и др.).

Читайте также:  Поднялась температура у ребенка стресс

Психологические симптомы эмоционального стресса чаще всего проявляются при длительном пребывании человека вне зоны психоэмоционального комфорта, его неспособности адаптироваться под новые условия существования. В результате биологические и физические факторы оставляют свой след на психологическом состоянии человека:

  • проблемы с памятью;
  • проблемы с сосредоточенностью при выполнении работы;
  • нарушение сексуального поведения.

Люди чувствуют себя беспомощными, отдаляются от близких и погружаются в глубокую депрессию.

С психическими факторами человек поддаётся острым или хроническим травмам психического характера. У человека может возникнуть расстройство личности, депрессивные психогенные реакции, реактивные психозы и т. д. Каждая из патологий – признак, который является являются следствием влияния травм психологического характера. Причинами таких состояний могут стать, как неожиданные известия (смерть близкого человека, потеря жилья и др.), так и длительное влияние стрессоров на организм.

Из-за продолжительного стресса, могут возникать серьёзные проблемы со здоровьем. Дело в том, что во время стресса надпочечники выделяют увеличенный объем адреналина и норадреналина. Эти гормоны заставляют внутренние органы работать активнее, с целью защитить организм от стрессора. Но сопутствующие этому явления, такие как повышение давления, спазмы мышц и сосудов, повышение сахара в крови приводят к нарушению функционирования органов и систем. Именно из-за этого, увеличивается риск развития болезней:

С действием продолжительного психоэмоционального стресса снижается иммунитет. Последствия могут быть разными: от простудных, вирусных и инфекционных болезней до образования онкологии. Самые распространённые патологии связаны с сердечно-сосудистой системой Вторые, по распространённости – заболевания ЖКТ.

Влияние стресса на здоровье

По утверждению медиков, более 60% всех болезней современного человека вызываются стрессовыми ситуациями.

Поэтому, чтобы сохранить собственное здоровье, необходимо научиться предупреждать «неприятные сюрпризы» и стараться контролировать собственное эмоциональное состояние.

Диагностика психоэмоционального состояния проводится только в кабинете психолога. Дело в том, что каждый случай требует детального изучения по тем методикам и условиям, которые ставит специалист с определённой целью. При этом учитывается направление работы, цели диагностики, рассмотрение конкретной ситуации из жизни больного и т. д.

Выявление основных причин стрессового поведения происходит по разным методикам психодиагностики. Всех их можно разделить на классы:

  1. Актуальный уровень стресса, выраженность нервно-психической напряжённости. Используются методы экспресс-диагностики и тестирования Т. Немчина, С. Коухена, И. Литвинцева и др.
  2. Прогноз поведения человека в стрессовых ситуациях. Используются как шкала самооценки, так и опросники В. Баранова, А. Волкова и др.
  3. Негативные последствия дистресса. Используются дифференциальные методы диагностики и опросники.
  4. Профессиональные стрессы. Используют опросы, тесты, «живой» диалог со специалистом.
  5. Уровень стрессоустойчивости. Чаще всего используют опросники.

Информация, полученная в результате психодиагностики, является основной дальнейшей борьбы со стрессом. Специалист ищет выход из определённой ситуации, помогает больному обходить трудности (предупреждение стрессов) и занимается стратегией дальнейшего лечения.

Лечение психоэмоционального стресса индивидуально для каждого клинического случая. Некоторым больным достаточно самоорганизации, поиска новых увлечений и ежедневного анализа и контроля собственного состояния, другим же требуется приём медикаментов, успокоительных и даже транквилизаторов. По мнению специалистов, первое, что нужно сделать – это обнаружить стрессор и исключить его влияние на эмоциональное и психическое состояние человека. Дальнейшие способы борьбы зависят от тяжести болезни, её фазы и последствий.

Наиболее эффективными методами терапии стресса являются:

  • Медитация. Позволяет расслабиться, успокоить нервы и проанализировать все жизненные трудности и сложности.
  • Физические упражнения. Физическая активность позволяет отвлечься от проблем. К тому же во время занятий вырабатываются гормоны удовольствия – эндорфин и серотонин.
  • Медикаменты. Успокоительные и седативные препараты.

Психологические тренинги. Прохождение групповых занятий со специалистом и домашние методы не только способствуют устранению признаков стресса, но и позволяют улучшить стрессоустойчивость личности.

Терапия чаще всего основывается на комплексных методах. Психоэмоциональный стресс часто требует смены обстановки, поддержки извне (как близкие, так и психолог). При проблемах со сном, врачи могут назначить успокоительные средства. При серьёзных психологических нарушениях могут потребоваться транквилизаторы.

Иногда используются и народные методы, основанные на приготовлении отваров и настоек. Наиболее распространена – фитотерапия. Успокоительным действием обладают такие растения, как валерьяна, душица и мелиса. Главное, чтобы человек сам хотел изменений в жизни и старался исправить своё состояние, вернувшись к своему естественному существованию.

Профилактика психоэмоционального стресса сводится к ведению здорового образа жизни, правильному питанию и занятиям любимым делом. Нужно максимально ограничить себя от стрессов, уметь их предугадывать и «обходить». Психологи уверенны, что риск возникновения стрессовых ситуаций уменьшается, если человек будет:

  • заниматься спортом;
  • ставить перед собой новые цели;
  • правильно организовывать свою трудовую деятельность;
  • уделять внимание своему отдыху, особенно сну.

Главное, мыслить позитивно и стараться делать все во благо собственному здоровью. Если же не удалось оградить себя от стресса, не нужно поддаваться панике или страхам. Следует оставаться спокойным, стараться думать обо всех возможных вариантах развития событий и искать выходы из сложившейся ситуации. Так, последствия стресса будут более «мягкими».

Эмоциональным стрессам подвержен каждый человек. Некоторым удаётся быстро побороть чувство тревоги, страха и последующих поведенческих признаков (агрессии, дезориентации и т. д.). Но, иногда, длительный или часто повторяющийся стресс приводит к истощению организма, что опасно для здоровья.

Нужно чутко относиться к собственному психоэмоциональному состоянию, стараться предугадывать стрессы и находить безопасные способы выражения своих эмоций с помощью творчества или занятия любимым делом. Только так, можно сохранить свой организм здоровым и сильным.

источник

Понятие стресса прочно укоренилось в лексике современного человека, и большинство обывателей расценивает это явление как негативные, мучительные переживания или расстройства, вызванные неразрешимыми трудностями, непреодолимыми препятствиями, несбывшимися надеждами. Еще более 80 лет тому назад Ганс Селье, создателей теории стресса, в своих работах подчеркивал, что стресс не означает страх, боль, мучение, унижение, катастрофические изменения в жизни.

Полное избавление от стрессов означает окончание жизни

Что же такое психологический стресс? Приводим его классическое определение, данное автором теории. Стресс (stress — состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения) — комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые предъявленные ему требования вследствие воздействия факторов–стрессоров, повлекших нарушение его гомеостаза. Неспецифические реакции – приспособленческие действия, направленные на восстановление исходного состояния организма, производимые специфические эффекты на конкретные раздражители. Любая неожиданность, которая вносит изменение в привычную жизнедеятельность индивида, может являться стрессовым фактором. При этом не имеет значения, какой характер носит ситуация – положительный или отрицательный. Эмоциональное потрясение могут спровоцировать не только внешние обстоятельства, но и подсознательные установки по отношению к конкретным событиям. Для человеческой психики играет роль только объем необходимых усилий на перестройку привычных жизненных ритмов, интенсивность затрачиваемой энергии на адаптацию к новым требованиям.

В медицинской практике принято разделять стрессовые ситуации на два вида: эустресс – позитивная форма и дистресс – негативная. Эустресс мобилизует жизненные ресурсы организма и стимулирует к дальнейшей деятельности. Дистресс приносит психологическую травму, наносит «рану», которая, даже полностью зажив, оставляет шрамы.

Дистресс оказывает негативное влияние на соматическое и психическое здоровье человека и может дать толчок развитию серьезных заболеваний. В состоянии стресса деятельность иммунной системы значительно снижается, и человек становится беззащитен перед вирусами и инфекциями. При негативном эмоциональном стрессе активизируется вегетативная нервная система, интенсивнее работает железы внутренней секреции. При длительном или частом влиянии стрессовых факторов разлаживается психоэмоциональная сфера, что нередко приводит к тяжелым депрессиям либо к фобиям.

По характеру воздействия стрессоров выделяют:

  • нервно-психические;
  • температурные (тепловые или холодовые);
  • световые;
  • пищевые (в результате дефицита пищи);
  • прочие виды.

Выдающийся психолог Леонтьев утверждал, что в случае, когда организм демонстрирует реакции на внешние явления, не связанные с удовлетворением жизненных потребностей (прием пищи, потребность во сне, инстинкт самосохранения, продолжение рода), такие реакции – сугубо психологические. Понятие трудноразрешимой, экстраординарной для человека ситуации в концепции теории стресса – также явление психологическое.

Стрессовые ситуации также выделяют в две группы: экстремальные социальные условия (военные действия, нападения хулиганов, стихийные бедствия) и критические психологические события (смерть родственника, изменение социального статуса, развод, экзамен). Для некоторых произошедшие события – шоковое потрясения, для других же – естественное явление, и интенсивность реакции – сугубо индивидуальна. Неоспорим факт: для того, чтобы возникла ответная реакция на раздражитель, этот раздражитель должен обладать определенной силой. И каждый индивид обладает непостоянным, переменчивым порогом чувствительности. Индивид с низким порогом чувствительности демонстрирует сильную реакцию на раздражитель слабой интенсивности, в то время как особа с высоким порогом чувствительности не воспринимает этот фактор как раздражитель.

Стресс также принято разделять по параметрам в две группы:

Определения психологического стресса отлично у разных авторов, однако большинство ученых относят к данному виду стресс, обусловленный влиянием внешних (социальных) факторов либо сформированный под воздействием внутренних ощущений. К психоэмоциональному стрессу не всегда удается применить закономерности стадий его протекания, так как у каждого индивида сугубо индивидуальные свойства психики и персональные особенности работы вегетативной нервной системы.

Дифференцировать вид стрессовой ситуации позволяет контрольный вопрос: «Наносят ли стрессоры явно выраженный вред организму?». В случае положительного ответа диагностируется биологический вид, в случае отрицательного – психологический стресс.

Психоэмоциональный стресс отличен от биологического вида рядом специфических особенностей, среди которых:

  • Формируется под воздействием как реальных, так и вероятных ситуаций, которые являются объектом тревоги индивида;
  • Огромное значение имеет оценка человеком степени своего участия в воздействии на проблемную ситуацию, восприятия качественности избранных способов нейтрализации стрессоров.

Методика измерения стрессовых ощущений (шкала PSM-25) направлена на анализ эмоционального состояния человека, а не на исследование косвенных показателей (стрессор, показатели депрессивных, тревожно-фобических состояний).

Основные различия между биологическими и психологическими стрессовыми ситуациями:

Биологический стресс Психологический стресс
Причина возникновения Физическое, химическое, биологическое влияние стрессоров Собственные мысли, внутренние ощущения, воздействие социума
Уровень опасности Реальный Виртуальный, реальный
Направленность стрессоров Соматическое здоровье, угроза жизни Эмоциональная сфера, самооценка, социальный статус
Характер реагирования «Первичные» реакции: страх, испуг, ярость, боль. «Вторичные» реакции: волнение, беспокойство, раздражительность, тревога, паника, депрессивные состояния
Временной диапазон Четко обозначен в границах настоящего и ближайшего будущего Неясен, размыт, включает прошлое и неопределенный срок в будущем
Влияние индивидуальных особенностей характера Отсутствует либо минимальное Существенное
Пример Вирусная инфекция, травма, пищевая интоксикация, обморожение, ожог Конфликт в семье, расставание с партнером, материальные трудности, изменение социального статуса

Диапазон реакции на стрессовое событие включает разнообразные состояния возбуждения и торможения, в том числе состояния, именуемые аффективными. Процесс протекания стрессового состояния состоит из трех этапов.

Этап 1. Эмоциональная реакция тревоги.

На данном этапе проявляется первая ответная реакция организма на воздействие стрессовых факторов. Продолжительность данной фазы строго индивидуальна: у некоторых людей нарастание напряжение проходит за считанные минуты, у других нарастание тревоги осуществляется в течение нескольких недель. Снижается уровень сопротивляемости организма внешним раздражителям, ослабевает самоконтроль. Человек постепенно утрачивает возможность полноценно управлять своими действиями, теряет самообладание. Изменяется его поведение на полностью противоположные действия (например: спокойный, выдержанный человек становится импульсивным, агрессивным). Особа избегает социальных контактов, появляется отчуждение в отношении с близкими, увеличивается дистанция в общении с приятелями, коллегами. Влияние дистресса оказывает разрушительное воздействие на психику. Чрезмерное эмоциональное напряжение может вызвать дезорганизацию, дезориентацию и деперсонализацию.

Этап 2. Сопротивление и адаптация.

В данной фазе проходит максимальная активизация и усиление сопротивления организма раздражителю. Длительное воздействие стрессового фактора обеспечивает постепенное приспособление к его воздействию. Сопротивляемость организма значительно превышает норму. Именно на этой стадии индивид способен проанализировать, выбрать самый эффективный способ и справиться со стрессором.

Этап 3. Истощение.

Исчерпав имеющиеся энергетические ресурсы вследствие воздействия стрессора в течение продолжительного срока, человек ощущает сильное утомление, опустошение, усталость. Присоединяется чувство вины, появляются повторные признаки этапа тревоги. Однако в данной фазе способность организма к реадаптации утрачена, особа становится бессильной предпринять какие-либо действия. Появляются расстройства органической природы, возникают тяжелые патологические психосоматические состояния.

У каждой особы «запрограммирован» с детских лет свой персональный сценарий поведения в стрессовой ситуации, воспроизводимый по частоте, форме проявления реакции стресса. Некоторые испытывают воздействие стрессоров ежедневно в небольших дозах, другие испытывают дистресс редко, но в полном объеме мучительных проявлений. Также для каждого человека свойственна индивидуальная направленность агрессии в состоянии стресса. Один обвиняет исключительно самого себя, запуская механизмы развития депрессивных состояний. Другая особа находит причины своих бед в окружающих людях и выдвигает безосновательные претензии, нередко в крайне агрессивной форме, становясь социально опасной персоной.

Возникновение эмоционального напряжения при стрессе – адаптационная реакция организма, появляющаяся и нарастающая в результате взаимодействия физиологических систем и механизмов в сочетании с психологическими методами реагирования.

В физиологической группе стрессовых механизмов задействованы:

  • Субкортикальная система, которая активизирует работу коры головного мозга;
  • Симпатическая автономная система, подготавливающая организм к неожиданному воздействию стрессоров, интенсифицирующая сердечную деятельность, стимулирующая снабжение глюкозой;
  • Субкортикальные двигательные центры, управляющие врожденными инстинктивными, двигательными, мимическими, пантомимическими механизмами;
  • Органы внутренней секреции;
  • Механизмы обратной афферентации, передающие нервные импульсы через интерорецепторы и проприорецепторы от внутренних органов и мышц обратно в зоны головного мозга.

Психологические механизмы – установки, сформированные и зафиксированные на уровне подсознания, возникающие как ответная реакция на воздействие стрессовых факторов. Психологические схемы призваны защитить психику человека от негативных последствий воздействия стрессоров. Не все эти механизмы безобидны, они часто не позволяют оценить правильно событие, нередко наносят вред социальной деятельности индивида.

Психологические защитные схемы включают семь механизмов:

  • Подавление. Основной механизм, назначение которого – удаление имеющихся желаний из сознания в случае невозможности их удовлетворения. Вытеснение ощущений и воспоминаний может быть частичным или полным, в результате чего особа постепенно забывает прошлые события. Часто является источником возникновения новых проблем (например: человек забывает данные ранее обещания). Нередко становится причиной возникновения соматических заболеваний (головные боли, сердечные патологии, онкологические заболевания).
  • Отрицание. Индивид отрицает факт свершения какого-либо события, «уходит» в фантазию. Нередко человек не замечает противоречий в своих суждениях и действиях, поэтому часто воспринимается окружающими как несерьезная, безответственная, неадекватная личность.
  • Рационализация. Способ самооправдания, создание якобы логичных моральных аргументов для объяснения и оправдания неприемлемого обществом поведения, возникающих собственных желаний и мыслей.
  • Инверсия. Сознательная замена истинных мыслей и ощущений, реально проводимых действий на полностью противоположные.
  • Проекция. Индивид проецирует на окружающих, приписывает другим людям свои собственные отрицательные качества, негативные мысли, нездоровые ощущения. Является механизмом самооправдания.
  • Изоляция. Самая опасная схема реагирования. Особа отделяет угрожающую составляющую, опасную ситуацию от своей личности в целом. Может привести к раздвоению личности, стать причиной развития шизофрении.
  • Регрессия. Субъект возвращается к примитивным способам реагирования на стрессовые факторы.

Существует и иная классификация типов защитных механизмов, разделенная в две группы.

Группа 1. Схемы нарушения приема информации

  • Перцептивная защита;
  • Вытеснение;
  • Подавление;
  • Отрицание.

Группа 2. Схемы нарушения переработки информации

  • Проекция;
  • Интеллектуализация;
  • Обособление;
  • Переоценка (рационализация, защитная реакция, экспиация, иллюзия).

На уровень стресса влияет множество разнообразных факторов, среди которых:

  • Значимость стрессоров для индивида,
  • Врожденные особенности деятельности нервной системы,
  • Наследственная модель реагирования на стрессовые события,
  • Особенности взросления,
  • Наличие хронических соматических либо психических патологий, недавно перенесенный недуг,
  • Неудачный опыт в прошлых аналогичных ситуациях,
  • Мотивация,
  • Имеющие моральные установки,
  • Порог толерантности к стрессу,
  • Самооценка, качество восприятия себя, как личности,
  • Имеющиеся надежды, ожидания – их определенность или неопределенность.
Читайте также:  Поднимается температура при стрессе что делать

Наиболее распространенная причина возникновения стресса — возникшее противоречие между действительностью и представлениями индивида о реальности. Стрессовые реакции могут запускаться как под воздействием реальных факторов, так и событиями, существующими только в воображении. К развитию стрессового состояния приводят не только отрицательные события, но и положительные изменения в жизни индивида.

Исследования американских ученых Томаса Холмса и Ричарда Рея позволили сформировать таблицу стрессовых факторов, оказывающих в большинстве случаев сильнейшее влияние на человека и запускающие механизмы стресса (шкала интенсивности стресса). Среди значимых для людей событий:

  • Смерть близкого родственника
  • Развод
  • Расставание с любимым человеком
  • Тюремное заключение
  • Серьезная болезнь
  • Потеря работы
  • Изменение социального положения
  • Ухудшение материального положения
  • Большие долги
  • Невозможность погасить кредитные обязательства
  • Болезнь близких родственников
  • Проблемы с законом
  • Уход на пенсию
  • Заключение брака
  • Беременность
  • Сексуальные проблемы
  • Появление нового члена семьи
  • Смена места работы
  • Ухудшение отношений в семье
  • Выдающиеся личностные достижения
  • Начало либо окончание обучения
  • Изменение местожительства
  • Проблемы с руководством
  • Неблагоприятная атмосфера в коллективе
  • Изменение распорядка труда и отдуха
  • Изменение личных привычек
  • Изменение пищевого поведения
  • Изменение условий работы
  • Отпуск
  • Праздничные дни

Стрессовые факторы имеют свойство накапливаться. Не предприняв действенных шагов, загнав свои переживания внутрь, оставшись наедине со своими проблемами, человек рискует утратить контакт с собственным «Я», а впоследствии потерять контакт с окружающими.

Проявления стрессового состояния – сугубо индивидуальны, однако все признаки объединяет их негативный окрас, их мучительное и болезненное восприятие индивидом. Симптомы различны в зависимости от того, в какой стадии стресса пребывает особа и какие защитные механизмы задействованы. Среди основных симптомов стресса можно выделить:

  • Беспричинная тревога;
  • Ощущение внутреннего напряжения;
  • Вспыльчивость, нервозность, раздражительность, агрессивность;
  • Чрезмерная неадекватная реакция на малейшие раздражителя;
  • Невозможность контролировать свои мысли и эмоции, управлять своими действиями;
  • Снижение концентрации внимания, трудности в запоминании и воспроизведении информации;
  • Периоды тоскливого настроения;
  • Угнетенное, подавленное состояние;
  • Снижение интереса к привычной деятельности, апатичное состояние;
  • Невозможность получить удовольствие от приятных событий;
  • Постоянное чувство неудовлетворенности;
  • Капризность, чрезмерная требовательность к окружающим;
  • Субъективное ощущение перегруженности, не проходящая усталость;
  • Снижение работоспособности, невозможность выполнять привычные обязанности;
  • Деперсонализация – отстранение от собственного «Я»;
  • Дереализация – ощущение призрачности окружающего мира;
  • Изменение пищевого поведения: отсутствие аппетита либо чрезмерный прием пищи;
  • Нарушения сна: бессонница, ранний подъем, прерывистый сон;
  • Изменение поведения, уменьшение социальных контактов.

В результате воздействия стрессоров индивид нередко пытается искусственно заместить испытываемые негативные ощущения «приятными» внешними факторами: начинает принимать алкоголь или наркотические средства, становится азартным игроком, меняет сексуальное поведение, начинает переедать, совершает рискованные, импульсивные действия.

Пребывая в ситуациях, вызывающих состояние стресса, каждый человек должен стремиться выйти из создавшегося положения победителем, преодолеть препятствия мужественно, с чувством собственного достоинства и без негативных последствий для здоровья. Ведь каждое новое сражение со стрессорами – еще один шаг на тернистом пути саморазвития и самосовершенствования.

Выбор комплексной программы фармакологического лечения проводится в индивидуальном порядке, учитывая разнообразные факторы, среди которых:

  • преобладающие симптомы, сила и частота их проявления;
  • стадия и тяжесть стрессового состояния;
  • возраст пациента;
  • соматическое и психическое состояние здоровья больного;
  • личностные особенности характера, способ реагирования на воздействие стрессоров, индивидуальный порог чувствительности;
  • наличие в анамнезе психических патологий и пограничных состояний;
  • индивидуальные предпочтения и материальные возможности больного;
  • полученный терапевтический ответ на препараты, использованные ранее;
  • переносимость фармакологических средств, их побочные действия;
  • принимаемые медикаментозные средства.

Основной критерий назначения лечения – проявляемые симптомы. Для устранения стрессовых состояний используют:

  • Транквилизаторы;
  • Бета-блокаторы;
  • Аминокислоты;
  • Седативные средства растительного происхождения, бромиды;
  • Нейролептики;
  • Антидепрессанты;
  • Снотворные средства;
  • Витаминно-минеральные комплексы.

В случае если у больного преобладают признаки тревожного состояния (иррациональный страх, чрезмерное волнение, беспокойство без повода) для купирования симптомов проводят кратковременный курс лечения психотропными препаратами. Используют транквилизаторы бензодиазепинового ряда (например: диазепам) или более щадящие анксиолитики других групп (например: адоптол).

Быстро взять под контроль и минимизировать мучительные физические проявления страха способны бета-блокаторы, действие которых направлено на блокировку выброса в кровь адреналина и снижение показателей артериального давления (например: анаприлин).

В преодолении эмоционального напряжения, снижения нервозности и раздражительности хороший терапевтический ответ дает относительно безвредные препараты, имеющие в составе аминоуксусную кислоту (например: глицин).

При слабо выраженных проявлениях тревоги длительным курсом (не менее одного месяца) назначают седативные средства «зеленой» аптеки, изготовленные из валерианы, мяты, мелиссы, пустырника (например: персен). В некоторых случаях используют препараты – бромиды, обладающие значительным седативным потенциалом (например: адонис-бром).

При наличии в картине заболевания «защитных» навязчивый действий рекомендуют прием нейролептиков – препаратов, способных устранить тяжелые психические состояния (например: галоперидол).

При преобладании депрессивных проявлений (апатии, угнетенного состояния, тоскливого настроения) используют антидепрессанты различных групп. При легкой форме депрессивных настроений назначают прием длительным курсом (более одного месяца) средств растительного происхождения. Так, антидепрессантный эффект обеспечат препараты на основе зверобоя (например: деприм). В более тяжелых и опасных случаях используют психофармакологические антидепрессанты различных групп. Просты в применении, не приводят к передозировке и показывают высокий результат селективные ингибиторы обратного захвата серотонина – СИОЗС (например: флуоксетин). Устранить депрессивные симптомы и уменьшить тревогу способны препараты последнего поколения – мелатонинергические антидепрессанты (единственный представитель данного класса: агомелатин).

Если больной отмечает изменение режима и качества сна (бессонница, раннее пробуждение, прерывистый сон, кошмарные сновидения) назначают прием снотворных препаратов, как растительного происхождения, так и синтезированных средств бензодиазепинового ряда (например: нитразепам) или новейших химических групп (например: зопиклон). Использование в качестве снотворных барбитуратов на сегодняшний день потеряло свою актуальность.

Немаловажную роль в преодолении стрессовых состояний является восполнение в организме дефицита витаминов и минералов. В ситуациях эмоционального напряжения рекомендуют прием витаминов группы В (например: нейровитан), средств с магнием (например: Магне В6) или мультиактивных комплексов (например: витрум).

Психотерапия стрессовых состояний – методики, разработанные для оказания благотворного лечебного влияния на психоэмоциональную сферу деятельность, напрямую связанную и воздействующую на функционирование организма человека в целом. Психотерапевтическая помощь – нередко единственный уникальный шанс, позволяющий лицу, пребывающему в стрессовом состоянии, преодолеть имеющиеся проблемы, корректировать ошибочные представления и без негативных последствий избавиться от тревожного, депрессивного состояний.

Современная психотерапия использует свыше 300 разнообразных методик, в числе самых распространенных, востребованных и действенных методик:

  • Психодинамическая;
  • Когнитивно-поведенческая;
  • Экзистенциальная;
  • Гуманистическая.

Направление 1. Психодинамический подход

Основан на методике психоанализа, родоначальником которого был известный талантливый ученый Зигмунд Фрейд. Особенность терапии: перенесение в область сознания (осознание) пациентом вытесненных в подсознательную сферу воспоминаний, испытанных эмоций и ощущений. Используются приемы: изучение и оценка сновидений, свободного ассоциативного ряда, исследование особенностей забывания информации.

Направление 2. Когнитивно-поведенческая терапия

Суть данного метода – информирование и обучение индивида приспособительным навыкам, необходимым в эмоционально трудных ситуациях. У человека формируется и сохраняется новая модель мышления, позволяющая верно оценить и адекватно действовать при столкновении со стрессовыми факторами. В искусственно созданных стрессовых ситуациях пациент, пережив состояние, близкое к паническому страху, заметно снижается порог чувствительности к тревожащим его негативным факторам.

Направление 3. Экзистенциальный подход

Суть терапии по данной методике заключается в концентрации на имеющихся трудностях, пересмотр пациентом системы ценностей, осознание личной значимости, формирование самоуважения и верной самооценки. В ходе сеансов человек обучается способам гармоничного взаимодействия с окружающим миром, вырабатывает самостоятельность и осознанность мышления, приобретает новые поведенческие навыки.

Направление 4. Гуманистический подход

Данный метод базируется на постулате: человек обладает неограниченными способностями и возможностями для преодоления проблем при наличии значимого стимула и адекватной самооценки. Работа врача с пациентом направлена на раскрепощение сознания человека, освобождение от нерешительности и неуверенности, избавление от страха поражения. Клиент обучается реально осознавать и анализировать причины имеющихся трудностей, разрабатывать верные и безопасные варианты преодоления проблем.

Человеку свойственно стремление избавиться от боли, напряжения, тревоги. Однако эта способность испытывать неприятные ощущения, как ни странно, – один из ценных подарков природы. Состояние стресса – явление, призванное предупредить индивида об угрозе целостности и жизнедеятельности организма. Это – идеально действующий механизм, активизирующий естественные рефлексы сопротивления, уклонения, отступления или бегства, незаменимый в сражении с негативным враждебным окружением. Неприятные ощущения, сопутствующие состоянию стресса, мобилизуют скрытые ресурсы, побуждают к приложению усилий, проведению перемен и принятию нелегких решений.

Каждому человеку необходимо научиться эффективно и рационально управлять стрессом. Если событие, вызвавшее стресс, зависит от индивидуальной деятельности (например: эмоциональное напряжение вследствие чрезмерной нагрузки в профессиональной сфере), следует сконцентрировать усилия на разработке и анализе вариантов, чтобы изменить существующее положение. В случае, если эмоционально трудная ситуация вызвана внешними факторами, неподвластными контролю и управлению индивидом (например: смерть супруга), необходимо принять этот негативный факт, смириться с его существованием, изменить восприятие и отношение к этому событию.

Метод 1. Выпускаем эмоции

Снять накопившееся напряжение, избавиться от отрицательных эмоций призваны специальные техники дыхания. Выполняем энергичные движения (махи) руками, затем закрываем глаза. Делаем медленный глубокий вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд, не спеша проводим выдох через рот. Выполняем 10-15 подходов. Стараемся максимально расслабить мускулатуру. Концентрируем свое внимание на возникающих ощущениях.

Метод 2. Раскрываем душу

В профилактике и преодолении стрессовых состояний неоценимая роль отведена эмоциональной поддержке извне и дружескому общению. Проблемные моменты, откровенно и свободно поведанные близкому человеку, утрачивают глобальную значимость и перестают восприниматься как катастрофические. Дружеское общение с особами-оптимистами позволяет человеку сформулировать и высказать вслух тревожащие факторы, выплеснуть наружу негативные эмоции, получить заряд жизненной энергии, выработать стратегию преодоления проблем.

Метод 3. Доверяем свои тревоги бумаге

Не менее эффективным методом борьбы с эмоциональным напряжением является ведение личного дневника. Мысли и желания, изложенные на бумаге, становятся более последовательными и логичными. Фиксирование в письменном виде своих негативных ощущений переносит их из области подсознания в сферу, контролируемую сознанием и управляемую волей индивида. После такой записи стрессовые события воспринимается менее масштабными, осознается и признается факт наличия проблем. При последующем чтении своих откровений, возникает возможность анализа трудной ситуации как бы со стороны, появляются новые пути ее преодоления, формируется стимул для ее разрешения. Особа берет под контроль свое состояния и, принимая прошлое и живя настоящим, начинает прикладывать усилия для благополучия в будущем.

Метод 4. Чертим карту собственных стрессовых факторов

Как говорится, чтобы одержать победу над врагом, необходимо его знать в лицо. Для того чтобы совладать с возникающими негативными эмоциями под час воздействия стрессоров, необходимо выявить и исследовать, какие конкретно события могут «выбить из колеи».

Пребывая в тишине наедине, сосредотачиваемся и стараемся максимально сконцентрировать внимание. Выбираем для анализа минимум 12 аспектов, связанных с различными сферами жизни (например: здоровье, взаимоотношение в семье, успехи и неудачи в профессиональной деятельности, финансовое положение, отношения с друзьями). Затем в каждом из определенных аспектов выделяем ситуации, которые представляют значительную трудность, лишают самообладания и сдержанности. Записываем их в порядке значимости (интенсивность реагирования, временная длительность переживаний, глубина эмоционального восприятия, возникающие негативные симптомы) от наименьшей негативной категории к наиболее травмирующему фактору. После того, как ахиллесова пята выявлена, для каждого пункта составляем список «аргументов»: разрабатываем варианты возможного разрешения проблем.

Метод 5. Трансформируем эмоциональные переживания в жизненную энергию

Отличный способ избавиться от неприятных проявлений стресса – выполнять интенсивно любую двигательную активность. Это могут быть: занятия в тренажерном зале, длительные пешие прогулки, плавание в бассейне, утренние пробежки либо работа на приусадебном участке. Энергичные физические упражнения отвлекают от негативных событий, направляют мысли в позитивное русло, дарят позитивные эмоции и заряжают жизненной энергией. Бег – идеальный естественный метод «убежать» от стресса: ощущая приятную физическую усталость, не остается места и сил на плач о собственном горе.

Метод 6. Выплескиваем эмоции в творчестве

Верный помощник в борьбе с психологическим стрессом – творческая деятельность, занятия вокалом, музыкой, танцами. Создавая прекрасное, человек не только избавляется от негативных ощущений, но и задействует скрытый потенциал, развивает свои способности, значительно повышает самооценку. Музыка напрямую влияет на эмоциональный статус, перенося в мир ярких самобытных ощущений: заставляет плакать и смеяться, горевать и радоваться. Через музыку меняется восприятие собственного «Я» и окружающих, реальный мир предстает в своем многообразии, утрачивается значимость собственных «мизерных» забот. Посредством танца можно выразить свои эмоции, пережить свой негатив, предстать перед светом во всей внутренней красоте.

Метод 7. Повышаем уровень психологических знаний

Важным фактором для успешного преодоления стресса является имеющийся багаж знаний: полный, структурированный, разнообразный. В формировании невосприимчивости к стрессу играют значительную роль протекающие у человека познавательные процессы, определяющие навыки ориентации в окружающей среде, логичность действий, объективность суждений, уровень наблюдательности. Как бы щедро или скупо природа одарила человека талантами, личность ответственна только за использование своих умственных способностей, и не должна останавливаться на пути своего развития.

Метод 8. Изменяем систему убеждений

Особую нишу в восприятии стрессовых факторов занимает индивидуальная система убеждений. Человек, расценивающий окружающий мир как источник опасностей, угроз, проблем, реагирует на стрессоры сильными негативными эмоциями, нередко дезорганизующими его поведение. Довольно часто тяжелые последствия пережитого стресса провоцируют результаты расхождения между реальной сложностью ситуации и ее субъективной оценкой индивидом. Адекватное, реалистичное восприятие мира, где соседствуют благополучие и беды, признание того, что мир несовершенен и не всегда справедлив, стремление к гармонии, оптимизм и благодарность за каждое позитивное мгновение помогают не воспринимать проблемы близко к сердцу.

Метод 9. Повышаем собственную значимость

Человек, реагирующий на любой стресс бурными эмоциями, отличается отсутствием уверенности в своих возможностях и чувством собственной неполноценности. Из-за низкой или негативной самооценки, личность имеет минимальный уровень притязаний и занимает в жизни «позицию перестраховщика». Повысить и сформировать адекватную самооценку помогают простые упражнения – аффермации (позитивные высказывания о своей личности, произнесенные вслух).

Метод 10. Выполняем трудное задание

Отличная техника эмоционального контроля – сильная концентрация внимания на выполняемом задании, позволяющая отвлечься и преодолеть ситуационные стрессовые факторы.

Из сфер, приносящих удовлетворение и радость, выбираем одну сложную категорию. Ставим перед собой четкую цель, определяем конкретные конечные сроки воплощения задумки в жизнь (например: за полгода изучить французский язык, сконструировать модель вертолета, покорить горную вершину).

В завершение: Каждый человек может преодолеть стресс и контролировать сложную ситуацию, если станет концентрировать внимание на имеющейся проблеме, а не проявляемых эмоционально защитных действиях. Активное владение собственным сознанием приносит исключительно положительные результаты, дает личности чувство господства над стрессорами, укрепляет чувство собственной значимости, повышает оценку своих способностей, увеличивает шанс раскрытия возможностей.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

источник